Процесс легитимизации нынешней власти в Киргизии завершен – прошедшие в республике выборы депутатов парламента признаны состоявшимися не только ее населением, но и международным сообществом.
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов КР объявила официальные итоги выборов. В парламенте будут представлены шесть политических партий, преодолевших 5-процентный порог, которые поделят между собой 54 мандата, а также 36 депутатов, избранных по одномандатным округам. Правда, первое заседание VII созыв Жогорку Кенеша пройдет в неполном составе – с участием 88 из 90 депутатов. По двум одномандатным округам – Первомайскому и Свердловскому, где 28 ноября большинство избирателей проголосовало против всех, будут проведены повторные выборы.
Традиционно итоги выборов устроили не всех, отдельные проигравшие партии выразили свое недовольство через митинги, а неправительственные организации с иностранным финансированием устроили медиаатаку, пытаясь убедить киргизскую общественность в массовых фальсификациях при подсчете голосов. Но сформировать протестную массу не удалось ни тем, ни другим.
* * *
Плюсы и минусы прошедшей избирательной кампании, ее результаты, а также влияние различных факторов на общественно-политическую ситуацию в Киргизии во время и после выборов стали темой обсуждения круглого стола «Парламентские выборы 2021: особенности общественно-политического процесса», организованного ОФ «Евразийское поколение» в партнерстве с Антикоррупционным деловым советом при президенте КР и Международной ассоциацией ветеранов спецподразделения «Альфа» КР.
В ходе круглого стола прозвучало немало острых оценок
«Выборы прошли, как и было обещано властью, прозрачно и без массовых нарушений. Однако кампания показала несовершенство нового избирательного законодательства, принятого накануне объявления выборов. Преференциальная система, успешно используемая в других странах, абсолютно не подходит для Киргизии. Авторы писали закон о выборах по западным лекалам, пытаясь втиснуть в них киргизские реалии, а сегодня один из них судится с ЦИК по поводу распределения мандатов. Кроме того, новая система привела к тому, что в Жогорку Кенеше не представлены этнические меньшинства – впервые в парламенте нет ни одного представителя русской диаспоры. Учитывая эти и многие другие пробелы, я считаю, что закон нуждается в корректировке», – отметил зампредседателя ОФ «Евразийское поколение» политолог Игорь Шестаков.
Он считает необходимым минимизировать любое внешнее влияние на избирательные процессы, т. к. под видом продвижения демократии иностранные государства оказывают негативное влияние на общественные настроения через неправительственный сектор. Одним из инструментов манипуляций массовым сознанием являются, например, так называемые миссии местных наблюдателей. «На этих выборах международные доноры финансировали сразу несколько общественных объединений, которые выставили своих наблюдателей практически на каждом избирательном участке в республике. Учитывая, что звучавшая от них критика не имела никакой конкретики или доказательств массовости нарушений, можно сделать вывод, что они отрабатывали конкретный заказ на «нарушения», – отметил И. Шестаков.
Поддержала мысль о том, что некоторые общественные организации использовали наблюдателей для единственной цели – обосновать критику в адрес властей, экс-депутат ЖК КР Евгения Строкова. «Мотивированные на создание общественно-политической напряженности неправительственные организации нанимали людей практически с улицы, давали им определенные установки и за небольшой гонорар отправляли на участки добывать нарушения. Многие из наблюдателей не имели даже начальных знаний об избирательном праве и нормах законодательства. Надо прекращать практику, когда на западные деньги НПО промывают мозги нашей молодежи, для этого нужно работать над подготовкой профессиональных наблюдателей», – подчеркнула парламентарий.
В свою очередь, эксперт по вопросам мониторинга выборов исполнительный директор ОФ «Данко» Александр Садыков отметил, что порядка 80% наблюдателей работают на участках в день голосования только ради заработка. «Используя выборы как возможность подзаработать, наблюдатели зависят от своего нанимателя, поэтому следуют его инструкциям, т.е. выполняют четкое «техзадание», которое заключается в поиске и фиксировании как можно большего количества нарушений, – отметил он. – Зачастую в роли заказчика выступают структуры с иностранным финансированием. Однако я считаю, что наблюдатель должен быть независимым, а для этого нужно, чтобы государство взяло на себя полноценную подготовку наблюдателей, чтобы зарубежные структуры не могли использовать этот пробел в своих интересах».
Политический обозреватель Александр Ильяев обратил внимание на то, что «истерику с фальсификацией выборов» затеяли не столько проигравшие политические силы, сколько неправительственные организации, определенные массмедиа и «тролли», которые по заказу зарубежных доноров пытались раскачать ситуацию.
«Западные спонсоры снабдили своих наймитов не только огромным финансовым ресурсом, но «ценными методичками по выявлению любых нарушений», с установкой – «результат любой ценой». На заре становления нашей независимости коллективный Запад навязал нам свою модель «карнавальной культуры» – средневековой демократии и теперь через нее пытается манипулировать нашим избирательным процессом. Поэтому нам необходимо перевести «право выбора» в категорию «обязательства», т.е. вменить каждому гражданину страны в обязанность участвовать в избирательном процессе, а при 100-процентной явке условий для различных инсинуаций просто не останется», – подчеркнул А. Ильяев.
Обратила внимание на несовершенство избирательного законодательства и экс-замминистра образования, эксперт по гуманитарным вопросам Умутхан Тыналиева. Она подчеркнула, что формулировка «женская квота» в законе о выборах противоречит Конституции КР – ее нужно изменить. «С другой стороны, если бы не эта квота, женщин в избранном парламенте могло вообще не быть. Второй недостаток – это изъятие из закона этнической квоты, в результате чего мы получили мононациональный парламент, кроме двух-трех узбеков в нем не будет представителей нацменьшинств. И это большая проблема, которая когда-нибудь нам аукнется. И третий недостаток – это малочисленность оппозиционных реформистских партий. Очень опасно, что они остались вне парламента, т.к. при определенных обстоятельствах они могут стать готовой радикальной оппозицией», – уверена эксперт.
Будущий депутат ЖК КР Исхак Масалиев, в свою очередь, указал на то, что, хотя в привычном формате административный ресурс не применялся, наблюдалось «особое» отношение к некоторым кандидатам со стороны ЦИК, президента и членов правительства.
«Спикер парламента должен был сдать свои полномочия – так в законе написано, вместо этого он своим же распоряжением передал временное управление своему заместителю и никаких мер ни со стороны ЦИК, ни со стороны других гарантов честных выборов не было принято. Сбой на сайте вызвал много вопросов, на которые не было дано исчерпывающих ответов. Выборы состоялись, но оставили неприятный осадок. Сейчас все политические силы должны консолидироваться, в противном случае будет расти недоверие, и явка будет падать. На этот раз по двум округам избиратели проголосовали против всех, в следующий раз таких результатов может быть больше», – уверен И. Масалиев.
По словам эксперта по вопросам безопасности, президента Международной ассоциации ветеранов «Альфа» КР Юрия Погибы, количество нарушений во время выборов было минимальным, поэтому не менее 70% избирателей признали их итоги.
«Это очень хороший результат, учитывая, что выборы проходили на фоне обострения внутренних проблем и неостывших эмоций от прежних выборов. Выборы в Кыргызстане – это всегда риск обострения ситуации, связанный с наличием деструктивных сил, которые пытаются использовать любые даже незначительные недочеты в своих интересах, например, воздействуют на сознание людей через манипулирование информацией. Это подмена реальности, когда ангажированные иностранными государствами люди, говорят о нарушениях и диктуют свою повестку. И если бы органы нацбезопасности в этот раз не смогли удержать ситуацию под контролем, могла произойти попытка дестабилизации», – отметил эксперт.
О мерах по недопущению массовых нарушений во время выборов, которые могли стать триггером для волнений в Киргизии, рассказала генеральный секретарь Антикоррупционного делового совета при президенте КР Нурипа Муканова. «Мы создали общественную платформу «За честные и справедливые выборы», перед которой был поставлен ряд стратегических и тактических задач – по пропаганде идеи честных выборов и легитимизации их итогов в публичном пространстве, повышению правосознания и юридической ответственности граждан, кандидатов и политических партий», – пояснила она.
Кроме того, был предусмотрен механизм приема и оперативной реакции на обращения и жалобы, который включал координацию деятельности Антикоррупционного делового совета с ЦИК, МВД и штабом быстрого реагирования. «Для этих целей была организована «горячая линия», которая работала круглосуточно, а также запущено несколько цифровых платформ. К нам обратились 200 граждан, каждое обращение было отработано. Мы сделали все возможное, чтобы снять общественное напряжение, в том числе сняли более 500 видео роликов с призывом к гражданам учесть уроки предыдущих выборов и не продавать свои голоса», – добавила Н. Муканова.
В свою очередь, зампредседателя Центризбиркома КР Нурлан Койчукеев подчеркнул: сам факт того, что итоги выборов обсуждаются за круглым столом, а не на улице, говорит о том, что общество продвинулось вперед.
«Центризбирком сделал все возможное, чтобы обеспечить всем участникам равные права и законность выборов. На этих выборах административный ресурс не использовался, люди проголосовали так, как хотели. При ином раскладе пункт «против всех» не победил бы в двух округах. Незначительные нарушения и недостатки были, но мы над ними будем работать. В целом выборы прошли успешно. Как итог, легитимный и избранный народом парламент приступит к работе уже в ближайшее время», – отметил представитель ЦИК.
* * *
Важно, что более 700 международных наблюдателей оценили парламентские выборы, прошедшие в Киргизии 28 ноября, как честные и мирные. И лишь специальный координатор миссии БДИПЧ ОБСЕ, комментируя итоги своих наблюдений, заявил, что у него и его коллег вызывает вопросы подсчет голосов в контексте сбоя на сайте ЦИК.
После такого заявления активизировался ряд неправительственных организаций, которые старались раскачать в медийном пространстве именно тему подсчета голосов, раздувая малейшую погрешность до масштабов злонамеренной фальсификации. Сбой на сайте ЦИК красной нитью проходил через каждую публикацию, даже после того, как комиссия, в которую, помимо членов ЦИК, вошли IT-специалисты от всех политических партий, участвовавших в выборах, дала заключение, что сбой не отразился на итоговом подсчете голосов.
Не исключено, что на сайт ЦИК была совершена хакерская атака, организованная внешними акторами, заинтересованными в создании напряженности и нестабильности в Киргизии, тем более что выборы в республике, слывущей островком демократии, уже не раз использовались как повод для организации политических переворотов.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
____________________________
Фото: https://pikir-klub.kg/