На днях замглавы МИД Польши Шимон Шинковский вель Сенк, выступая в парламенте, сказал буквально следующее: «Поляки на Украине подвергаются дискриминации относительно свободы вероисповедания, доступа к образованию на родном языке и свободы слова». Эти слова вызвали негодование официального Киева – там, напротив, считают, что представителям польского нацменьшинства жаловаться не на что.
Слов нет, поляки на Украине находятся в несколько более выгодных условиях, чем люди, продолжающие настаивать на своей русскости. Но основания для недовольства нынешним украинским государством есть и у поляков – и отнюдь не выдуманные.
Вопрос языка обучения
Шимон Шинковский вель Сенк указывает, что социально-экономическая ситуация на Украине вынуждает граждан польского происхождения стремиться уезжать из этой страны. При этом, по его словам, украинские поляки чувствуют себя неуютно, в том числе и из-за условий, в которые их ставят власти «незалежной», в частности вынуждая всё время созерцать прославление тех лиц, которые во время минувшей войны жестоко убивали их бабушек и дедушек.
В Киеве заявления Шинковского встретили с большой нервозностью и отреагировали на них с обидой. «Использование подобных утверждений относительно положения польского сообщества на Украине по меньшей мере некорректно», – поспешил заявить представитель Министерства иностранных дел Украины Олег Николенко. «Удивлены, что это заявление прозвучало на следующий день после успешного заседания в Варшаве консультационной комиссии по удовлетворению образовательных потребностей представителей украинского меньшинства в Польше и польского меньшинства на Украине. Комиссия подтвердила взаимопонимание и обоюдную открытость к конструктивному диалогу», – отметил он. По его словам, высказывания, подобные тому, что сделал Шинковский вель Сенк, «вводят в заблуждение общества двух стран, не отражает реальное состояние дружеских и партнерских отношений Украины и Польши».
Однако недовольство Варшавы своим соседом вызвано причинами, отнюдь не вымышленными. По данным переписи населения 2001 года на Украине (с тех пор переписи здесь не проводились из страха шокировать общество их результатами), польское этническое меньшинство насчитывало 144 100 человек. Есть основания полагать, что с тех пор их стало значительно меньше – во всяком случае, Шинковский вель Сенк отметил, что «польские общины в Украине сокращаются тревожными темпами, особенно молодежь». Ещё в 2016 году на Украине действовали 10 школ и потоков с обучением на польском языке, однако вскоре их количество сократилось вдвое.
Строго говоря, дипломат объяснил проблемы поляков, проживающих на Украине, разными причинами. Среди названных им есть и объективные (пандемия Covid-19 и нынешнее плачевное экономическое положение Украины), и субъективные – политические решения украинской власти. К их числу относится насильственная украинизация, когда этническим полякам навязывают не только украинский язык, но и прославление военных преступников, виновных в геноциде поляков в 1943-44 годах (а ведь Волынская резня считается в Польше одной из главных национальных трагедий). Не меньшее недовольство вызывает украинский закон об образовании, предусматривающий перевод всех местных школ нацменьшинств на государственный язык.
Правда, после того как Варшава высказала свое возмущение по этому поводу, в октябре 2017 года страны подписали особую декларацию. Она гарантирует права польского нацменьшинства на Украине и украинского в Польше на обучение на родном языке не только в начальных, но и в средних школах. Киев вынужден был пойти на эти условия с учетом того, что украинская община в Польше растет не по дням, а по часам. Однако существование в их стране польских школ вызывает возмущение украинских националистов. Были случаи, когда учебные заведения такого рода пытались поджечь, а их сотрудников и учеников закидывали камнями. Опять же сдавать экзамен по польскому, для того чтобы получить аттестат, Министерство образования и науки Украины всё-таки запретило. Так что говорить о языковой дискриминации в образовании украинские поляки имеют все основания.
…и бандеризация всей страны
Главной проблемой в отношениях двух стран является, безусловно, усиленно продвигаемая «бандеризация» Украины. Локомотивом подобной политики, навязывающим её всей остальной стране, является Львов, который, кстати, многие поляки считают владением своего государства, незаконно отторгнутым.
И недавно Львов вновь «отличился»: депутаты местного областного совета провозгласили следующий, 2022 год годом УПА*. «Мы провозглашаем 2022-й годом Украинской повстанческой армии – по случаю восьмидесятилетия с дня основания УПА. Это невероятно важная инициатива. И важно, чтобы провозглашение года УПА было поводом для проведения мероприятий, информационной работы и исследований, касающихся Украинской повстанческой армии. Мы должны праздновать годовщину УПА не только 14 октября, а весь год», – призвал председатель комиссии по вопросам культуры и информационной политики областного совета Святослав Шеремет.
Львовский облсовет инициативу Шеремета поддержал: 60 депутатов проголосовали за, лишь двое воздержались. По этому поводу депутат Госдумы РФ Елена Панина отметила: «Очевидно, это такой "подарок" Польше, куда на днях съездил с визитом глава МИД Украины Дмитрий Кулеба. Позже Кулеба много рассказывал о важности украинско-польских отношений – конечно, в интересах отражения "российской угрозы". Но реальность такова, что это Западная Украина является угрозой для Польши, а не Россия. Дух украинских националистов, которые во время Второй мировой войны убивали мирных поляков, до сих пор не выветрился на землях, в межвоенный период принадлежавших Польше».
А 8 октября были подведены итоги объявленного Львовским облсоветом конкурса на соискание премии имени Степана Бандеры. Всем победителям вручили денежные премии по 20 тысяч гривен. Среди них оказалось одно учреждение – Историко-краеведческий музей города Сколе, а также три физических лица: военный капеллан, настоятель грекокатолического храма в Городке Михаил Гредиль, заместитель первого проректора Украинского католического университета Ульяна Кульчицкая и писатель Олег Кристиняк.
В тот же день депутаты Львовского горсовета единогласно приняли обращение к Верховной Раде, правительству и президенту Украины с просьбой присвоить звание Героя Украины сотенному УПА, 98-летнему Мирославу Симчичу. Звание «Почётный гражданин Львова» он уже имеет.
Нынешний президент Украины Владимир Зеленский, придя к власти, предпринял большие усилия для того, чтобы наладить отношения с Польшей. Эти отношения омрачились ссорами при предыдущем президенте Петре Порошенко из-за того, что при нем Киев решительно взял курс на героизацию нацистских приспешников. Именно в бытность Порошенко главой Украины Сейм Польши признал геноцидом массовые убийства поляков, которые совершили украинские националисты в Волыни, Восточной Галиции и юго-восточных воеводствах Польской Республики в 1939–1945 годах. В ответ Верховная Рада Украины приняла заявление, осуждающее данное решение Польского сейма.
Зеленский этот вектор отменить не смог, но он настаивает, что, дескать, Украина и Польша оба вместе пострадали от «двух тоталитарных режимов в СССР и Германии». Нынешний глава «незалежной» всячески подчеркивает, как важна для Киева дружба с Варшавой, в связи с чем одно время политологи даже говорили об «оттепели» в двухсторонних отношениях. Однако периодически доносящиеся из Украины новости о чествовании гитлеровских приспешников раз за разом вносят помехи в эти отношения.
Польские власти зачастую пытаются эти известия игнорировать, но тут они находятся в зависимости от польской общественности, которая относится к бандеровской идеологии очень плохо. Недаром с 2009 года дата 11 июля отмечается в Польше как Национальный день памяти жертв геноцида украинских националистов.
Тесной дружбы не получится
Недавно польское издание Myslpolska выпустило материал, уличающий президента Зеленского в лицемерии. Автор статьи в Myslpolska подчеркнул, что тот и вместе с ним правительство Украины не пытаются противостоять практике прославления нацистских коллаборационистов. Напротив, Киев все больше и больше подтверждает сомнения поляков по части «протрезвления» в своих позициях. Например, 13 июня стало известно о том, что солдат президентского полка прислали в качестве почетного караула на похороны участника дивизии СС «Галичина» Ореста Васкула.
Проживающие на Украине поляки, которые вынуждены чуть ли не ежедневно созерцать подобные непотребства, большей частью молчат. Им просто ничего другого не остается, так как в условиях воцарившегося на Украине беззакония любая критика как в адрес как современных нацистов, так и по поводу политики прославления Бандеры, Шухевича и им подобных может закончиться для них кровавой расправой. В сегодняшней Украине распоясавшиеся нацистские банды чувствуют себя совершенно вольготно, и они уже неоднократно показывали, что не боятся марать руки в крови.
Вот и стараются поляки уехать. Они не видят причин оставаться в бесперспективном государстве, где, мало того что всюду царствует нищета, так ещё и могут избить, покалечить, а то и убить за протест против восславления нацистов и их приспешников.
С другой стороны, нельзя не отметить, что другими непосредственными жертвами насаждения бандеровской идеологии то и дело становятся украинские гастарбайтеры, работающие в самой Польше. На настоящий момент несколько сотен тысяч украинцев трудятся «на панов». Многие из них периодически жалуются на плохое, презрительное отношение к себе – так как многие поляки видят в каждом украинце носителя бандеровской идеологии. Периодически заробитчан в Польше оскорбляют, избивают и даже убивают, например громкий случай такого рода произошел 30 июля в польском городе Вроцлаве. Заробитчане оказались заложниками идеологии, насаждаемой в их родном государстве, из-за которой в Польше чуть ли не всех гастарбайтеров заранее считают бандеровцами. Периодически раздаются призывы выдворить украинцев из Польши, поскольку, как утверждают последователи уже польского национализма, «тяга к геноциду поляков у всех украинцев в крови».
По словам главы Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, Польшу в целом очень беспокоят вопросы двух категорий – исторические и языковые. И в этом плане выступление зам. главы польского МИД, о чем шла речь в самом начале, символично. «Да, претензии поляков к Украине не такие регулярные и острые, как у венгров и румын. Я думаю, что это в силу того, что у поляков отсутствует на территории Украины полноценная система образования, у них были только классы, группы, воскресные школы. Но вот почему эта критика со стороны польского министра вдруг прозвучала сегодня – вопрос интересный. Может быть, это эксцесс чиновника, который занимается данной проблемой и так доказывает свою полезность. Но я не исключаю, что в целом ухудшаются украинско-польские отношения. Ведь так и не наступила разрядка по историческим вопросам. И это несмотря на то, что президент Владимир Зеленский и его коллега много говорили о том, что стороны договорятся о том, как трактовать вопросы прошлого, прежде всего ОУН-УПА», – считает аналитик.
Что ж, как бы ни пытались Киев и Варшава изобразить тесную «дружбу», факты дискриминации и коренные противоречия во взглядах на недавнюю историю – налицо.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram