Водный «сепаратизм» идет Центральной Азии только во вред - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.04.2025 |

Водный «сепаратизм» идет Центральной Азии только во вред

Решение многочисленных, взаимосвязанных друг с другом проблем Аральского бассейна и примыкающих к нему водных объектов невозможно без тесного сотрудничества сопредельных стран Центральной Азии. Наиболее эффективный вариант взаимодействия в данной сфере – это совместная разработка и реализация единой, охватывающей весь регион программы по рациональному водо- и природопользованию. Такова основная рекомендация общерегиональной конференции «Водная безопасность для мира и развития», состоявшейся в Душанбе в конце октября.

Этот форум – составная часть международных мероприятий, проводимых в преддверии 9-го Всемирного водного форума, который состоится в Дакаре (столице Сенегала) в марте будущего года.

К сожалению, давние разногласия между странами региона по использованию действующих и освоению новых трансграничных водных ресурсов не устранены в полной мере и поныне. Что, как подчеркивалось в ходе форума, остаётся главным препятствием для системных, согласованных мероприятий не только по оздоровлению Аральского бассейна, но также по устранению/предотвращению последствий изменения природно-климатической среды всего региона. Поэтому национальные программы в данной сфере пока в малой степени учитывают трансграничный характер как самих водных ресурсов, так и проблем, обусловленных нерациональным природопользованием в регионе. Соответственно, снижается отдача мероприятий по предупреждению климатических эксцессов и по устранению их последствий.

       

Усмонали Усмонзода, заместитель премьер-министра Таджикистана, председательствующего в 2020-2023 гг. в Международном фонде спасения Арала (МФСА), в своём выступлении на конференции особо подчеркнул взаимозависимость проблем Приаралья и всей водоснабжающей системы Центральной Азии, поскольку она формируется нижним и средним течениями Амударьи и Сырдарьи – участками, формируемыми на юге и юго-востоке региона. Следовательно, по мнению вице-премьера, требуется недопущение мер, предусматривающих односторонние решения водных проблем.

Такие оценки вполне обоснованны, поскольку с начала 1990-х между странами региона сохраняются серьезные разногласия по использованию сопредельных гидроресурсов. В частности, по освоению их потенциала в электроэнергетике и сельскохозяйственном орошении. Согласованные же объемы отбора воды из Амударьи и Сырдарьи и их трансграничных притоков нередко нарушаются на национальном уровне. По оценкам ЮНЕП (2021 г.) – Программы ООН по окружающей среде, эти факторы являются прямым следствием неурегулированности не менее трети вопросов двухстороннего и трансграничного водопользования. Не урегулировано примерно столько же вопросов по комплексной экологической реабилитации объектов водного хозяйства в регионе, особенно в части соблюдения экологических стандартов при сельхозорошении из межгосударственных сетей.

Далер Абдураззокзода, директор управления энергетической политики и водоресурсов Министерства энергетики РТ, проиллюстрировал упомянутые нестыковки проблемой обеспечения населения стран ЦА питьевой водой, отвечающей санитарным нормам. Причем в Таджикистане, по его оценкам, «не более 60% населения страны имеет доступ к питьевой воде, и подобные проблемы имеются также в других странах Центральной Азии».

В зале заседания конференции

Возьмем, к примеру, лесоразведение/лесовосстановление (ЛРВ), позволяющее, что подтверждено советской и общемировой практикой, бессрочно повысить наполняемость водных ресурсов, естественное плодородие почв, предотвратить опустынивание и другие негативные изменения климата. Только в последние 5-6 лет эти работы по примеру Туркменистана активно проводятся в приаральских районах Казахстана и Узбекистана (в Туркменистане масштаб этих работ, начатых в 1993 г. в национальном секторе Приаралья, лично курировал первый президент страны Сапармурад Ниязов).

ЛРВ проводится в основном в рамках национальных программ повышения качества окружающей среды и экологического оздоровления Аральского бассейна. Так не пора ли объединить все ЛРВ-проекты в том же бассейне в единую межгосударственную программу? По крайней мере, такой подход предопределён самой географией Приаралья и его проблемами.

Усложняет ситуацию, как отмечалось на форуме, таяние ледников в Таджикистане, обусловленное глобальным потеплением. А ведь именно ледники формируют не менее половины общего стока Амударьи – основной реки в ЦА. Схожая, хотя и менее тревожная пока ситуация с ледниками в Кыргызстане, где формируется основной сток Сырдарьи.

По оценкам Регионального экологического центра Центральной Азии (РЭЦЦА) и МФСА, таяние таджикистанских ледников – это непрерывный процесс: их площадь в конце 1990-х составляла до 7% территории республики, а к концу 2010-х – не более 5%. Как следствие, общий речной сток в Аральском бассейне и примыкающих к нему районах (в том числе для транстуркменистанского Каракумского канала) не превышает 52 куб. км, что примерно на 6 куб. км меньше уровня начала 1980-х. Причем в ближайшие 20-25 лет сток основных среднеазиатских рек ввиду сохраняющегося глобального потепления наверняка сократится еще как минимум на 15-17%.

Формирование водных ресурсов Центральной Азии (на рубеже 2010–2020-х гг.)

Так что же делать?

Ряд зарубежных экспертов рекомендует, прежде всего, ужесточить контроль за состоянием водоснабжающих сетей. И переходить к замене орошаемого земледелия с высокой потерей воды капельным орошением. Так, по мнению Рикса Боша, эксперта международной консалтинговой компании HYDROC (участвующей в проектах МФСА и РЭЦЦА), если вложить один доллар в климатически устойчивую водную инфраструктуру, включая систему капельного орошения, то окупаемость такой инфраструктуры вскоре составит до 5 долларов. Это тем более целесообразно, по оценке эксперта, что использование капельного орошения не только сокращает расход воды, но и совершенствует сельхозпроизводство.

Но замена традиционных оросительных маршрутов-систем в регионе ЦА на капельные схемы потребует весомых затрат – их осилить страны региона не смогут даже коллективно. Переналадка же на новую технологию орошения при очевидной ее эффективности неизбежно вызовет на какое-то время дефицит воды для растениеводства, что с учетом природно-климатических условий ЦА чревато продовольственным кризисом почти во всех странах этого региона.

К слову сказать, такой подход под давлением экспертов Запада и его финансовых структур в начале 2000-х был реализован в ряде стран Западной Африки (водные проблемы того региона схожи с центральноазиатскими). И что же? В этих странах возрос дефицит воды для хозяйственных и бытовых нужд, в том числе ввиду «замороженности» проблем трансграничных водоресурсов. Параллельно выросла задолженность тех же стран перед Западом. Именно поэтому западноафриканские страны инициировали созыв в марте 2022 г. 9-го Всемирного водного форума в столице западноафриканского Сенегала.

Словом, проблемы водообеспечения в ЦА не могут быть решены вне общерегиональной программы комплексного водо- и природопользования. Проекты же изменения схем водообеспечения, сложившихся здесь, должны обязательно учитывать местные природно-климатические факторы.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

______________________________

Фото: https://khovar.tj

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5101
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика