Второй Евразийский конгресс, состоявшийся 2 декабря в Москве, подтвердил свою роль авторитетной международной площадки, на которой вырабатываются предложения по повышению качества евразийской интеграции и решению наиболее актуальных экономических проблем стран ЕАЭС. В этом мероприятии участвовали государственные деятели, представители экспертных и бизнес-сообществ 10 стран. Форум – а его главной темой обозначен «Поиск эффективных решений для развития экономик стран ЕАЭС» – организован Евразийским банком развития (ЕАБР) при содействии Евразийской экономической комиссии.
Основные дискуссии были сконцентрированы на водно-энергетических проблемах Большой Евразии и вопросах развития интеграции в транспортно-логистической сфере. Эта проблематика, по мнению участников форума, – одна из стержневых в контексте углубления интеграционных трендов в рамках ЕАЭС. Как важна она и для привлечения других стран к экономическому партнерству с Союзом.
Такой подход к упомянутой теме форума был обозначен, прежде всего, в выступлении премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Именно оно задало, что называется, тональность работы конгресса.
Российский премьер отметил, что, несмотря на пандемию и обусловленные ею социально-экономические последствия, совокупный ВВП ЕАЭС в текущем году вырастет на 4%. А взаимная торговля между его странами «только за январь-сентябрь 2021 г. возросла на треть». Причем по итогам текущего года этот показатель «увеличится на 10% в сравнении с пандемийным 2020-м». Чтобы и впредь развивались эти тенденции, необходимо, по оценке М. Мишустина, активнее устранять взаимные торговые и инвестиционные барьеры внутри ЕАЭС. Что, в свою очередь, позволит ускорить формирование эффективных общих рынков Союза: финансового, электроэнергетического, газового, нефтяного. Предусмотренных, как напомнил российский премьер, стратегическими направлениями развития евразийской интеграции до 2025 года.
М. Мишустин акцентировал внимание и на том, что необходимо обеспечить «взаимосвязанность регионов ЕАЭС для быстрой доставки товаров и комфортных путешествий». Особую значимость в этой сфере имеет реализуемый РФ, Казахстаном и КНР проект коридора «Западный Китай – Европа» с выходами в том числе на российские порты на Балтике. В более же широком контексте означенные интеграционные полюса имеют ключевую роль, по оценке премьера РФ, для эффективного сопряжения евразийской интеграции с китайской программой «Один пояс – один путь». А такое сопряжение позволит в конечном итоге сформировать Большое евразийское партнерство.
В рамках форума состоялась сессия «Транспортные коридоры „Запад – Восток“ и „Север – Юг“: развитие, экспорт, интеграция»
Российский премьер также подчеркнул актуальность взаимодействия всех евразийских стран в сфере экологии. Хотя бы потому, что экологические проблемы всегда имеют трансграничный характер. Прежде всего, это глобальное потепление и его последствия, проблемы водообеспечения большинства стран Евразии, формирование системы межгосударственного климатического мониторинга, управление трансграничными экосистемами. А для решения этих, как и экономических, проблем в Союзе требуется «в том числе более эффективно использовать ресурсы Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития».
Упомянутые оценки и предложения были поддержаны всеми участниками конгресса. Отмечалось, например, что сокращается число барьеров во взаимной торговле стран ЕАЭС, решаются вопросы трансграничного трудоустройства и социального обеспечения. Более активным становится сотрудничество РФ и Казахстана в экологической реабилитации трансграничных рек. Плюс к тому есть продвижения в вопросах сквозных тарифов на транзит как между странами Союза, так и в международном сообщении.
В свою очередь, Николай Подгузов, глава правления ЕАБР, сообщил о разработке этим банком детальных инвестиционных программ для каждой из стран ЕАЭС. В частности, для Армении инвестиционный портфель планируется не менее чем в 300 млн долл. В то же время, по оценке руководителя Евразийского банка, растущую актуальность приобретают вопросы комплексного водо-энергетического обеспечения всех стран Центральной Азии. А с этими вопросами впрямую связаны, по словам эксперта, как социально-экономические проблемы стран региона, так и их межгосударственные взаимоотношения. К сожалению, несмотря на трансграничную конфигурацию водных и большинства энергообъектов региона, «каждая из этих стран свою водохозяйственную и энергосистему в основном развивает в отдельности: это максимальные издержки, усугубление проблемы дефицита воды».
По мнению Н. Подгузова, странам региона необходимо уже в силу географического фактора координировать развитие водно-энергетических комплексов. Например, целесообразно восстановить прямой регулярный энергообмен между Таджикистаном и Узбекистаном «с помощью технологических и инвестиционных ресурсов России».
Эту тематику продолжил Федор Опадчий, глава Комиссии по оперативно-технологической координации энергосистем стран СНГ и Балтии. Эксперт обратил внимание на взаимную несбалансированность национальных энергосистем в ЦА, что связано с недостаточной согласованностью в использовании трансграничных водоресурсов, слабым уровнем развития электроинфраструктуры – особенно сетей ЛЭП.
Основной мерой повышения эффективности энергосистемы Центральной Азии Ф. Опадчий считает в первую очередь внедрение автоматического регулирования взаимопоставок электричества между странами региона, которое осуществлялось бы на базе национальных балансов спроса-предложения электроэнергии. Это будет первым реальным шагом к формированию единой системы электроэнергетического регулирования в регионе.
Эти предложения одобрены узбекистанскими, киргизстанскими, таджикистанскими представителями. Министр промышленности и новых технологий Таджикистана Шерали Кабир отметил, что озвученные инициативы актуальны хотя бы потому, что в потерях общерегионального ВВП львиная доля приходится на водное хозяйство и на электроэнергетику. Реализация же интеграционного потенциала водохозяйственных и энергосистем стран Центральной Азии вкупе с модернизацией систем сельхозорошения способны устранить общерегиональный дефицит воды. А освоение этого потенциала предопределяется «созданием общей системы управления водно-энергетическим комплексом Центральной Азии, что позволит получать синергетические эффекты в экономике и экологии региона».
Схожие оценки были высказаны вице-премьером Казахстана Алиханом Смаиловым. При этом он отметил и другие приоритетные сегменты интеграции. Это, во-первых, промышленная кооперация, предусмотренная «Основными направлениями промышленного сотрудничества стран ЕАЭС до 2025 года». В ее рамках наиболее перспективны, по словам вице-премьера, проекты в машино-, авиастроении, космических технологиях, химической и фармацевтической промышленности. Необходимость реализации этих проектов диктуется уже тем обстоятельством, что, по имеющимся оценкам, потенциал отраслевой кооперации в ЕАЭС к настоящему времени используется не более чем наполовину.
Во-вторых, А. Смаиловым отмечена востребованность транспортно-логистической интеграции, включая создание общей товаропроводящей системы. По его оценке, этот вектор важен с учетом огромной территории ЕАЭС и пока еще низкого уровня развития национальных логистических систем. Вполне можно согласиться с казахстанским вице-премьером и в том, что транспортно-логистическая интеграция повысит конкурентоспособность Союза на международном рынке транзитных маршрутов, что тем более важно в связи с реализацией проектов «Западный Китай – Европа», «Север – Юг», «Один пояс – один путь».
Словом, Второй евразийский конгресс обозначил ключевые вопросы, межгосударственное решение которых ускорит формирование интеграционной экономики Большой Евразии. Рекомендации форума будут направлены национальным правительствам, экономическим ведомствам и бизнес-ассоциациям как консолидированно выработанное руководство к действию.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
_____________________________
Фото: https://eabr.passgallery.com