Экс-президент Михаил Саакашвили приехал в Грузию не случайно и не без полученных как на родине, так и за ее пределами неких гарантий. Надеялся вернуться к власти тем же путем, каким добился ее в 2003 году, совершив «революцию роз». Но оказался за решеткой. И сейчас ведет упорную борьбу за освобождение, после достижения которого намерен продолжить осуществление давно вынашиваемой цели.
Этой цели – возвращения к власти – он и не скрывал. Еще будучи на свободе, тайно от всех очутившись в Батуми, снял видеоролик, в котором призывал своих «многочисленных» сторонников пойти 2 октября на выборы (в этот день в Грузии проходили выборы в органы местного самоуправления), а 3 октября собраться на проспекте Руставели и «отпраздновать победу», либо (в случае, если власть «посмеет сфальсифицировать итоги выборов») продемонстрировать всему миру «свою многочисленность и силу», а нынешнюю власть отправить на помойку истории.
Видимо, полученные гарантии не сработали, потому что в тот же день, 1 октября, когда Саакашвили через соцсети известил страну о своем прибытии, он был задержан и посажен в тюрьму. Правда, в отдельную камеру, с определенными удобствами и привилегиями, как и полагалось узнику его ранга. Теми привилегиями, которых при правлении Саакашвили были лишены бывшие чиновники правительства свергнутого им Эдуарда Шеварднадзе. И, конечно, без тех ужасов и издевательств, через которые при правлении Саакашвили проходили узники его режима – не угодившие тогдашнему властителю бывшие чиновники, офицеры, эксперты, священники и рядовые граждане, безапелляционно записанные в ряды «российских шпионов».
Сегодня тюрьма, как утверждают представители правительства «Грузинской мечты», уже «не та», и отношение к узникам в ней «цивилизованное». Но нахождение в тюремной камере в планы Саакашвили не входило, поэтому он начал действовать.
Прежде всего, объявил голодовку. Вокруг нее тоже ходило много слухов и пересуд. Специально из США к Саакашвили прибыл его личный врач Николоз Кипшидзе, который забил тревогу: голодать его пациенту категорически нельзя, Саакашвили, мол, страдает редкой болезнью – талассемией. После каждого визита в тюрьму врач сообщал, что состояние здоровья экс-президента ухудшается, он теряет в весе и приближается к катастрофе.
В ответ на тревожные информации врача в министерстве юстиции заявили, что Саакашвили запасся в тюремном магазине медом и натуральными соками, так что особенно не голодает. Сам узник объяснил свою покупку тем, что на сухой голодовке не сидит и что приобрел продукты по совету врача. Однако тут же пообещал прекратить принимать мед и соки.
Спустя некоторое время врач забил новую тревогу и потребовал, чтобы его узника перевели из тюрьмы в любую гражданскую клинику, где тому окажут многопрофильную медпомощь. При этом сообщил, что до катастрофы осталось совсем немного. Масла в огонь подливали и соратники экс-президента, выдавая обществу информации то о его полуобморочном состоянии, то о ненадлежащем обращении с ним тюремной администрации. Особенно старался в этом деле гендиректор телеканала «Мтавари», юрист Ника Гварамия, вызвавшийся быть адвокатом осужденного и заключенного.
На фоне разгоревшегося вокруг состояния здоровья экс-президента ажиотажа специальная пенитенциарная служба опубликовала записи видеокамер, снятые в медпункте Руставской тюрьмы № 12, на которых видно, как Саакашвили под наблюдением медиков ест что-то из маленьких баночек и запивает какой-то жидкостью из стаканов. Затем выложила и фотографии этих баночек. Ими оказались каши и пюре для детского питания производства одной из российских фирм.
Провластные эксперты и рядовые граждане на основании этих кадров и внешнего вида узника сделали вывод, что он «не совсем голодает» и что «состояние его вовсе не катастрофическое». Оппозиция, врач Саакашвили и он сам утверждали, что это «не еда» и что, принимая содержимое баночек, заключенный Саакашвили лишь восполнял недостаток минералов и витаминов, вызванный голодовкой.
Под давлением со стороны экс-президента и его немалочисленных сторонников было принято решение о переводе узника в медицинское учреждение. Ожидая, что его уложат в гражданскую клинику, Саакашвили мирно собрал вещи и в сопровождении охраны направился к машине скорой помощи. Это видео также выложила специальная пенитенциарная служба. Соратники не исключали, что Саакашвили поместят в Горийский военный госпиталь, и даже направили туда съемочные группы подконтрольных оппозиции телеканалов, но директор госпиталя, заявив, что его учреждение готово принять любого пациента и обеспечить его лечение, не подтвердил и не опроверг информацию о том, что узника везут именно к нему.
Истина открылась быстро. Саакашвили доставили не куда-нибудь, а в тюремную больницу при Глданской тюрьме – том самом скандальном учреждении, кадры пыток в котором в свое время потрясли население Грузии и мир и обеспечили победу на выборах 2012 года коалиции «Грузинская мечта».
Специальная пенитенциарная служба распространила и видеозаписи поведения Саакашвили в тюремной больнице. Узнав, куда его доставили, экс-президент категорически отказался выходить из машины скорой помощи и в здание больницы его, сопротивляющегося, буквально занесли за руки и ноги. Уложили на пол, откуда он быстро встал и, усевшись в кресло, стал осыпать окружающих бранью. Чаще всего повторял: «Вы – рабы Путина» и грозился, что скоро они за все ответят. В этом же видеоролике видно, как Саакашвили «разнес» доставленное специально для его обследования медоборудование.
Записи из тюремной клиники были опубликованы после того, как соратники экс-президента распространили информацию о «ненадлежащем обращении» с узником и учиненном над ним «насилии». В кадрах видно, что врачи и сотрудники тюремной охраны обращаются с ним «обходительно», на «Вы», рукоприкладством не занимаются и на все бранные слова отвечают: «Успокойтесь».
Кадры из Глданской тюремной больницы возмутили не только соратников и сторонников экс-президента, но и доселе относительно нейтрально настроенных граждан. Большинство считает, что так обращаться с бывшим главой государства неправильно и не укладывается в рамки «европейских ценностей», которым пытается следовать Грузия. Оппозиция же однозначно расценила этот факт как наглядное доказательство политических преследований своего лидера.
Между тем в знак поддержки Саакашвили голодовку объявили некоторые его болельщики и сторонники. Одной из первых на такой «крайний» шаг пошла депутат парламента, бывшая соратница экс-президента, ныне представляющая себя учредителем движения «Дроа» («Пора») Елена Хоштария. Она голодает в здании парламента Грузии, требуя освобождения Саакашвили, а ее родители и соратники по оппозиции ежедневно вещают об ухудшении состояния ее здоровья. В знак протеста голодовку объявил и руководитель Ассоциации клиник Грузии. Он требует перевода экс-президента в многопрофильную гражданскую больницу. А директор одной из районных клиник заявил, что из-за ненадлежащего обращения с Саакашвили отказывается принимать пациентов, за что на следующий день был уволен с занимаемой должности. Оппозиция же моментально окрестила этот факт как «политическое преследование».
Адвокаты Саакашвили обратились в Страсбургский суд и попытались обжаловать действия властей Грузии и решение о его заключении в тюрьму. ЕСПЧ вынес неожиданное для истцов заключение. Как сообщил журналистам министр юстиции Рати Брегадзе, суд призвал Саакашвили прекратить голодовку, ответив отказом на требование о переводе узника в многопрофильную частную клинику. Правда, адвокаты экс-президента и этот ответ суда расценили по-своему и заявили, что ЕСПЧ внес дело Саакашвили в число своих приоритетов и признал факт его голодовки, который пытались отрицать представители нынешней власти.
Михаил Саакашвили тем временем выдвинул правительству новое условие: он последует призыву ЕСПЧ и прекратит голодовку, если период реабилитации будет проходить в одной из многопрофильных частных клиник. Комментируя новый ультиматум экс-президента, министр юстиции пообещал вернуть Саакашвили обратно в Руставскую тюрьму, если тот перестанет голодать и вернется к нормальному ритму жизни.
Попытки «Единого национального движения» устроить в стране мощное движение протеста пока не удались. В Тбилиси и регионах почти ежедневно проходят небольшие, пусть и шумные митинги, порой перерастающие в столкновения с полицией, однако общего настроя в стране они не меняют.
Требование перевода Саакашвили в гражданскую клинику выдвигается не случайно. Вероятно, соратники экс-президента надеются, что в этом случае им удастся собрать у больницы достаточное количество протестующих, которые захватят ее штурмом и на руках вызволят из уз закона своего неформального лидера. И это «успешное освобождение» может стать отправной точкой для организации новой революции. Но независимые грузинские аналитики считают, что сегодня страна находится не в том состоянии, в каком была перед известной «революцией роз», а государственные институции достаточно сильны, чтобы дать революционерам достойный отпор.
К тому же арест экс-президента не получил и нужной его соратникам реакции на Западе. Лишь отдельные депутаты Европарламента, дипломаты и политики призывают грузинские власти к надлежащему обращению с Саакашвили. Да еще депутаты Верховной Рады Украины, учитывая наличие у Саакашвили украинского гражданства, направили президенту Грузии Саломе Зурабишвили и премьер-министру страны Ираклию Гарибашвили обращение по поводу ситуации «вокруг ареста и заключения гражданина Украины Михаила Саакашвили». Главным требованием зарубежных партнеров является обеспечение «справедливого правосудия» и «надлежащей защиты законных прав и интересов» Саакашвили.
Грузия же продолжает жить в состоянии постоянной нестабильности и резкой политической поляризации, которая продолжается в течение всех 9 с лишним лет правления «Грузинской мечты».
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram