Обострение проблем в экономике, эпидемиологической ситуации и социальной сфере стало далеко не полным перечнем тех тяжелых последствий, с которыми столкнулась Республика Молдова после прихода к власти проевропейской партии PAS. Вполне естественно, что ухудшение социально-экономической ситуации привело к разочарованию в новой власти и падению рейтингов PAS. Так, по одному из проведенных опросов, доля респондентов, считающих, что ситуация в стране развивается в лучшую сторону, составила лишь 32% опрошенных.
В этой ситуации власть была вынуждена задуматься о том, что уже в ближайшем будущем ей придется столкнуться с серьезным протестным движением. Учитывая это, проведение внеочередных местных выборов в ряде населенных пунктов Молдовы, в том числе во втором по величине городе страны Бельцы, и их результат приобрели характер жизненно важного вопроса.
Муниципий Бельцы, который еще называют столицей севера Молдовы, является ключевым для распространения политического влияния в северной части страны. При этом Бельцы – город в большинстве своем русскоязычный, и поэтому проевропейские и унионистские партии никогда не пользовались в нем особой популярностью. Одной из причин, по которой экс-мэру Ренато Усатому удавалось побеждать на выборах в Бельцах, было то, что он представлял себя как человека и политика, связанного с Российской Федерацией. Однако, после того как он оказался замешанным в уголовном деле по выводу из России и отмыванию финансовых средств и был объявлен в розыск в Российской Федерации, его рейтинг в городе резко упал, и в итоге Усатый подал в отставку.
Именно поэтому на 21 ноября и были назначены новые выборы мэра Бельц. Вполне естественно, что у правящей партии возникло желание получить контроль над городом и, соответственно, над севером страны, который ранее всегда в своих политических симпатиях склонялся к партиям левого фланга.
Однако PAS оказалась не единственной партией, для которой победа на выборах мэра в Бельцах является жизненно необходимой. Пожалуй, даже большее значение победа там имела для партии «Шор», основанной предпринимателем Иланом Шором, который осужден на 7,5 года по делу о мошенничестве и является одним из главных фигурантов дела о «краже миллиарда». На последних парламентских выборах партия «Шор» с трудом преодолела проходной барьер, в результате чего количество депутатов в парламенте от нее уменьшилось до 6 человек – минимума, который позволяет создать свою фракцию. Именно поэтому победа на местных выборах в Бельцах позволила бы этой партии упрочить свое положение и гарантировать попадание в следующий состав парламента.
Нельзя не признать, что есть веские основания для предъявления претензий не только к И. Шору, находящемуся сейчас в Израиле, но и к другим членам руководства партии, а также к способам финансирования этого политформирования. Тем не менее невозможно игнорировать и тот факт, что в первом туре выборов мэра кандидат партии «Шор» Марина Таубер набрала 47,93% голосов, едва не одержав победу. Второе место с большим отрывом, набрав только 20,93%, занял Николай Григоришин, который занимал пост вице-мэра при Р. Усатом и выдвигался на выборы как независимый кандидат. Представитель правящей партии Борис Маркоч занял третье место с результатом 14,08%, опередив Александра Нестеровского, кандидата от оппозиционного Блока коммунистов-социалистов, всего на два поданных голоса.
Такой результат первого тура явно не устраивал партию власти. Было очевидно, что во втором туре победа М. Таубер будет еще более внушительной, а учитывая то, что кандидат от PAS даже не примет в нем участия, такая победа станет пощёчиной для проевропейского руководства Молдовы. Именно поэтому был задействован другой сценарий, который является уже отработанным в РМ после снятия с выборов в 2014 году политической партии Patria за три дня до голосования и отмены результатов выборов мэра Кишинева в 2018 году после победы на них Андрея Нэстасе. Оба эти случая являются примером действий режима олигарха Владимира Плахотнюка, который просуществовал до лета 2019 года. Как видно из дальнейшего развития событий в Бельцах, президент Майя Санду взяла на вооружение те же самые методы, которые использовал ныне беглый олигарх и которого проевропейская власть для вида осуждает.
Через два дня после оглашения результатов первого тура выборов против Марины Таубер были поданы обращения министра внутренних дел Анны Ревенко, бывшего депутата от Платформы DA Алины Спэтару и Н. Григоришина. Они обратились в ЦИК с жалобой на якобы серьезные нарушения избирательного законодательства и даже «подкуп избирателей», а также предъявили обвинения в финансовых нарушениях в ходе избирательной кампании. Последние заключались, по мнению заявителей, в том, что не были задекларированы расходы партии «Шор» на питание волонтеров, агитировавших за Таубер.
Центральная избирательная комиссия, сменившая в этом году свой состав и состоящая теперь из назначенцев парламентского большинства PAS, очень быстро рассмотрела жалобы и рекомендовала суду города Бельцы снять Таубер со второго тура выборов. Суд с не меньшей скоростью «внял рекомендациям» ЦИК и принял нужное для власти решение в субботу, 4 декабря, накануне второго тура. Это решение было в тот же день обжаловано представителями Таубер в Апелляционном суде, и, казалось, что пока решение суда первой инстанции не вступило в силу, второй тур выборов состоится. Однако Апелляционный суд проявил невиданную «расторопность» и на ночном заседании утвердил снятие Таубер с выборов. Таким образом, решение о переносе второго тура вступило в силу за 40 минут до открытия избирательных участков.
По мнению политического аналитика Алексея Тулбуре, если бы Таубер сняли с выборов до первого тура, это не вызвало бы дополнительных вопросов. «Перед вторым туром это выглядит по-другому», – отметил эксперт. «Как это ни парадоксально, но это показывает не силу, а слабость государства и неспособность государственных органов выполнять свои элементарные функции. Еще три года назад должны были осудить Илана Шора, и сейчас он должен был отбывать наказание в тюрьме. Если бы это случилось, то, думаю, что так называемой партии «Шор» не было бы в парламенте и не было бы феномена Марины Таубер, которая получила массовую поддержку в Бельцах, и т. д. Ничего бы этого не было», – заявил эксперт.
Однако и это еще не все. Дело в том, что Кодекс о выборах РМ не предусматривает возможности выхода во второй тур любых выборов кандидата, занявшего в первом туре места с третьего и ниже. Точно так же, как этот же закон не предусматривает возможности проведения выборов с одним кандидатом.
В ходе всех выборов, проводившихся в Молдове, как общенациональных, так и местных, неизменно фиксировались гораздо более грубые нарушения, как, например, массовый подвоз избирателей на участки и финансовые махинации с крупными суммами. Эти факты признавались, но при этом неизменно заявлялось, что это не имело решающего влияния на результаты выборов.
В данном же случае очевидно, что власти не нравится тот факт, что партия «Шор» имеет безоговорочную поддержку в городе Оргееве и в Оргеевском районе. При этом присоединение к этой зоне влияния второго по величине города страны не только упрочит положение «Шор», но и наглядно продемонстрирует падение рейтингов правящей партии. Иначе говоря, приемы, к которым в данном случае прибегла власть, устраняя конкурента, свидетельствует о её попытках любой ценой сохранить свои позиции в условиях резкого падения рейтингов и ожидаемого краха.
Действия правящей партии PAS вызвали широкое осуждение в прессе и со стороны молдавской оппозиции. Председатель партии социалистов Игорь Додон охарактеризовал происшедшее как «постыдное и просто глупое злоупотребление». «Проще продвигать демократию за границей, чем у себя в стране, не так ли, госпожа Майя Санду? Проще критиковать аналогичное злоупотребление Плахотнюка по отношению к Нэстасе, чем злоупотребление Санду по отношению к Таубер, не так ли, уважаемые послы?» – обозначил свое отношение к происшедшему И. Додон. Заслужила Марина Таубер стать мэром или нет, должны решать избиратели, а не Санду и её иностранные советники, подвел итог председатель ПСРМ.
То, что произошло на выборах в Бельцах, со всей очевидностью демонстрирует, что ни о каких реальных демократических процессах в Молдове не может быть и речи. Проевропейская власть РМ, продвигающая демократию на словах, в реальности трансформируется в новый авторитарный режим, наподобие олигархического режима Плахотнюка. При этом есть все основания полагать, что этот режим будет еще жестче, еще авторитарнее и еще лицемернее, чем предыдущий. При этом он будет пользоваться всемерной поддержкой Запада, пока не начнет дискредитировать своих покровителей и спонсоров.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram