Итоги выборов в органы местного самоуправления, которые проходили в Грузии в два тура – 2 и 30 октября, неожиданными и вселяющими надежды на перемены к лучшему не оказались. Страна и после этих выборов осталась погруженной в состояние бесконечной ожесточенной борьбы между двумя главными политическими силами – правящей «Грузинской мечтой» и оппозиционным «Единым национальным движением». Борьбы, которая изнуряет как самих политических субъектов, так и население страны, уставшее от постоянной конфронтации и поляризации. Борьбы, которая затмевает собой волнующие граждан насущные каждодневные проблемы. Борьбы, которая одинаково отталкивает людей как от партии власти, так и от оппозиции.
Второй тур выборов мэра 30 октября проходил в пяти самоуправляемых городах, в том числе Тбилиси, а также в 15 муниципалитетах и 24 избирательных округах – там, где ни один из баллотировавшихся кандидатов на выборах 2 октября не сумел преодолеть установленный законом 50-процентный избирательный барьер. Помимо 20 мэров, 30 октября население выбирало и 42 мажоритарных депутата местных собраний (сакребуло).
В целом по стране процесс голосования проходил мирно и, если можно так выразиться, цивилизованно. В Крцанисском округе столицы, как и в первом туре, избиратели голосовали с помощью «пилотной» электронной системы. Но на отдельных участках в Тбилиси и регионах не обошлось без эксцессов. Они возникали везде, где появлялись лидеры и активисты «Единого национального движения». Председатель этой партии и кандидат в мэры Тбилиси Ника Мелия попытался «выразить протест» на избирательном участке в Вазисубани, что закончилось открытой дракой между ним и неким избирателем – сторонником «Грузинской мечты». Вездесущие оппозиционные телекомпании, которые в Грузии недаром называют партийными телеканалами «Единого национального движения», в течение всего дня вещали о тех или иных фальсификациях, «каруселях» и тому подобных нарушениях, в качестве доказательства приводя снятые ими на тех или иных избирательных участках шумные кадры с участием малоизвестных лиц. Так создавался фон для дальнейшего обвинения правительства и избирательной администрации в краже голосов оппозиции.
Как только закрылись избирательные участки, грузинские телекомпании начали публикацию экзитполов. Данные, хотя были с одинаковыми процентными показателями, оказывались прямо противоположными. В опросе, который представила телекомпания «Имеди», победу во всех пяти самоуправляемых городах с преимуществом в 3-4% одерживали кандидаты от правящей «Грузинской мечты». А в исследованиях, которые опубликовал оппозиционный телеканал «Мтавари», почти с таким же преимуществом во всех округах побеждали кандидаты от «Единого национального движения». Соответственно, обе стороны – «Грузинская мечта» и ЕНД сразу же после закрытия избирательных участков отпраздновали собственную победу на основании данных двух противоположных экзитполов. И распустили своих сторонников по домам дожидаться вердикта ЦИК.
Этот вердикт, как и следовало ожидать, оказался не в пользу оппозиции. С небольшими процентными отличиями конечные данные ЦИК в целом нарисовали ту же картину, что и данные экзитполов телеканала «Имеди». Кандидаты от «Грузинской мечты» одержали победу с разницей в 3-4-5% во всех избирательных округах, кроме Цаленджихи (город в Западной Грузии).
«Единое национальное движение» надеялось на победу своего кандидата Анзора Мелии (отца кандидата в мэры Тбилиси и председателя ЕНД Никанора Мелии) в Зугдиди, где в первом туре он с перевесом в 6% опережал кандидата от правящей партии. Но второй тур надежд оппозиции не оправдал.
Данные ЦИК на некоторое время погрузили оппонентов нынешней власти в режим молчания. Обдумывались реакция и дальнейшие действия. Тем более что перед вторым туром выборов оппозиция «мобилизовалась» и создала альянс. В него вошли ЕНД, партия банкиров «Лело», партия «Гирчи» и движение «Дроа». Две последние были учреждены бывшими членами «Единого национального движения», покинувшими партию в свое время по разным причинам. Оппозиция тем самым надеялась мобилизовать все свои голоса против «Грузинской мечты».
31 октября утром Никанор Мелия созвал срочный брифинг и заявил, что о дальнейших планах действий оппозиция расскажет на «масштабном» митинге, который состоится у здания парламента в тот же день вечером. На масштабность акция у здания парламента не потянула. На нее собрались несколько сотен человек, в основном активистов и членов тех оппозиционных партий, которые создали предвыборный альянс с ЕНД. Н. Мелия объявил своим сторонникам об аннулировании итогов выборов и переходе к бескомпромиссной борьбе с целью возврата «украденных» властями голосов и освобождения из заключения неформального лидера ЕНД, экс-президента Михаила Саакашвили. А еще один член «Единого национального движения» Георгий Барамидзе сообщил, что страна начинает готовиться к новой «мирной» революции с целью смены власти олигарха Бидзины Иванишвили (учредителя ныне правящей «Грузинской мечты»). Не исключено, что отправной точкой революционного развития событий станет городок в Западной Грузии – Цаленджиха, где ЦИК определил победу соратнику М. Саакашвили.
Судя по заявлениям лидеров оппозиции, Грузия переходит в новую волну политической нестабильности, которая, как они уверены, обязательно завершится сменой власти. Иного мнения придерживаются в правящей партии. Как заявили после объявления ЦИК первоначальных итогов выборов лидеры «Грузинской мечты», 30 октября они «довели победу до конца», и отныне в стране начинается период мирного стабильного развития.
Оптимизма правящей партии не разделяют независимые грузинские эксперты, которые небезосновательно ожидают от «главной оппозиционной силы» попыток совершения очередной революции. А это негативно скажется на международном имидже Грузии и нанесет удар по экономике и социальной сфере.
По оценке грузинского аналитика Заала Анджапаридзе, «Грузинская мечта» одержала «волевую победу», которая далась ей нелегко.
«Если сравнить количество голосов, полученное правящей партией на этих выборах, с итогами выборов 2016 года, то в целом партия потеряла около 100 тысяч голосов, а это значит, что часть избирателей разочаровалась в политике правящей партии по самым разным причинам. С другой стороны, за этот же период число избирателей ЕНД возросло. И это может указывать на определенные сдвиги в общественной памяти: какая-то часть населения уже не воспринимает «Единое национальное движение» как ужасное зло, каковым считала эту партию до 2012 года. На все это наслоились ошибки правящей партии, невыполненные обещания и все проблемы социального, экономического и нравственного порядка, особенно обострившиеся в период пандемии. Тем не менее число избирателей, которые не приемлют «Единое национальное движение», все же оказалось достаточным для того, чтобы «Грузинская мечта» и на этот раз одержала победу. Да, она потеряла определенное количество избирателей, но, видимо, эта потеря оказалась не такой критической, чтобы могла отразиться на раскладе сил и результате выборов», – отметил З. Анджапаридзе в беседе с «Ритмом Евразии».
Эксперт предполагает, что последующий период спокойным для Грузии не будет, тем более что у оппозиции появился новый «козырь» и новый «стимул» для политической борьбы – сидящий в тюрьме экс-президент Саакашвили. Напомним, что он тайно приехал в Грузию накануне местных выборов, но был арестован 1 октября вечером и отправлен за решетку. Экс-президент заочно осужден в Грузии по разным уголовным делам, а сейчас к числу совершенных им преступных деяний добавилось и незаконное пересечение границы.
«Надеяться, что оппозиция признает результаты выборов, было бы абсолютно нереалистично. И то, что происходит сейчас, вполне укладывается в логику действий оппозиции, особенно на фоне присутствия Саакашвили в Грузии. Если бы ЕНД и его соратники смирились с результатами выборов, то сам факт нахождения в стране экс-президента просто обесценился бы. Так что оппозиция под воздействием фактора Саакашвили и исходя из своей краткосрочной и среднесрочной повестки дня решила идти ва-банк», – пояснил З. Анджапаридзе.
По его словам, оппозиция во главе с ЕНД надеется, что в последующий период сумеет «сгенерировать» поддержку как своих западных партнеров, так и сторонников внутри страны, чтобы продолжить реализацию собственных планов, нацеленных на возвращение к власти.
«Так что сейчас Грузия вступает в новую фазу политического и гражданского противостояния, которое стране ничего хорошего не принесет. Если рассматривать вопрос в чисто социально-экономическом плане, то Грузия опять получит статус страны повышенного риска. Сюда не будут вкладываться инвестиции со всеми вытекающими последствиями. Это отрицательно повлияет на курс национальной валюты, экономическая активность снизится. Так что ситуация достаточно серьезная», – заявил эксперт.
Учитывая, что «националы» одержали победу в Цаленджихе, он не исключает, что именно она может стать центром «сопротивления». Однако в успехе революционных потуг оппозиции он сомневается. «Цаленджиха имеет для ЕНД чисто символическое значение, учитывая, что в 2003 году именно с Цаленджихи началась «революция роз», именно оттуда двинулась колонна оппозиции во главе с М. Саакашвили, которая затем прибыла в Тбилиси. Националы вообще очень любят символы и будут всячески обыгрывать этот факт, чтобы сделать Цаленджиху центром сопротивления. Но я не думаю, что это принесет им существенные политические преимущества, потому что сейчас не 2003 год и государственные институты сегодня не те, что были тогда. Конечно, оппозиция может попытаться устроить новую революцию, но если государство окажется на своем месте и начнет проводить политику, которую от нее ожидает общество, то потуги оппозиции окажутся напрасными», – подчеркнул З. Анджапаридзе.
Менее оптимистично настроен еще один независимый грузинский аналитик Демур Гиорхелидзе. Снижения противостояния в стране после выборов он также не ожидает.
«Я думаю, что результаты выборов очень плачевны. Они указывают на раскол общества на три части. Две части – это меньшинство, противостоящие между собой сторонники нынешней власти и «Национального движения». А более 55% избирателей просто не пришли на выборы и этим показали, что не доверяют ни одной из сторон», – пояснил Д. Гиорхелидзе.
По его оценке, результаты участников второго тура выборов настолько плотны, что говорить об успехе какой-либо стороны нельзя. Причиной такого положения эксперт называет ошибочную линию правящей партии.
«Ошибочная политика «Грузинской мечты» привела к тому, что она по существу повысила легализацию «Национального движения» и оппозиции в целом. Хотя в самой оппозиции, кроме «Нацдвижения» нет такой силы, которая могла бы считаться самостоятельным субъектом политики. Все они находятся под крылом «Нацдвижения». Так что это не очень хороший результат для государства, для развития. Это противостояние ситуацию в стране к лучшему не изменит. И к парламентским выборам противостояние между властью и оппозицией будет намного сильнее. А это ничего хорошего не предвещает», – подчеркнул Д. Гиорхелидзе.
Связанная с выборами «горячка» в Грузии еще не закончилась. ЦИК продолжает процедуры, связанные с пересчетом голосов на спорных участках. Но даже окончательные результаты, которые выложит избирательная администрация, атмосферу в стране, вероятно, улучшить не смогут. Оппозиция уже анонсировала очередную масштабную акцию протеста в центре Тбилиси. Первоначально было заявлено, что эта акция пройдет в воскресенье 7 ноября. Такое заявление на митинге у здания парламента 31 октября сделал Ника Мелия.
Но 7 ноября для большинства населения Грузии является печальной датой и пятном на политической репутации «Единого национального движения». В этот день в 2007 году тогдашняя власть (которая была в руках ЕНД) жестоко подавила акцию протеста оппозиции, а вечером устроила погром в офисе телекомпании «Имеди». Видимо, в ЕНД осмыслили этот факт, поэтому позднее от идеи проведения масштабной акции протеста 7 ноября отказались. А новую дату пока не назвали.
В любом случае в ближайший период уставшему от протестов и обессиленному пандемией населению Грузии политики скучать явно не дадут.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram