Военное противостояние в Нагорном Карабахе закончилось, и, казалось бы, совсем недавно остро конфликтующие стороны должны были уже приступить к реализации подписанных при посредничестве России трехсторонних заявлений. Однако и в Ереване, и в Баку находят свои оправдания затягивающемуся процессу выполнения взаимных обязательств. В том числе выгодного и нужного и Армении, и Азербайджану обязательства по разблокировке всех коммуникаций, сообщение по которым было прервано в конце прошлого века из-за кровопролитной 30-летней войны. И дело здесь не только в состоянии разрушенной в результате боев, влияния времени, либо разграбленной инфраструктуры. Но и в подходе сторон к вопросу, какие конкретно коммуникации они должны разблокировать и чему последние должны служить.
В первом совместном заявлении президентов России и Азербайджана и премьер-министра Армении от 9 ноября 2020 года, которое и положило конец «второй карабахской войне», есть четкая запись: «Разблокируются все экономические и транспортные связи региона. Контроль за транспортным сообщением осуществляется в том числе при содействии органов Пограничной службы России».
Тема получила дальнейшее развитие уже в январе 2021 года, когда главы России, Азербайджана и Армении сделали очередное совместное заявление «по развитию ситуации в регионе». Согласно этому документу, с целью реализации экономических и инфраструктурных проектов было решено создать рабочую группу с участием вице-премьеров правительств трех стран, которая, в свою очередь, обязывалась сформировать подгруппы экспертов для разработки конкретных планов по восстановлению транспортной инфраструктуры и развитию экономики региона.
Несмотря на принятые решения и заявления, тема разблокировки транспортных коммуникаций явно тормозится, и в очередной раз этот вопрос был рассмотрен на недавней встрече президента России с президентом Азербайджана и премьером Армении в Сочи в конце ноября.
«Мы очень подробно говорили о вопросах экономического характера, о развитии экономических связей, и прежде всего в качестве первого шага говорили о разблокировании транспортных коридоров. Это касается и железной дороги, это касается и автомобильного сообщения», – заявил по итогам сочинской встречи Владимир Путин. Он выразил надежду, что вице-премьеры трех стран, которые работают над эти вопросом, соберутся в Москве на следующей неделе и подведут некоторые итоги.
Встреча состоялась 1 декабря, но армянской и азербайджанской стороне достичь договоренностей так и не удалось. Баку заявляет о необходимости задействования так называемого Зангезурского коридора, который рассматривает как кратчайший путь между Азербайджаном и Нахичеванской автономной республикой. Ереван же считает, что формат «коридора» этому маршруту не соответствует и принцип экстерриториальности к нему не применим, так как он проходит по территории Армении и должен полностью контролироваться армянской стороной. В Ереване настаивают на разблокировке всех путей сообщения и ссылаются при этом на подписанные при посредничестве России совместные заявления.
Официальный Баку и азербайджанские аналитики, говоря о необходимости открытия Зангезурского коридора, делают акцент на том, что его задействование будет иметь общерегиональное значение, то есть данный путь будет использоваться не только для связи между Азербайджаном и его автономией, но и между Арменией и Россией, а также между Россией, с одной стороны, и Турцией и Ираном – с другой. И если на восстановление железной дороги отводят как минимум 3-4 года, то возобновление автомобильного сообщения считают возможным уже в будущем году.
Т. н. Зангезурский коридор (обозначен фиолетовым пунктиром)
«Эта тема обсуждается не первый месяц, и уже есть определенная детализация, что может представлять из себя Зангезурский коридор и как следует реализовать этот проект. Это система транспортного сообщения, которую можно рассматривать как связь западных районов Азербайджана с Нахичеванской автономной республикой, а также как связь между Азербайджаном и Турцией, между Арменией и Россией. Оценки могут быть разные, но суть от этого не меняется. Что касается характера этого маршрута, то по нему будут осуществляться как грузовые, так и пассажирские перевозки. Но для их задействования необходимо прежде всего создать политико-правовую базу. И в этом плане нужно говорить о важности реализации договоренностей в рамках трехсторонних заявлений», – заявил «Ритму Евразии» азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде.
По его оценке, определенная детализация этого проекта уже налицо, большая часть технических вопросов урегулирована, но практической реализации пока не видно. Аналитик надеется, что в следующем году стороны приступят к более активной работе по осуществлению данного проекта.
Позиция же Еревана ему кажется непонятной. «Мне очень сложно понять логику армянской стороны, которая говорит, что Азербайджан настаивает на экстерриториальном принципе. В трехстороннем документе все четко прописано, кто будет обеспечивать сообщение, кто будет охранять безопасность этого коридора. А если принять во внимание то обстоятельство, что часть железной дороги в рамках этого коридора, которая проходит по территории Армении, находится в эксплуатации «Российских железных дорог», то здесь этот вопрос отпадает. Если говорить об автомобильных дорогах, здесь тоже особых «подводных камней» нет, потому что понятно, что если автомобильная дорога проходит по территории Армении, то безопасность, я так понимаю, отчасти тоже будет обеспечиваться за счет российских сил. Естественно, при этом должны будут соблюдаться условия, связанные с прохождением грузов, тарификацией», – отметил И. Велизаде.
Что касается перспектив задействования данного маршрута, эксперт ожидает, что в следующем году армянская сторона приступит к конкретным работам на своей территории, так как с азербайджанской стороны большая часть работ уже завершена.
«Полная реализация проекта будет зависеть от темпов строительства железнодорожного полотна на территории Армении, так как там нет не только самого полотна, но и насыпи. Нужно строить дорогу, станции, полустанки. А это довольно большая работа и займет как минимум 3-4 года. Только после этого можно будет говорить о возобновлении железнодорожного сообщения. С автомобильным сообщением гораздо проще, потому что участок, который предстоит заново отстраивать на территории Армении, составляет 44-45 километров, а его строительство, как показывает опыт, не такой длительный процесс. На азербайджанской стороне строительство автомобильной дороги близится к завершению. И можно ожидать, что грузы по этой дороге пойдут уже в будущем году», – предположил Ильгар Велизаде.
По его же словам, в годы советской власти так называемый Зангезурский коридор был «очень функциональным», обеспечивал не только пассажирские и грузовые перевозки между бывшими советскими республиками, но и в определенной мере связи с Турцией и Ираном. Приостановка сообщения по этому коридору привела к разрыву традиционных коммуникаций. И если Турции удалось частично возобновить перевозки с Россией по железной дороге Баку–Тбилиси–Карс, то Иран вообще лишился прямого железнодорожного сообщения и с Россией, и с Арменией. Поэтому эксперт считает, что восстановление данного «коридора» будет иметь общерегиональное значение.
Иное отношение к теме Зангезурского коридора – в армянском экспертном обществе. Армянские аналитики поясняют, что до карабахской войны такого понятия, как Зангезурский коридор, не было.
«До войны такого понятия не было вообще. Этот вопрос возник сейчас, когда Азербайджан оккупировал большую часть Арцаха (Нагорный Карабах) и приблизился к границе Армении, раньше он не стоял, и история такого понятия, как Зангезурский коридор, не знает. Да, в советское время шла железная дорога через Мегри, но с началом войны она прекратила работу, поэтому нельзя сказать, значит что-то этот путь для Армении или нет», – заявил «Ритму Евразии» армянский эксперт Айк Халатян.
По его словам, позиция властей Армении однозначна – разблокировка всех путей сообщения в регионе. Именно об этом и идет речь во всех трехсторонних соглашениях и заявлениях. «Армянские власти выступают за разблокировку всех коммуникаций между Арменией и Азербайджаном. А азербайджанская сторона почему-то настаивает именно на дороге через Сюник, при этом говорит о так называемом Зангезурском коридоре и озвучивает идею его экстерриториальности или хотя бы присвоения ему статуса, схожего с Лачинским коридором. Хотя ни в одном из трехсторонних заявлений ни о чем подобном не говорится. Более того, российские официальные лица неоднократно подчеркивали, что ни о какой экстерриториальности речи быть не может и что все коммуникации будут находиться под контролем тех стран, через территории которых они проходят», – пояснил А. Халатян.
По его мнению, Азербайджан различными способами, в том числе путем силового давления, пытается получить больше того, что записано в трехсторонних документах. «Азербайджан пытается свести речь к дороге через Сюник, хотя есть и дорога через Иджеван, которая более выгодна для армянской стороны, так как это более короткий способ выйти к России, а для Азербайджана это более длинный путь к Нахичеванской автономии. Этот путь может принести бюджету Армении больше транзитных платежей, чем транзит по короткому участку дороги через Сюник», – отметил Айк Халатян.
По его мнению, дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, сумеет ли Россия привести точки зрения обеих сторон, и прежде всего Баку, к общему знаменателю.
* * *
Сумеют ли Азербайджан и Армения договориться в этом конкретном вопросе и начать разблокировку коммуникаций, которая так необходима для экономики обеих республик? В Баку надеются на то, что армянская сторона пересмотрит свою жесткую позицию по Зангезурскому коридору и приступит к восстановлению железной и автомобильной дороги на своей территории. А в Армении возлагают надежды на Россию, ожидая, что Москва, как инициатор трехсторонних договоренностей, сумеет склонить Баку к компромиссному и выгодному для обеих сторон решению.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram