
Еще в середине лета министр экономики Ваан Керобян сделал неожиданное и во многом сенсационное заявление о том, что Армения побила рекорд в экспорте картофеля. «…Экспортировано 30 000 тонн картофеля. Такого показателя никогда не было за всю историю независимой Армении», – заявил он в ответ на вопрос, правильны ли оценки, что причиной роста цен картофеля на местном рынке являются большие объемы экспорта.
В текущем году уже экспортировано 180 тыс. тонн свежих сельхозпродуктов, это на 25-30% больше, чем показатель прошлого года. В. Керобян высказал надежду, что до конца года удастся превысить показатель в 200 тыс. тонн. Насколько это Армении удастся, станет известно только в январе – феврале следующего года, т. к. официальные статистические показатели по аграрному сектору экономики публикуются не ежемесячно, а поквартально.
То, что Армения экспортирует свежие, замороженные, сушенные и консервированные фрукты, никого и никогда не удивляло. Но вот то, что она экспортирует картофель в Россию, – большая неожиданность. Ранее картофель небольшими партиями экспортировался только в соседнюю Грузию. Данное обстоятельство указывает на некоторые изменения, происходящие в сельском хозяйстве страны.
Сугубо в статистическом плане объём ВВП в аграрном секторе составляет 98,5% по отношению к первым трём кварталам минувшего года и в денежном исчислении выражается в сумме 619,4 млрд драм (около 1,3 млрд долларов США по текущему курсу).
По итогам первых двух кварталов текущего года Армения на 98,1% увеличила экспорт плодово-ягодных культур (в т. ч. абрикосов, персиков, яблок, груш, черешни, вишни). Основной рынок сбыта плодово-ягодных культур – РФ (96,2%), а остальной объем распределился между Украиной, Грузией, Беларусью, Казахстаном, Францией, ОАЭ.
Экспорт абрикосов в первом полугодии достиг 21 тыс. тонн, притом что за весь 2020 год было экспортировано 19,7 тыс. Экспортные поставки винограда возросли на 66,7% и составили 2,3 тыс. тонн. Львиная доля экспорта армянского винограда (71,7%) приходится опять-таки на рынок РФ. Оставшаяся часть экспорта пришлась на Грузию (28%) и Белоруссию (0,3%). Отметим, что основная часть экспорта продукции аграрного сектора обычно приходится на второе полугодие. Статистические данные по третьему кварталу появятся только в декабре, но уже сейчас однозначно просматривается тенденция роста экспорта продукции сельскохозяйственного назначения, особенно на российский рынок. Это подтверждается также экспортом алкогольной продукции – вина, коньяка, пива и этилового спирта.
Данные о наращивании Арменией экспорта в Россию продукции сельского хозяйства подтверждают и российские источники. Характерны участившиеся визиты в Ереван представителей российских компаний, работающих в сфере импорта сельхозпродукции, в поисках новых партнёров.
Одновременно расширение экспортных поставок плодово-ягодной и овощной продукции привело к определенному росту цен на эту же продукцию в самой Армении, что стало одним из поводов к критике политики правительства в этой сфере. В этот сюжет вполне вписывается и ситуация с картофелем, рост экспорта которого привёл к сокращению объёмов для продажи внутри страны.
Килограмм картофеля в настоящее время стоит от 200 до 300 драмов (от 40 до 60 центов), в прошлом году цена была в пределах 150-200 драмов. Оптовая цена 1 кг продукта сейчас составляет 180 драмов (по оптовой цене товар зачастую и экспортируется).
Председатель общественной организации «Агрокрестьянское объединение» Грач Берберян считает, что рост цен на картофель обусловлен, прежде всего, засухой, что привело к низкому урожаю. В своем интервью Г. Берберян отметил, что на это «наложился» и беспрецедентный экспорт продукта, преимущественно в Россию. Этому способствовал неурожай картофеля из-за засухи в Грузии, Азербайджане и Иране, не самым лучшим он был и в России.
По мнению министра экономики В. Керобяна, рост экспорта или его связь с ростом цен состоит в том, что если товар экспортируется по конкретной цене, то это, естественно, синхронизируется с местным рынком, способствуя росту цен. Он уверен, что в условиях создавшейся конъюнктуры нельзя лишать фермеров возможности увеличения доходов от экспорта.
Таким образом, очевидно, что правительство, в отличие от предыдущих лет, будет поддерживать экспортёров, в том числе в аграрном секторе, и защищать их интересы.
Напомним, что Армения была первой республикой на постсоветском пространстве, которая демонтировала колхозно-совхозную систему и провела приватизацию земли. По оценке большинства серьёзных экспертов, приватизация оказалась удачной, но это был только самый первый шаг. Впоследствии, однако, аграрная реформа шла недопустимо медленными темпами. Годами не решались вопросы предоставления льготных кредитов для фермеров, поставки сельскохозяйственной техники и пр.
К моменту прихода к власти администрации Никола Пашиняна сельское хозяйство страны в целом могло бы характеризоваться как условно архаичное по меркам начала XXI века. С другой стороны, несмотря на все имеющиеся проблемы, оно не оказалось полностью разваленным, как в соседней Грузии, открывшей свой внутренний рынок для недорогой турецкой аграрной продукции.
С 2018 года министерство сельского хозяйства вошло в структуру министерства экономики, а аграрный сектор курирует один из заместителей министра. Это нововведение постоянно подвергается острой и, на наш взгляд, справедливой критике со стороны экспертов и оппозиции, но пока глава правительства не склонен что-либо менять в этой схеме.
Весной прошлого года впервые за последние годы были озвучены тезисы о том, какое именно сельское хозяйство хочет видеть нынешняя власть. «Цель правительства – сделать сельское хозяйство прибыльным, экспортно ориентированным, высокотехнологичным и продуктивным», – декларирует Н. Пашинян.
Обращают на себя внимание ряд программ в аграрном секторе, куда правительство направляет субсидии, льготные кредиты и которые вызывают реальный интерес у фермеров:
– страхование расходов в сельском хозяйстве. Началось все с пилотных программ в 6 марзах (областях) страны, которые затрагивали три риска – весенние заморозки, град и пожар. Сначала можно было застраховать только выращиваемые абрикосы и виноград. Сейчас можно застраховать расходы на урожай по 12 культурам. Страховое покрытие, предлагаемое для каждой культуры, рассчитывается по формуле «минимальный расход + 20-30% от ожидаемой прибыли» на гектар до «максимальный расход + 20-30% от предполагаемой прибыли». К примеру, в случае страхования абрикосов, страховое покрытие составляет от 400 тыс. до 1 млн 200 тыс. драмов (от 850 до 2,5 тыс. долларов). В случае страхования винограда – от 750 тыс. драмов до 1 млн 800 тыс. драмов (от 1,5 до 3,8 тыс. долларов). Фермер свободен в выборе любого покрытия. Число фермеров, которые начали страховать свои расходы на урожай, стремительно растет;
– программы «Умная ферма» (наиболее крупные до 100 коров), которые сейчас реализуются в различных областях страны и вызвали живой интерес у фермеров;
– закупки племенного крупного и мелкого рогатого скота, в частности коров голштинской и голштинско-фризской породы;
– строительство небольших скотобоен в стране с тем, чтобы прекратить забой скота вне скотобоен;
– на льготные кредиты в страну завозится крупный рогатый скот абердин-ангусской породы. Их мраморное мясо не только очень выгодно экспортировать в страны Персидского залива, но стейки из него нравятся и приезжающим в Армению туристам.
Существенный сдвиг зафиксирован также в сфере интенсивного сельского хозяйства: в 2019 году по сравнению с 2018 годом территории под интенсивные сады выросли в 2,5 раза, а в 2020 году в 10 раз – с 53 до 518 га. Глава правительства считает, что это еще не те цифры, которые хотелось бы иметь, но если теоретически в 2021 году удастся удвоить данные показатели, то это позволит значительно увеличить территории под интенсивное садоводство. В 2020 году правительство реализовало также программу содействия по озимой пшенице и в этом году планирует осуществить программу по яровым.
Заметим, что в «ковидном» 2020 году в сельскохозяйственной сфере было предоставлено рекордное количество кредитов – 36 608, что в 6 раз больше по отношению к 2018 году (5782 кредита). При этом в 2019 году к 2018 году в 3 раза также увеличился объём предоставляемых кредитов. «В 2020 году было беспрецедентное число кредитов, но есть проблема с их адресностью. Проблема в том, что мы хотим сделать так, чтобы сельскохозяйственные кредиты расходовались исключительно на сельское хозяйство, и в данном аспекте необходимо поставить вопрос целевого использования, поскольку неправильно вложенные средства создают проблемы в первую очередь для заемщиков», – полагает Н. Пашинян. В 2021 году правительство сделало акцент на предоставлении кредитов в размере от 3 до 15 млн драмов (от 6 до 30 тыс. долларов).
Действия правительства в вопросах сельскохозяйственной политики подвергаются фронтальной критике со стороны оппонентов (помимо необходимости держать армянский рынок закрытым для турецкой продукции). Так, депутат от оппозиционной парламентской фракции «Армения», бывший министр сельского хозяйства Артур Хачатрян видит риски в недавнем заявлении премьер-министра Пашиняна, призвавшего виноградарей объединиться, чтобы решить вопрос с заготовкой винограда в следующем году. Он отметил, что государство меняет адресность оказания помощи, в результате чего в центре внимания могут оказаться крупные фермерские хозяйства. «Государство берет с граждан деньги в виде налогов, отдает землю богатым людям. В стране с тяжелым социальным положением мы финансируем крупный бизнес вместо социальной помощи, – считает А. Хачатрян. – Да, я боюсь, что крупные хозяйства могут постепенно скупить земли сельчан. В результате у нас могут появиться крупные землевладельцы, а многие сельские жители потеряют свою землю. В случае объединений право собственности на землю должно быть сохранено».
По мнению экс-министра, модернизация сельского хозяйства возможна, но это должна быть серия комплексных мер. Много говорится о развитии интенсивного садоводства, но Армения при этом не должна терять местные эндемичные сорта, в частности абрикосов.
В Армении идет масштабная перестройка сельского хозяйства, и если она завершится успехом, то потребители, прежде всего в России и других странах ЕАЭС, должны будут почувствовать ее результаты. Что касается поставок армянских фруктов на евразийские рынки, то, по-видимому, предполагается существенно нарастить их объемы.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram