Спустя год после окончания второй карабахской войны, в которой ощутимый перевес оказался на стороне Азербайджана, а Армения потеряла удерживаемые в течение предыдущих десятилетий позиции, на границе между двумя республиками опять неспокойно. Периодически армянские и азербайджанские СМИ и официальные источники сообщают о нарушении «противником» определенного трехсторонним (РФ, Армения, Азербайджан) заявлением от 9 ноября 2020 года режима прекращения огня, а время от времени – о ранениях и гибели военнослужащих с обеих сторон. Инциденты порой перерастают в серьезное обострение, но до масштабных военных действий все же не доходят.
В Ереване обеспокоены и возмущены тем, что азербайджанские пограничники проводят какие-то непонятные им и не согласованные с армянской стороной работы на приграничной территории. С тревогой говорят о том, что в отдельных местах эти работы переходят и на контролируемую Арменией территорию. Происходящему дают однозначную оценку: теперь уже со стороны Еревана звучат обвинения в постепенной оккупации Азербайджаном армянских земель.
В Баку же считают, что ничего выходящего за рамки заключенного в ноябре прошлого года трехстороннего мирного соглашения не делают. А свои действия вблизи армянских границ объясняют намерением укрепить и привести в порядок доселе оставленные бесхозными и пустыми территории и стратегические высоты.
Очередное серьезное обострение на армяно-азербайджанской границе началось 14 ноября и переросло в открытые бои. Как заявило Министерство обороны Армении, «подразделения Вооруженных сил Азербайджана попытались обеспечить позиционное продвижение на восточном направлении армяно-азербайджанской границы», после чего началась интенсивная перестрелка. Бои продолжались до вечера 16 ноября и прекратились после того, как министр обороны России Сергей Шойгу провел переговоры с главой азербайджанского оборонного ведомства Закиром Гасановым, о чем сообщило Минобороны Азербайджана. С армянской стороны погиб один военнослужащий, 13 попали в плен и 24 пропали без вести. Азербайджан сообщил о 7 убитых и 10 раненых военнослужащих со своей стороны.
Действия России вызвали определенное разочарование в Ереване, так как армянская сторона ожидала, что Москва открыто выступит на ее стороне и вслед за армянскими политиками однозначно осудит официальный Баку. Но влиятельный северный сосед, по инициативе которого год назад был положен конец кровопролитной карабахской войне, ограничился ролью дипломатического посредника. Не стала вмешиваться в конфликт между двумя закавказскими республиками и ОДКБ, членом которой является Армения, а лидером – Россия. С другой стороны, и сами армянские власти с начала очередного обострения и боев у их границ не торопились с официальным обращением за помощью ни к России, ни к ОДКБ.
Неспокойно было на границе и в последующие дни, после того как при посредничестве России стороны прекратили открытые бои. 22 ноября минобороны Армении сообщило о гибели военнослужащего «от пули противника» в окрестностях села Норабак Гегаркуникской области. В этот же день, по информации азербайджанских СМИ, в селе Гюлябирд Лачинского района на мине подорвался сотрудник компании «Азеришыг».
Прямо противоположные оценки недавним событиям на границе дают армянские и азербайджанские аналитики. Хотя перерастания локальных инцидентов в более масштабные военные действия ни та, ни другая сторона на данном этапе не ожидает.
Как заявил «Ритму Евразии» армянский эксперт Айк Халатян, события середины ноября – не что иное, как «очередной акт агрессии Азербайджана против Армении».
«Это был очередной акт агрессии Азербайджана против Армении на международно признанной территории Армении. Очередной, потому что первый такой случай произошел в мае, а сейчас была предпринята вторая попытка, как бы продолжение. Дело в том, что Азербайджан тогда, в мае, не получил должного ответа от армянских властей. Не было и жесткой реакции мирового сообщества, не было надлежащей реакции от союзников Армении. И Азербайджан решил, что можно продолжить подобную тактику и попытаться таким путем, с одной стороны, оказывать на Армению давление в переговорном процессе, а с другой стороны, сформировать более удобную для себя границу», – отметил А. Халатян.
По его словам, после недавних событий в армянском обществе очень сильно разочарование и недовольство реакцией и действиями союзников Армении, в первую очередь России. «Сама Россия в данном конфликте, в данной ситуации предпочла выступить в роли посредника между Арменией и Азербайджаном, а не союзника Армении. А если учесть, что Армения является членом ОДКБ и что между странами существуют двусторонние соглашения, недовольство и разочарование в обществе очень сильно. Его подогревает и правительство Армении, которое пытается не обращаться официально за помощью к своим союзникам и тем самым формирует у общества мнение, что оно якобы попросило помощи, но со стороны союзников никакой реакции не было», – пояснил эксперт.
Определенные проблемы видит он и в региональной политике самой России. «Проблема в том, что России следовало бы вести в регионе и на постсоветском пространстве такую политику, чтобы у других стран даже мысли не было о том, что против ее союзников можно предпринимать такие агрессивные вторжения, какое совершил Азербайджан против Армении. Проблема и в том, что в Баку фактически уверены, что против союзников России можно предпринимать подобные силовые акции и никакой жесткой реакции со стороны России на эти действия не последует», – заметил эксперт.
По его оценке, такое отношение не только очень негативно влияет на общественное мнение в Армении, но и отрицательно сказывается на имидже как ОДКБ, так и России. «Поэтому я считаю, что подобные действия Азербайджана направлены и против России, так как бьют по ее имиджу и позициям в регионе. И не случайно те же власти Турции сразу же выразили полную поддержку действиям Азербайджана и готовность ему помочь», – подчеркнул А. Халатян.
Перерастания напряженности в войну эксперт на данный момент не ожидает, поясняя, что Азербайджан «играет на грани, но пытается не перейти ту грань, ту красную черту, за которой Россия будет вынуждена отреагировать на его действия».
По мнению азербайджанского эксперта Ильгара Велизаде, армяно-азербайджанская граница долгое время была бесхозной, так как, по его определению, была «оккупирована» Арменией и практически не охранялась.
«После того как Азербайджан вернулся к своим рубежам, он стал укрепляться на границе. Граница проходит по сложной горной местности, это господствующие участки на местности, и, естественно, Азербайджан стал строить укрепления, инженерные сооружения. Армянская сторона восприняла эти действия как враждебные, как оккупацию, хотя там не было никаких физических барьеров, которые могли бы быть нарушены. Вообще, вопрос этот достаточно умозрительный. Армянская сторона считает, что Азербайджан оккупировал ее территории. Но установить это можно только после того, как прояснится истинная ситуация на местности, будет проведен соответствующий анализ, где именно проходит граница и есть ли нарушения», – пояснил И. Велизаде.
По его словам, для решения этого вопроса нужно срочно приступить к созданию комиссии по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы. Но в Баку считают, что армянская сторона пытается уклониться от участия в этом процессе.
«Российская сторона еще в мае предлагала создать комиссию по делимитации и демаркации границы и приступить к работе на основании карт Генштаба Советской Армии 1975-1976 годов. Армянская сторона тогда от участия отказалась, мотивируя отказ тем, что Азербайджан якобы оккупирует ее территорию. Думаю, это было связано с тем, что в Армении предстояли внеочередные парламентские выборы, и этот демарш нужен был властям для мобилизации общественного мнения и приспособления ситуации под собственные политические нужды», – заметил И. Велизаде.
По его же оценке, аналогичным образом армянская сторона в свое время отказалась от участия в комиссии по разблокировке всех коммуникаций, но позднее присоединилась к ней. «Сейчас Пашинян заявляет, что готов к участию в процессе демаркации границ, но почему он не согласился с предложением российской стороны еще в мае? Ведь тогда бы дело до обострения не дошло», – предположил азербайджанский эксперт.
Заявление о готовности приступить к работе над делимитацией и демаркацией границы с Азербайджаном премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал на заседании правительства 18 ноября, о чем сообщили пресс-служба правительства и армянские СМИ.
Накануне, в ходе правительственного часа в армянском парламенте премьер заявил, что с мая 2021 года от России поступило три предложения о делимитации и демаркации границ между Арменией и Азербайджаном, и все три предложения для армянской стороны приемлемы. «Вчера, после моих заявлений, Министерство обороны РФ выступило с предложениями по подготовительному этапу делимитации и демаркации, и я хочу еще раз подтвердить, что эти предложения приемлемы для нас», – подчеркнул премьер.
Сумеют ли недавно открыто враждебные и все еще находящиеся в состоянии тлеющего конфликта стороны сесть за общий стол и спокойно приступить к обсуждению спорных вопросов, покажет дальнейшее развитие событий. Спорные территории и спорные границы привели некогда дружественные народы к братоубийственной войне. А разрешение спора поможет восстановить мир и добрососедство. Если, конечно, обе стороны сумеют пойти на разумные компромиссы и если правящие верхушки не попытаются в очередной раз использовать межнациональные проблемы для собственных политических интересов.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram