Московское бюро по правам человека выпустило доклад с обзором событий в мире – в сфере своей специализации. Особое внимание в этом докладе было посвящено странам Балтии. Правозащитники констатировали, что в Эстонии, Литве и Латвии продолжается последовательное наступление на права русской части населения. Русских в Прибалтике лишают возможности учиться и получать информацию на родном языке, а на защитников их прав заводят уголовные дела и бросают в тюрьмы.
Репрессии против самых активных
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод констатирует, что в Эстонии, Литве и Латвии усилились преследования лиц, защищающих права русскоязычного населения. По словам А. Брода, дошло до того, что зачастую правозащитников задерживают, арестовывают, отдают под суд и выносят им обвинительные переговоры. Подобные случаи в докладе бюро характеризуются в качестве примеров преследований по языковому и этническому принципам. «Наши соотечественники, оказавшиеся за решеткой в результате произвола властей, являются жертвами политических репрессий», – говорится в докладе.
В подтверждение этого тезиса в тексте доклада упоминаются три резонансных дела. 3 марта 2021 г. в городе Маарду был арестован известный правозащитник, на добровольных началах выполнявший функции «русского омбудсмена» в Эстонии – Сергей Середенко. В настоящее время его держат в тюрьме и обвиняют в «поддержании отношений, направленных против Эстонской Республики». Середенко грозит до шести лет тюрьмы. Его коллеги уверены, что причиной таких действий властей стала активная деятельность «русского омбудсмена» и других русских активистов в Эстонии по защите прав местного русскоязычного населения и участие в мероприятиях в память о советских воинах, погибших в боях за освобождение этой страны от нацизма.
31 марта 2021 г. в Литве было вынесено резонансное судебное решение в отношении гражданина России Юрия Меля, схваченного по приказу местных властей в марте 2014 г. Мель был осужден на семь лет тюрьмы – в рамках судебного процесса по делу о трагических событиях, имевших место в январе 1991 г. у телебашни Вильнюса. При этом литовские следственные органы не предоставили никаких доказательств виновности россиянина (впрочем, так же как и других обвиняемых по данному делу) в приписываемых ему «преступлениях против человечности». В марте нынешнего года, когда тюремный срок Меля истек, литовский суд «накинул» ему еще три года. «Это решение является противоправным и не соответствует базовому принципу демократического судопроизводства – недопустимости повторного привлечения к ответственности за совершение одного и того же деяния», – указывается в докладе московских правозащитников.
Там же упоминается и кейс латвийского ученого и общественного деятеля Александра Гапоненко, на которого завели сразу несколько уголовных дел. В частности, ярость правящих националистов, тут же сказавших «фас!» прокуратуре, вызвало то, что весной 2015 г. Гапоненко опубликовал на своей странице в Facebook серию постов, в которых осудил проведенное в Риге очередное шествие в честь членов латышского легиона «Ваффен СС» и выказал опасения, что героизация нацизма является частью политики национал-радикальных групп во власти по делению жителей на «высший» и «низший» сорт.
Это мнение прокуратура расценила как «разжигание этнической ненависти против латышей». В приговоре суда отмечается, что чтение постов Александра Гапоненко может вызвать у латышей «неприятные ощущения». По одному из его дел Гапоненко на исходе прошлого года дали год тюрьмы «условно», по второму – присудили в сентябре 2021-го 10 месяцев реального тюремного срока. Сейчас этот приговор находится уже на втором апелляционном рассмотрении.
Тут стоит отметить и другие истории такого же рода. Сразу несколько дел заведено на оппозиционного журналиста Юрия Алексеева. Его тоже обвиняют в «антигосударственной деятельности», но для «верности» спецслужбисты подбросили к нему в квартиру боевые патроны, обвинив в хранении «незарегистрированного» оружия, а заодно и в написании «разжигательских» комментариев в интернете. В октябре суд дал Алексееву 14 месяцев тюремного срока, дело рассматривается в апелляционной инстанции.
В Литве минувшим летом суд приговорил к шести годам лишения свободы диссидента Альгирдаса Палецкиса, обвиненного в «шпионаже на Россию» – дело рассматривает апелляционная инстанция, и потому Палецкис пока еще не в тюрьме. Аналогичное обвинение получил деятель русской общины Литвы Алексей Грейчус – и ему дали четыре года узилища.
Разгром русской школы
Авторы доклада Московского бюро по правам человека считают, что репрессивные действия государств Прибалтики по отношению к представителям их собственного населения должны получить соответствующую правовую оценку со стороны российских и международных органов правосудия. «Очевидно, что государства, проводящие подобную репрессивную политику, не могут быть признаны демократическими правовыми государствами», – подчеркивается в документе.
Московские правозащитники отмечают, что давление на русское население Прибалтики осуществляется не только «точечными» методами, но и носит системный характер – свидетельством чему служит продолжающий существовать в Латвии и Эстонии позорный институт массового безгражданства. На данный момент в Латвии проживает около 200 тыс. неграждан, в Эстонии – около 70 тыс.
В докладе не забыли упомянуть и то, что в странах Балтии проводится целенаправленная политика по сворачиванию русскоязычного образования. «Эта осознанная политика нарушения прав человека по национальному признаку, проводимая по инициативе руководства данных стран», – считают авторы доклада. В Латвии, например, обучение на русском запретили ещё в 2018 г. – не только в государственных средних школах нацменьшинств, но и в частных учебных заведениях. Предпринимаются попытки полностью вытеснить русский из обихода: в частности, президент Латвии Эгил Левитс, выступая 17 июня 2021 г. перед Сеймом, призвал покончить с «многоязычием» в стране. Он пояснил, что понимает под этим процессом в первую очередь планомерное вытеснение русского языка из экономической и общественной жизни. Не внушает оптимизма и ситуация в Эстонии – где, впрочем, власти еще не успели полностью покончить с русскоязычным образованием, хоть и анонсировали такие планы.
В докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации, посвященном ситуации в Эстонии, отмечается: «Русский язык практически полностью выдавлен из системы высшего образования. Так, в Таллинском и Тартуском университетах частично обучаться на нём можно только по специальностям "Русская филология" (степень бакалавра) и "Славянские языки и культуры" (магистратура)… Продолжается планомерная эстонизация гимназического и профессионального среднего образования (10-12 классы). В настоящее время, согласно эстонскому законодательству, на гимназической ступени на русском языке может преподаваться не более 40% предметов… Правительство Эстонии осуществляет программу слияния русскоязычных и эстонских гимназий под предлогом "оптимизации". В результате этого без учета интересов русских учеников и их родителей появляются полностью эстоноязычные учебные заведения (Кейла, Тарту, Раквере, Хаапсалу, Вильянди, Кохтла-Ярве, Пыльва, Выру и т.д.). Наглядный пример такого подхода – объединение в 2019 г. русской и эстонской гимназий в г. Кохтла-Ярве (75% населения города составляют русские) в полностью эстоноязычную государственную гимназию без обсуждения данного шага с русскоязычной общественностью. В данном учебном заведении с первых дней учебы русскоговорящие ученики столкнулись с неприкрытой дискриминацией по языковому и этническому признакам со стороны администрации и эстонских учителей».
Действительно, за последнее время в Эстонии ликвидировали ряд русских учебных заведений. Наиболее показателен пример с единственной русской школой в городе Кейла. В 2019 г. местный муниципальный совет решил ликвидировать эту школу, даже невзирая на горячие протесты родительской общественности. Родители несколько раз пытались оспорить это решение в эстонском суде и всякий раз – с отрицательным результатом. В настоящее время родительский иск поступил в Европейский суд по правам человека – юрист-правозащитник Мстислав Русаков высказал мнение, что своё решение по данной жалобе ЕСПЧ может вынести через четыре года. А тем временем эстонское Минобрнауки разработало план полной ликвидации в стране образования на русском языке, начиная с дошкольных учреждений.
Борьба с российскими СМИ и их сотрудниками
Власти стран Балтии придают большое значение тому, чтобы отрезать местное население от неподконтрольных источников информации и одновременно лишить российские СМИ доступа к правдивым данным о происходящем в регионе. Так, в декабре 2020 г. Служба государственной безопасности Латвии провела обыски у ряда местных русских журналистов, сотрудничавших на правах внештатников с подразделениями МИА «Россия Сегодня» Sputnik и Baltnews. На 14 человек завели уголовные дела. На данный момент следствие по их «преступлениям» окончено, впереди – уголовный процесс.
Одновременно идет изгнание из эфирной сетки российских телеканалов. Особенно усердствуют в этом власти Латвии. Так, в конце 2019-го из латвийского телеэфира оказались изгнаны «Петербург - Пятый канал», «Дом кино», «Время: далёкое и близкое», «Бобёр», «Дом кино премиум», «Музыка Первого», «О!», «Поехали», «Телекафе», уличенные в том, что входят в холдинг, истинный выгодоприобретатель которого – российский бизнесмен Юрий Ковальчук, состоящий в санкционном списке ЕС. Летом 2020-го под запрет попали семь каналов группы RT (которая раньше действовала под брендом Russia Today): RT, RT HD, RT Arabic, RT Spanish, RT Documentary HD, RT Documentary, RT TV.
В конце января 2021 г. латвийский кабельный оператор Tet (51% капитала которого принадлежит государству) сообщил: «Из-за неуверенности в праве представления каналов и беспокойства из-за соблюдения режима санкций телекоммуникационное предприятие Tet прекратит ретрансляцию телеканалов "Первый Балтийский канал" (ПБК), "НТВ Мир", "РЕН ТВ Балтия", "Кинокомедия" и "Киномикс", заменив их на другие, равноценные каналы». Председатель Национального совета по электронным СМИ (НСЭСМИ) Иварс Аболиньш подчеркнул: «Видимо, у них были обоснованные причины так поступить. В целом с точки зрения безопасности информационной среды Латвии такое решение является похвальным, так как уменьшит объём российской пропаганды».
9 февраля НСЭСМИ официально наложил запрет на 16 каналов: REN TV Baltic, NTV Mir Baltic, Karusel International, NTV Serial («НТВ Сериал»), NTV Stilj («НТВ Стиль»), «НТВ право», «Киномикс», «Наше новое кино», «Родное кино», «Индийское кино», «Кинокомедия», «Киносерии», «КВН ТВ», «Кухня ТВ», BOX TV и HD Life. Чуть позже в Латвии на год отключили «Россию-РТР», уличенную в «разжигании ненависти». А осенью там же под запрет попал Первый Балтийский канал, полностью лояльный властям, но «виновный» уже тем, что вещал на русском языке. На этом власти не успокоились – ведется борьба с сайтами-ретрансляторами. 4 февраля 2021 г. Сейм Латвийской Республики в окончательном чтении принял поправки к закону «О защищенных услугах». Власти установили штрафы за просмотр российских каналов с помощью спутниковых тарелок и интернета, обосновав необходимость таких мер «защитой информационного пространства» от «пропаганды» и «языка ненависти».
На днях Россия провела неофициальную встречу Совета Безопасности ООН (по «формуле Арриа», которая не предполагает обязательного участия всех его членов), посвятив её ситуации с национальными меньшинствами и проблеме прославления нацизма в странах Балтии и на Украине. Главной «изюминкой» мероприятия стало выступление профессора из Канады Фернана де Варенна – специального докладчика ООН по проблемам нацменьшинств. «Некоторые страны в Балтийском и Черноморском регионах становятся всё более мрачным и жутким местом для меньшинств – из-за растущих ограничений и даже в некоторых случаях отрицания их прав человека», – сказал де Варенн.
В свою очередь, участвовавший в заседании правозащитник из Латвии Владимир Бузаев сообщает, что перечисление фактов угнетения русских в Прибалтике вызвало растерянность у представителей стран НАТО, пытавшихся перевести разговор в привычное русло «нарушения прав человека в России и Белоруссии». А вот представители стран, не склонных плыть в фарватере Пентагона, таких как Индия и Китай, восприняли эту информацию со всем вниманием.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram