Длительный процесс по продлению контракта на поставку российского газа в Молдову, который вполне допустимо охарактеризовать выспренним словом «эпопея», завершен. Поэтому сейчас, когда на ближайшие пять лет маленькая страна надежно обеспечена голубым топливом, можно провести небольшой анализ того, как это происходило, почему пришлось доводить ситуацию в Молдове до объявления ЧП в энергетической сфере, кому это понадобилось и кто, собственно, оказался в выигрыше в результате происшедшего.
О том, что срок действующего контракта на поставку газа от российского «Газпрома» истекает 1 октября, руководство Молдовы знало прекрасно, но почему-то не предпринимало никаких шагов для его продления. Казалось бы, в преддверии зимы сложно придумать более важные вопросы, которыми следовало заняться. Однако примеры действий главы правительства Венгрии Виктора Орбана или президента Сербии Александра Вучича, которые лично занялись столь жизненно важным вопросом на фоне постоянно растущих биржевых котировок на газ, никоим образом не сподвигли главу РМ Майю Санду и проевропейское правительство партии PAS обратить внимание на «газовую тему».
Причин для этого можно назвать достаточно много. Безусловно, это прежде всего расчет на то, что биржевые котировки цен на газ упадут. Дело в том, что формула расчета цены на поставляемый газ, которую ранее Молдова продвигала, имела следующий вид:
- в теплое время года, с апреля по октябрь, цены на газ для Молдовы учитывали спотовую составляющую с учетом конъюнктуры германского газового хаба NCG (сейчас THE);
- в зимний период, на который приходится до 80% потребляемого газа в стране, действовала формула с привязкой к ситуации на рынке дизельного топлива и мазута.
Такая формула позволяла Молдове в 2020 г. импортировать газ по цене около 148,87 долл. за 1 тыс. кубометров. При этом условия поставки включали транспортные расходы до границы, что обеспечило дополнительную экономию в размере более 40 млн долл.
Таким образом, одной из причин, по которой начало переговоров по продлению контракта и согласованию цены намеренно затягивалось, было желание отойти от привязки к растущим спотовым показателям для того, чтобы снизить цену на поставляемый газ.
Конечно же, при этом нельзя не учитывать и политическую конъюнктуру, которая после поездок М. Санду на встречи «Ассоциированного трио» и «Крымской платформы» складывалась крайне неблагоприятно для Молдовы. Очевидно, что после подобных антироссийских демаршей руководство РМ не могло рассчитывать на доброжелательную атмосферу на переговорах. Это нашло подтверждение в ходе Санкт-Петербургского газового форума, на котором Андрей Спыну, вице-премьер правительства, занимающий также пост министра инфраструктуры, искал встречи с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, но так и не преуспел в этом.
И вот 1 октября истекший контракт был продлен на один месяц, но теперь цена в нем устанавливалась уже по формуле договора от 2008 г., и поэтому в октябре Молдова импортировала газ по цене уже 790 долл. за 1 тыс. кубометров, причем объем поставок был снижен до 53,8 млн кубометров.
На начавшихся так поздно переговорах представитель Молдовы вице-премьер Спыну добивался снижения значительного снижения цены на газ – в среднем до 200-300 долл. за 1 тыс. кубометров. Причем подчас мотивировка этих требований выглядела довольно странно. Так, одним из аргументов молдавской стороны было то, что у Молдовы… «нет денег», чтобы покупать газ по цене, установленной «Газпромом». Со своей стороны, «Газпром» предлагал 25% скидки на газ, однако обуславливал это гарантиями погашения долга Молдовы за поставленный газ (тело долга – 433 млн долл. США, с учетом просроченных платежей 709 млн долл.). Представители РМ не были согласны с этими цифрами и настаивали на аудите и отдельном рассмотрении вопроса по существующей задолженности.
Параллельно с этим молдавское руководство искало «альтернативные источники поставок газа», как бы странно это ни звучало в условиях монополии «Газпрома». Причем в какой-то момент даже показалось, что эти поиски могут увенчаться успехом. Власти Молдовы даже заключили два контракта на поставку топлива из подобных «источников». Контрагентами стали польская государственная компания PGNiG, с которой 25 октября был подписан контракт на пробную закупку 1 млн кубометров природного газа по рыночной цене приблизительно 1 тыс. долл. за 1 тыс. кубометров, и американо-украинская компания Energy Resources of Ukraine (Энергетические ресурсы Украины, ERU). На эти цели парламентское большинство уполномочило правительство выделить 1,7 млрд леев (около 93 млн долларов).
Правда, по непонятной причине контрагентом с молдавской стороны для заключения контрактов была определена компания Energocom, а не АО «Молдовагаз». Это обстоятельство вызвало резкое недовольство представителей оппозиции, обоснованно предположивших, что за поисками «альтернативных источников газа» скрываются не только политические мотивы, но явные признаки подозрительных экономических схем. Основания для подобных выводов подкреплялись еще и тем, что не так давно сами представители правящей партии PAS заявляли о необходимости тщательного расследования деятельности компании Energocom в области поставок электроэнергии в Молдову в период режима Плахотнюка.
Что касается переговоров между «Газпромом» и «Молдовагазом», которые шли в это время в Москве, то они складывались непросто. Однако 29 октября соглашение было все же достигнуто. Вот главные моменты этого документа:
1. Правительства двух стран проведут заседание молдавско-российской межправительственной комиссии в ноябре;
2. Будет создана рабочая группа по энерговопросам;
3. На основании соглашения предыдущий контракт между «Газпромом» и компанией «Молдовагаз» будет продлен на 5 лет по формуле цен, предложенной молдавской стороной;
4. До 1 мая 2022 года будет подписано соглашение на пять лет об урегулировании суммы задолженности Молдовы за газ;
5. До этого время будет проведён аудит взаиморасчетов и согласована окончательная сумма задолженности Молдовы перед Россией;
6. Национальная комиссия по чрезвычайным ситуациям обеспечит выделение финансов на оплату газа в октябре и ноябре, чтобы не провоцировать рост задолженности.
По условиям нового договора цена газа на ноябрь составляет 450 долларов за 1 тыс. кубометров. Для сравнения: средняя цена, уплаченная за природный газ из альтернативных источников, составила около 994 долларов за 1 тыс. кубометров.
Если подводить баланс заключенного соглашения, то можно утверждать, что оно оказалось взаимовыгодным. Молдова обеспечила себя природным газом на ближайшие 5 лет, и, хотя цена топлива существенно возросла, все же она является объективной и соответствует существующей на данный момент рыночной конъюнктуре. Проевропейская власть Молдовы также получила определенные политические дивиденды, продемонстрировав способность к заключению соглашений с Россией.
В то же время судьба 93 миллионов долларов, выделенных компании Energocom, продолжает оставаться неясной. Всего из этой суммы было потрачено не более 17 миллионов, а что происходит с остальными деньгами, пока остается за завесой секретности, установленной проевропейской властью.
Что касается России, то «Газпром» сохранил Молдову в качестве стабильного покупателя с контрактом на 5 лет, чего всегда добивался. Фактически российский монополист добился удачной формулы привязки к нефти и газовому рынку и признания долгов Молдовой (речь о 709 млн долларов) после проведения аудита.
Кроме этого, газопровод Яссы–Унгены–Кишинев, в который Запад вложил около 150 млн евро и который задумывался как альтернативный «Газпрому» источник газа, будет оставаться пустым еще как минимум пять лет.
Немаловажным итогом заключенного соглашения для России остается продолжение поставок газа для Приднестровья. В общем-то, не является секретом, что одним из главных аргументов молдавской стороны на завершившихся переговорах являлось то, что в случае их провала Приднестровье могло остаться без газа. При этом подобное развитие событий могло существенно повлиять и на рынок продажи электроэнергии в регионе. На сегодняшний день Молдавская ГРЭС, расположенная в Приднестровье, на рынке экспорта электроэнергии предлагает 1 МВт электроэнергии по 54 доллара, в то время как Украина установила цену в 140 долларов!
Кроме этого, по неподтвержденной пока информации, «Газпром» добился заморозки внедрения в Молдове Третьего энергетического пакета ЕС, согласно которому АО «Молдовагаз», в котором российской стороне принадлежит 51% акций, должно быть разделено на три предприятия.
Достижение договоренностей на основе переговоров, без ведения «торговых войн» и введения различных санкций является оптимальным вариантом решения возникающих разногласий между государствами. К сожалению, в последние годы этот вариант решения международных проблем встречается все реже. Однако позитивные примеры подобного поведения, продемонстрированные Молдовой и Россией в лице «Газпрома», могут вернуть к жизни и старые надежные методы ведения международной экономической политики.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram