Нарастание напряжённости на фронтах Донбасса продолжается. Ежедневно из шахтёрского края приходят накаляющиеся сводки. В конце октября глава ДНР Денис Пушилин заявил о тревожных сигналах, говорящих о подготовке Украины к большой войне, а Генштаб ВСУ подтвердил применение украинскими формированиями ударного беспилотного аппарата Bayraktar. И происходит это при молчаливом согласии или попустительстве международных наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
За прошедший октябрь специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в республиках, которая обязана наблюдать за ситуацией и реагировать на отклонения от нормы противоборствующих сторон, либо предотвращать обострения, особо «отличилась». На деле международные наблюдатели молчат при нарушениях режима тишины со стороны ВСУ, при сбитых беспилотных аппаратах своей миссии, когда ранят или убивают мирных жителей городов республик, даже при стягивании украинской военщиной тяжёлой техники к линии разграничения.
Более чем характерным стало молчание миссии при похищении наблюдателя-офицера от ЛНР в Совместном центре по координации и контролю соблюдения Минских соглашений Андрея Косяка. Произошло это преступление 13 октября в районе пункта пропуска пешеходов и транспорта «Первомайск-Золотое». В обеих республиках раньше наблюдателей СММ недолюбливали и критиковали, сейчас их просто ненавидят из-за профессиональной «слепоты и глухоты».
Игнорирование данного преступления Киева возмутил жителей Донбасса. Глава ЛНР Леонид Пасечник практически сразу после похищения объявил о прекращении работы с миссией до момента освобождения Косяка. Полномочный представитель России в контактной группе Борис Грызлов подчеркнул поверхностное отношение ОБСЕ к вопиющему факту.
Жители Донецка несколько дней подряд блокировали офис ОБСЕ в Донецке. Палаточный городок вокруг здания пестрел плакатами негативного отношения к «слепцам» из СММ. Митинги протеста дончан усилил приезд известной рок-певицы из России Юлии Чичериной. Вокруг похищения луганского офицера уже образовался своеобразный фронт противников киевского произвола и преступлений. Именно в поддержку этого движения артистка устроила свой концерт.
В итоге никакой реакции от иностранной миссии наблюдателей на похищение наблюдателя-офицера от ЛНР так и не дождались.
На днях группа специалистов ОБСЕ покинула свой пост на МАПП «Гуково» и «Донецк» на границе России и Донбасса. Сворачивание своей миссии наблюдатели объяснили истечением мандата на свою деятельность. На территории республик наблюдатели объявили об ограничении своей работы в связи с обострением ситуации на местах и с «усложнением эпидобстановки». Война продолжается, и «слепцы» уже не в силах даже символически контролировать ситуацию. ВСУ открыто сбивают их беспилотники, не пускают инспекторов СММ на объекты, усиливая своё присутствие на линии фронта.
Прецедент в Старомарьевке – лакмус для ОБСЕ
Вторую неделю на карте ДНР пылает горячая точка – район села Старомарьевка, бывшая «серая зона», захваченная боевиками ВСУ в конце октября. Отметим, что на обширном южном участке фронта длиной в 20 км естественной преградой между позициями ДНР и украинской армии является река Кальмиус. На левом берегу реки располагаются города и селения ДНР, а на правом – занятые Украиной. Старомарьевка стоит на левом берегу, но после подписания Минских соглашений она оказалась в так называемой демилитаризованной зоне, де-юре оставшись с Донецком. Именно сюда в ночь на 26 октября вторглись военнослужащие 93-й моторизированной бригады ВСУ совместно, как предполагают, с карательными батальонами украинских радикалов, нарушив мирные договорённости. Они использовали понтон для пересечения реки и заняли село, перекрыв его блокпостом. На следующий день донецкая артиллерия сожгла понтон. Но село фактически оказалось на «правом» берегу Кальмиуса.
Заложниками военных преступников Киева стали 180 жителей поселения, 37 из которых – российские граждане, получившие паспорта РФ в нынешнем году. Известно, что несколько жителей СБУ отправила в свои застенки, судьба их неизвестна. Ситуация вокруг Старомарьевки остаётся неопределённой, нет информации о положении жителей, украинский штаб оккупационной ООС не даёт сведений, а мобильная связь глушится украинской стороной. Редкие приезжающие в ДНР селяне из захваченной зоны стараются ничего не рассказывать, опасаясь последствий.
Что касается наблюдателей ОБСЕ, то они опасаются ездить в Старомарьевку ввиду острой ситуации в районе. Как значится в отчёте за 27 октября, патруль наблюдателей выполнял оценку автодороги Т0512 между Тельманово и Старомарьевкой (62 км к югу от Донецка). При помощи мини-БПЛА специалисты зафиксировали поврежденный автомобиль рядом с дорогой, ведущей в захваченный пункт, а также место огневого поражения примерно в 2 км к востоку от указанного поселения. Далее наблюдатели решили не ездить туда во избежание опасности.
Отбивать поселение военным путём не представляется возможным, поскольку это повлечёт потери среди гражданских. Захват произошёл «тихо и без сопротивления», поскольку подразделений НМ ДНР в селе не было и быть не могло, согласно тем самым Минским соглашениям. «Отмечу, однако, что это не первое вероломное занятие ВФУ нейтральной территории за последние семь лет. Это они делали и раньше. Число «серых» зон неумолимо сокращается», − подчёркивает заместитель начальника Народной милиции ДНР Эдуард Басурин. Ситуация ещё больше накаляет обстановку в республиках.
Обстрелы лишь усиливаются
В посёлке Донецкий на территории ЛНР на днях боевики ВСУ атаковали ПТУРом жилые дома в момент подвоза воды мирным жителям. Бездействие наблюдателей ОБСЕ фактически развязывает руки киевским преступникам на обстрелы жилых районов республик и инфраструктуры. Американский журналист Патрик Ланкастер брал интервью у жительницы Донецка, помогавшей восстанавливать жильё по улице Стратонавтов на северо-западной «фронтовой» окраине столицы ДНР. «ВСУ стреляют потому, что находящееся в Донецке ОБСЕ работает на Украину. Если бы они добросовестно работали, обстрелов бы не было. И после обстрела они сюда не приехали», − цитирует иностранный военкор комментарий дончанки.
Зато военкоры отмечают пристальное внимание наблюдателей ОБСЕ к ненужным деталям. В ежедневном отчёте миссии, которая всё же продолжает частичное наблюдение за территорией Донбасса, за 3 ноября отмечены 27 неопределённых боеприпасов в полете. Явно речь идёт о патронах стрелкового оружия. Наблюдатели удивили тем, что смогли в полете не только зафиксировать эти летящие пули, но и определить их точное количество.
Скажете, это их работа и обязанность? Тогда почему эти претенциозные счетоводы обстрелов, которые фиксируют разрушение дома, но никак не могут определить направление, откуда нанесён удар. Ведь стены жилых домов в республиках изрешечены со стороны позиций ВСУ. И стягивание тяжёлого вооружения украинскими формированиями эти придирчивые к мелочам, но профаны в главном тоже «не замечают».
Поневоле скажешь, что ближе всего к истине в оценке положения на Украине и в Донбассе оказывается член Совета по межнациональным отношениям при Президенте России Богдан Безпалько. Он ещё в начале осени отметил, что невозможно в настоящий момент принудить Киев к миру с Донбассом, это не исполнимо. «Лучшим средством была бы ликвидация самой Украины как государства. Это было бы лучше не только для России и жителей Донбасса, но и для граждан самой Украины, для тех, кто там живет», − прокомментировал эксперт обострение в Донбассе. Украина не обладает субъектностью как государство, зато Запад имеет влиятельный и сильный инструментарий внутри страны – влиятельных националистов, через которых и управляет «незалежной».
Если кому-то предложение Б. Безпалько покажется слишком радикальным, то напомним, что кровавому ожиданию решения проблемы – восьмой год. И все слова президента Украины о готовности начать диалог по Донбассу с главой Российской Федерации можно смело списывать на ложь и лицемерие, попытку показать всему миру хоть какую-то миролюбивую активность. А война тем временем усиливается, в том числе с молчаливого благословения ОБСЕ…
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram