Казахстан и Узбекистан: соперничество или сотрудничество? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.04.2025 |

Казахстан и Узбекистан: соперничество или сотрудничество?

Начиная с 2017 г., новое руководство Узбекистана взяло курс на активное развитие экономических связей с ближним и дальним зарубежьем, укрепление внутрирегиональных связей. В частности, на экономическое и политическое взаимодействие с Казахстаном. Между странами установилось взаимопонимание по многим вопросам двусторонней, региональной и международной повестки. Особенно интенсифицировались взаимные официальные визиты высокого уровня между Нур-Султаном и Ташкентом с лета текущего года.

Во время переговоров между президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым и президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, которые прошли в Нур-Султане в начале декабря, был сформирован направленный на развитие двустороннего экономического сотрудничества пакет инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных совместных производств в области сельскохозяйственного машиностроения, легкой, фармацевтической и пищевой промышленности, животноводства, энергосберегающих технологий.

Для повышения статуса отношений будут учреждены Высший межгосударственный совет, Совет межпарламентского сотрудничества и Совет министров иностранных дел республик. Принципы союзнических отношений (с 2013 г. узбекско-казахстанские отношения имели статус стратегического партнерства) отражены в подписанной двумя лидерами Декларации о союзничестве. Безусловно, данный документ резко не изменит годами складывавшуюся между сторонами систему взаимоотношений, но откроет новый этап сотрудничества.

Историческое событие: Касым-Жомарт Токаев и Шавкат Мирзиёев подписывают Декларацию между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о союзнических отношениях

С обретением независимости взаимоотношения Казахстана и Узбекистана выстраивались в двух основных форматах – региональном и двустороннем. Попытки создать единое региональное пространство предпринимались неоднократно. К сожалению, все проекты объединения стран Центральной Азии для решения ряда совместных вопросов оказались провальными, но стимулировали развитие двусторонних контактов.

Наиболее значимые результаты взаимодействия Казахстана и Узбекистана достигнуты в торгово-экономической сфере, где реализуется ряд перспективных проектов. В марте 2020 г. запущена сборка автомобилей Chevrolet на костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром». В Узбекистан под брендом «Тенге банк» вошел казахстанский «Халык банк».

Важным направлением сотрудничества является транспортно-логистическая сфера. В частности, ведется строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Туркестан – Ташкент, завершить которое планируется в 2024 г. В апреле этого года дан старт Международному центру торгово-экономического сотрудничества (МЦТЭС) «Центральная Азия», который станет крупной промышленной и торгово-логистической площадкой для реализации совместных инвестиционных проектов.

Центр разместится на площади 400 га, его пропускная способность составит 35 тыс. человек и 5 тыс. грузовых автомобилей в сутки в обоих направлениях. Для достижения максимального экономического эффекта казахстанской стороной предложено обеспечить сопряжение МЦТЭС с ЦТТ «Алатау» и МЦПС «Хоргос» на территории республики, а также МЦТ «Термез» на узбекско-афганской границе и планируемых аналогичных приграничных центров на границах Узбекистана с Кыргызстаном и Туркменистаном.

Однако из-за различного уровня и масштабов экономики объемы взаимных инвестиций с обеих сторон пока невелики. Тем не менее компании двух стран за последние годы наращивают инвестиционное сотрудничество. Так, с конца 2017 по январь 2021 г. в Узбекистане число зарегистрированных предприятий с казахстанским капиталом выросло с 280 до более 900 единиц. В свою очередь, в Казахстане в настоящее время, по данным Национальной палаты, действует 1,4 тыс. предприятий с участием узбекского капитала.

Экономики обеих стран взаимодополняемы и практически не конкурируют между собой. Пока структура торговли между странами в основном представлена продукцией аграрно-сырьевого характера, но казахстанская экспортная корзина менее разнообразна. И это понятно. Несмотря на усилия по диверсификации, дорогостоящие программы индустриального и аграрного развития буксуют, объемы промышленного производства в Казахстане стагнируют.

Основные статьи экспортной продукции в Узбекистан составляют нефть и нефтепродукты, пшеница, металлы, продукция неорганической химии. Из РУз импортируются газ, хлопок, текстиль, плодоовощная продукция, пластмассовые изделия, машины, удобрения. В 2020 г. продукция узбекского автопрома вошла в пятерку лидеров по продажам автомобилей на казахстанском рынке.

Узбеки запустили крупнейший в Центральной Азии газохимический комплекс, который не только полностью удовлетворяет внутренний спрос на продукцию нефтехимии, но и поставляет ее на экспорт. В Казахстане о строительстве аналогичного комплекса в Атырауской области чиновники радостно вещали с середины «нулевых» годов, но он так и не построен.

Благодаря более высокой степени диверсификации экономики Узбекистан обладает значительной экономической устойчивостью, тогда как высокая зависимость Казахстана от экспорта сырьевых товаров увеличивает риски макроэкономической нестабильности.

Товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном пять лет назад не достигал даже 1 млрд долларов. Укрепление двусторонних экономических связей привело к тому, что в текущем году ожидается достижение уровня взаимной торговли в 4 млрд, а в следующие пять лет – 10 млрд долларов.

Более активному развитию торговли между двумя странами препятствует ряд факторов. Так, существуют различия в таможенных тарифах, торговых правилах. В частности, обусловленные тем, что Казахстан член ВТО и ЕАЭС, а Узбекистан нет. Но эти проблемы можно урегулировать: идет переговорный процесс о вступлении Узбекистана в ВТО, республика имеет статус наблюдателя в ЕАЭС, планируется подписание соглашения о Зоне свободной торговли с ЕАЭС. Пока же Ташкент пытается улучшить ситуацию, упрощая процесс пограничного контроля и сбора необходимых документов. В частности, Узбекистан отменил или снизил таможенные пошлины более чем на 600 товарных позиций. С начала текущего года он не применяет акцизы на импорт товаров из Казахстана, но это не решает всех проблем.

Существуют вопросы трудовой миграции. Так, в Казахстане находится до 300 тыс. граждан Узбекистана, и им необходимо обеспечение правовой, экономической и социальной защищенности. Не совпадает видение решения аральской проблемы: Казахстан (построив Кокаральскую плотину) создал в северной части бывшего Аральского моря Малое Аральское море, Узбекистан проводит усиленные меры по озеленению дна бывшего Аральского моря на площади 1,2 млн га. Решение экологических и социальных проблем Приаралья требует объединения усилий двух стран.

Сохраняется и латентное соперничество между Казахстаном и Узбекистаном за доминирование в Центральной Азии. На прошедшем в середине ноября расширенном заседании коллегии МИД президент К.-Ж. Токаев в качестве важной задачи отметил «укрепление лидирующих позиций Казахстана в регионе Центральной Азии». Президент считает, что «мы должны смело заявлять о своем особом региональном статусе, поскольку имеем для этого все основания».

Безусловно, экономически позиция у Казахстана лучше Узбекистана и остальных стран региона, но политического лидерства у республики в регионе нет. Да и экономические показатели Казахстана обеспечиваются не научно-техническими достижениями и «глубинными демократическими и экономическими преобразованиями», а высокими мировыми ценами на экспортируемое сырье. В стране, по сути, отсутствует современное, конкурентоспособное промышленное производство. Значительная часть готовой продукции и оборудования импортируется.

По данным Всемирного банка, ВВП Казахстана в прошлом году составил 170 млрд долларов, Узбекистана – 57,7 млрд долларов. Однако еще в 2017 году разница в ВВП двух стан была пятикратной – 158,2 млрд долларов против 30,7 млрд. Таким образом, разница быстро сокращается, и сегодня ВВП Казахстана, отставая в темпах роста, лишь в три раза больше узбекского.

МВФ прогнозирует, что в текущем году реальный рост ВВП ожидается у Казахстана в 3,2%, Узбекистана – 5%. В 2022 г – 4% и 5,3%, в 2026 г. 4,4% и 5,5% соответственно. Рост экономики Узбекистана привлекает зарубежных инвесторов: с 2015 года объем прямых инвестиций в республику утроился и достиг 1,7 млрд долларов. Согласно некоторым международным прогнозам, РУз лет через десять может обойти Казахстан и стать крупнейшей экономикой Центральной Азии. Все это, наряду с активностью Шавката Мирзиёева в различных региональных инициативах, говорит о растущей роли Узбекистана в регионе.

Объединение ресурсов Казахстана и Узбекистана позволит создать общий рынок с населением более 50 млн человек, успешно решать ряд общих проблем. Например, связанных с депрессивным Приаральем, использованием трансграничных рек, обеспечением безопасности региона, осуществить структурную перестройку экономик, создать новые отрасли, перейти от экспорта сырья к экспорту широкого спектра продукции высоких переделов. Для достижения этих целей властям обеих стран необходимо перестать соперничать в борьбе за региональное лидерство, направив усилия на куда более плодотворное сотрудничество.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

______________________

Фото: https://www.akorda.kz

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
11920
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика