Кто виноват в проблемах трансграничных рек России и Казахстана? И что делать? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.11.2024 |

Кто виноват в проблемах трансграничных рек России и Казахстана? И что делать?

В конце октября с. г. утверждена «Единая дорожная карта» по сотрудничеству России и Казахстана в изучении экологической ситуации в бассейнах трансграничных рек Урал (Жайык) и Иртыш. Документ предусматривает в рамках первого этапа до 20 совместных исследований по бассейну Урала для выработки и реализации рекомендаций по его комплексному экологическому оздоровлению. Стороны уже приступили к этим исследованиям; вскоре они охватят другие трансграничные реки обеих стран. Кроме того, к весне 2022 года обе страны восстановят сеть постов контроля за состоянием трансграничных Иртыша, Урала с их притоками.

Такой вектор взаимодействия обозначен недавним XVII Форумом межрегионального сотрудничества Казахстана и России и продиктован он обострением проблем с наполняемостью и качеством воды трансграничных рек РФ и Казахстана.

К сожалению, в последнее время проявляется тенденция возложить «ответственность» за ухудшение ситуации на сопредельных с РФ реках именно на Россию. Рассмотрим, насколько такой подход объективен и способствует ли он решению означенных проблем?

4 ноября с. г. на совещании в Экибастузе по проблемам моногородов президент Казахстана К.-Ж. Токаев упомянул проблемные вопросы водоснабжения в стране. Отметив, что наблюдается катастрофическое обмеление и в целом ухудшение экологического состояния трансграничных для Казахстана рек, особенно Сырдарьи, Урала и Или. По мнению г-на Токаева, это «во многом связано со снижением объемов поступающей воды из соседних стран из-за возрастающего там водопотребления».

К сожалению, глава РК предпочел не акцентировать, что, во-первых, наибольшими темпами сокращается – уже свыше 20 лет – поступление воды из китайского (то есть верхнего) течения Иртыша, а во-вторых, по данным GPS-мониторинга, обмеление трансграничного с Россией Урала из-за ущербного водо- и в целом природопользования происходит, прежде всего, в его среднем и нижнем течении, то есть на казахстанской территории.

Не упомянуто также, что КНР фактически «уклоняется» от разработки со странами Центральной Азии и с РФ новых документов по совместному регулированию водоресурсов трансграничного Иртышского бассейна. И по мониторингу экологической ситуации там же. Напомним в этой связи, что еще во второй половине 90-х в китайском приграничье с северо-восточным Казахстаном (то есть на северо-западе Синьзцян-Уйгурского автономного района КНР) без согласования с РФ и Казахстаном было изменено русло верхнего Иртыша (именуемого Черным Иртышом). Не только для большего объема орошения тамошних хлопковых плантаций, но и ввиду роста промышленного и бытового водопотребления в обширном Синьцзян-Уйгурском регионе КНР: его территория немногим меньше казахстанской (соответственно, 1,67 и 2,73 млн кв. км). С тех пор водонаполняемость Иртыша падает, качество его воды ухудшается. И так из года в год. Кстати, то же происходит по аналогичным причинам и южнее – с казахстано-китайской рекой Или, упомянутой К.-Ж. Токаевым.

В контексте упомянутого тезиса лидера Казахстана видна некая раздвоенность оценок в Минэкологии, геологии и природных ресурсов. А именно: глава этого ведомства Сериккали Брекешев в конце октября с. г. сообщил местным СМИ, что обмеление реки Урал в стране принимает угрожающие масштабы и эту проблему «держим на контроле. Сейчас наши специалисты совместно с российскими проводят определенную работу. В ближайшее время мы придем к единому решению по проблеме маловодности этой реки».

В то же время в отделе водных ресурсов того ведомства, по данным «Радио Азаттык» (21 октября с. г.), указывали не только на природно-климатические причины обмеления Урала в Казахстане, но «и на малый сброс уральской воды из России». Точнее, из каскада водохранилищ и других водных резервуаров, действующих при ГЭС в верхнем течении Урала. Впрочем, по той же информации, С. Брекешев на вопрос о том, могло ли обмеление реки быть следствием малого сброса воды Россией, ответил отрицательно.

Трансграничный бассейн реки Урал

По данным российских профильных источников, сток верхнего Урала в Казахстан (точнее, в среднее течение этой реки) не сокращается уже более пяти лет. Так, Виталий Тюр, замдиректора Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и начальник отдела этого агентства по Башкортостану, сообщил местным СМИ 2 ноября, что, хотя от казахстанских коллег звучат обвинения в задержке воды, верхнеуральские водохранилища её пропуск в Казахстан не задерживают. Хотя из-за климатических перепадов работают эти объекты, надо сказать, на пределе своих возможностей. В целом по бассейну реки Урал ситуация, как признал В. Тюр, «крайне сложная – уже разработана программа его экологической реабилитации».

Что же касается загрязнения, уменьшения стока и, соответственно, обмеления Иртыша на многих его участках в Казахстане и РФ, изначальная причина этого, повторимcя, в изменении верхнеиртышского русла в КНР четверть века тому назад. Свою лепту вносят также сверхнормативные водоотводы для различных нужд, особенно для водоснабжающего казахстанского канала (460 км) Иртыш–Караганда, сбросы неочищенных сточных вод и других отходов, большие потери воды на иртышских ГЭС и другие факторы. Как следствие, за данный период запасы рыборесурсов в Иртышском бассейне сократились более чем на две трети. А объемы судоходства не достигают даже 25% от уровня середины 1980-х.

В целях регулирования/пополнения запасов иртышской воды, в том числе для её использования совместно с Казахстаном, вице-премьер правительства РФ Виктория Абрамченко еще в конце августа с. г. выступила (на совещании по этим вопросам в Омске) за создание крупного Красногорского водорегулирующего узла в приграничной Омской области. Этот объект позволит увеличить полноводность Иртыша, особенно на трансграничном российско-казахстанском участке. Что, в свою очередь, поспособствует восстановлению здесь рыбных ресурсов, увеличению водных грузовых перевозок между РФ и Казахстаном по Иртышу и частично по его трансграничным притокам (реки Ишим и Тобол).

Трансграничный Иртышский бассейн

Создание такого узла предписано «Водной стратегией» РФ, где Омская область обозначена в качестве испытывающей дефицит водных ресурсов из-за просадки уровня Иртыша. А увеличение водоотбора из этой реки в Казахстане и особенно в Китае ещё более понизит водность Иртыша, в том числе в российско-казахстанском приграничье.

Объект планировали ввести в действие к концу 2010-х, но эти сроки сорваны из-за недофинансирования. Теперь данный гидроузел намечено достроить к 2025-26 годам, если правительственная комиссия по бюджетным корретировкам выделит для этого необходимые средства и уточнит схему финансирования проекта.

Кроме того, к навигации-2022 будет восстанавливаться сеть постов по контролю за состоянием трансграничного Иртышского и Уральского бассейнов. По данным ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть», сперва восстановят два гидрологических поста, то есть по одному посту на трансграничных притоках Урала (р. Илек) и Иртыша (р. Тобол). Соответствующее решение принято на заседании в конце октября с. г. в Нурсултане двусторонней комиссии по трансграничным водным объектам.

Как отмечает Роман Чесноков, директор упомянутого ФБУ, комиссией готовятся также предложения по регулированию наполненения трансграничных и приграничных водохранилищ, по конкретным водоохранным мерам в обоих бассейнах, развитию судоходства в Иртышском регионе, восстановлению каспийско-уральского судоходства.

Иными словами, сотрудничество в решении означенных проблем куда продуктивнее политических игр в этой сфере.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4052
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика