Ситуация в энергетической сфере Украины в последние годы оставляет желать лучшего. Разрушенная система энергоснабжения, постоянное противоборство олигархических группировок, разорванные отношения с Россией, а теперь и с Белоруссией – все это и многое другое уже поставили страну на грань выживания. Из-за безумия и русофобии властей простые украинцы рискуют накануне зимы если не замерзнуть, то как минимум оказаться в ситуации, когда тепла в их домах будет не хватать. Главной причиной этого является не позиция России или Белоруссии, обладающих так необходимой энергией, а политика официального Киева, которая уже загнала страну в ловушку.
Перед отопительным сезоном из-за роста цен на мировом рынке Украина не смогла закупить достаточное количество энергетического угля, который используется для выработки не только тепла, но и электричества. Об этой проблеме Киеву было известно еще летом, но ситуацию не удалось исправить даже к ноябрю, когда тепловые электростанции (ТЭС) имели запас лишь в 0,71 млн тонн угля при утвержденной и обязательной норме в 2,95 млн тонн, то есть меньше плановых в 4,2 раза.
С 1 ноября ситуация еще больше усугубилась из-за того, что поставки данного вида топлива на Украину прекратила Россия, которую в Киеве называют «страной-агрессором». При этом собственных мощностей для восполнения потребностей из-за нежелания сотрудничать с Донецком и Луганском у Киева не оказалось. Это уже привело к тому, что с ноября цены на электроэнергию для юридических лиц в стране выросли на 27,7%, и скорее всего подобное ожидает и простых граждан, несмотря ни на какие заверения киевских политиков. Это подтверждается недавней информацией о том, что Украина пообещала МВФ отказаться от ограничения цен на газ, тепло и горячую воду, а значит, тарифы для населения могут вырасти уже в ближайшее время. На этом фоне все последние действия Киева и вовсе перестали поддаваться разумному объяснению, а сама украинская внешняя политика все больше стала демонстрировать непоследовательность и немалую степень безумия.
Переживая энергетический кризис, в Киеве по-прежнему позволяют себе негативно говорить о соседях, от которых во многом зависит будущее Украины. В частности, в условиях, когда проблему мог бы решить импорт электроэнергии из России и Белоруссии (около 20% потребления на местном рынке), в украинской столице не отказываются от негативной риторики в их адрес, а ряд политиков и СМИ, как заведенные, твердят об «агрессивности» Москвы, «диктаторском режиме» Александра Лукашенко и необходимости расширения санкций в отношении Белоруссии и РФ.
При этом в Минске, как и в Москве, долгое время терпели враждебные действия Киева и были готовы по-прежнему помогать своим южным соседям. В частности, несмотря на неоднократные попытки запретить импорт электроэнергии из Белоруссии и России и планы Киева отключиться к 2023 году от белорусской и российской энергосистем и интегрироваться в европейскую, в нынешнем году Украина несколько раз получала помощь из Минска в виде поставок электричества. При этом украинские власти продолжали поддерживать белорусских националистов, называли Лукашенко «самопровозглашенным президентом», Белоруссию – потенциально опасной страной, а в июле даже отказались закупать электричество, которое вырабатывается на Белорусской АЭС. Последнее стало реверансом в сторону Литвы, которая, при всей своей негативной риторике в отношении БелАЭС, сама не отказывается от закупок белорусской электроэнергии.
Когда в ноябре заканчивался установленный еще весной Владимиром Зеленским запрет на закупку электричества из Белоруссии и России, ситуация настойчиво подталкивала Киев к тому, чтобы перейти к конструктивному диалогу с Минском. Однако этого так и не произошло, хотя белорусская сторона снова «в рамках договора об оказании аварийной помощи» направила 2 ноября в украинскую энергосистему объем в 500 МВт. При этом в Минэнерго РБ все же заметили, что «о долгосрочных коммерческих контрактах (помимо заключенных ранее) в данном случае речи не идет».
В Киеве закупку электричества у «диктаторского режима Лукашенко» объяснили нехваткой мощностей собственных ТЭС, вызванной дефицитом угля и газа. Однако на самом деле проблема гораздо шире, чем говорят украинские политики, и связана она с царящей в их стране разрухой в энергосистеме. Так, помимо Белоруссии, Киев обратился за помощью к Словакии, поскольку произошла авария на Бурштынской ТЭС. Позже стало известно, что Украина открыто признает плачевность ситуации в своей энергосистеме. В частности, было заявлено, что «в связи со стремительным повышением уровня аварийности генерирующего оборудования на ТЭС компании ДТЭК» организация обратится в Государственную инспекцию энергетического надзора Украины с запросом «о необходимости проведения соответствующих проверок».
Проблемы соседей, к которым в Минске по-прежнему относятся с должным вниманием, в очередной раз заставили белорусскую сторону абстрагироваться от политических вопросов. Да и в самой Украине, несмотря на общий популизм и негатив в отношении Белоруссии, некоторые политики осознали всю серьезность ситуации. В результате еще в конце октября «Укрэнерго» провело аукцион, где восемь компаний выкупили 2 200 МВт мощностей для импорта электроэнергии в ноябре из РФ, а «Энергоатом» – еще 885 из 900 доступных МВт из Белоруссии. Правда, тогда возможность реализации этих квот оказалась в подвешенном состоянии, поскольку Минск и Москва отменили свои аукционы на продажу электроэнергии Украине. Это снова вызвало волну возмущения в Киеве, где заявили, что такая позиция соседей свидетельствует о попытке шантажа.
Несмотря на комичность и одновременную трагичность ситуации, с 6 ноября поставки белорусского электричества на Украину возобновились. Примечательно в данном случае то, что импорт осуществляют только две компании: ООО «ТЭТ групп» бывшего коммерческого директора группы ДТЭК и экс-менеджера компании украинского олигарха Рината Ахметова Виталия Бутенко, которая ранее никогда не импортировала электричество, и ООО «ELECTRO COMMUNE», которую на Украине связывают с депутатом Евгением Шевченко, встречавшегося весной с А. Лукашенко. Позже Европейская сеть системных операторов передачи электроэнергии (ENTSO-E) сообщила, что украинские энергопоставщики намерены импортировать из РБ почти в 27 раз больше электроэнергии, чем ранее. Отмечалось, что заявка была сделана на 400 МВт, а поставки пойдут по ровному графику «без перерывов, увеличения или уменьшения мощности».
На тот момент казалось, что ситуация с энерогопоставками из Белоруссии на Украину разрешилась. Однако уже 8 ноября все украинские СМИ вздрогнули, так как появилось письмо генерального директора компании «Белэнерго» в адрес фирм-партнеров на Украине. В нем в краткой форме сообщалось, что Белоруссия с ноября прекращает коммерческие поставки электроэнергии на Украину и не намерена заключать новые рамочные контракты. В Киеве и в среде белорусской оппозиции данное письмо сразу же связали с последними событиями в белорусско-российских отношениях. Как известно, 4 ноября Владимир Путин и Александр Лукашенко утвердили 28 союзных программ по интеграции, среди которых был документ об объединении энергетических рынков двух стран и проведении единой политики в данной сфере. В Киеве многие заявили, что отказ Минска от поставок говорит о том, что это инициатива Москвы, которая таким образом решила давить на Украину, особенно в условиях её противодействия процессу запуска «Северного потока – 2». Однако подобные заявления не выдерживают никакой критики и были развеяны в самой Украине.
В частности, было отмечено, что ранее «Белэнерго» заключало в основном рамочные контракты, а количество контрагентов белорусской компании в последнее время выросло до трех десятков. Многие из украинских поставщиков начали искусственно завышать цену на доступ к сетям при проведении аукционов, деньги от которых могут идти только на ремонты этих же сетей. На фоне того, что в планах Киева отсоединиться от энергосистемы Белоруссии и России, в Минске не увидели экономической целесообразности наращивать поставки, а потому и появилось письмо от «Белэнерго». Фактически это и было подтверждено белорусской компанией 9 ноября, когда было заявлено, что ноябрьский «экспорт осуществляется в соответствии с обозначенными в контракте обязательствами». Само же письмо об изменении условий сотрудничества было направлено только в адрес конкретных компаний, которым поставки электроэнергии в ноябре и не были запланированы. Таким образом, в Минске не отказались от поставок, однако дали понять Киеву, что для полноценного возобновления экспорта электроэнергии ему необходимо существенно менять свою позицию в двухсторонних отношениях. В ином случае вопрос о расширения сотрудничества в преддверии зимы и в последующем рассматриваться не будет.
Насколько в Киеве понимают всю серьёзность ситуации, пока окончательно не ясно. Однако есть ряд моментов, которые указывают на продолжающееся безумие среди украинских политиков. В частности, экс-глава Украины, а ныне глава депутатской фракции в Верховной раде Петр Порошенко 9 ноября заявил, что «выражает искреннюю солидарность и поддержку дружественным Польше и Литве, которые противостоят циничному инспирированному Лукашенко и Путиным миграционному нашествию» и отметил, что «наименьшей международной карой стало бы введение адских санкций не только против Лукашенко». То есть в Киеве по-прежнему многие не понимают, что от позиции президентов Белоруссии и России в отношении Украины сегодня напрямую зависит вопрос выживания страны.
Возможно, киевскому политикуму сегодня остро нужна дестабилизация обстановки в украинском обществе, что может быть достигнуто за счет полного разрыва отношений с Минском и Москвой. Однако этот сценарий вполне может пожрать и самих его авторов. Белоруссии и России остается лишь ждать и надеяться, что благоразумие среди украинских политиков все же возобладает. Тогда простым украинцам по крайней мере не придется мёрзнуть ни нынешней зимой, ни все последующие.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram