Страны Балтии оказались перед лицом невиданного прежде энергокризиса – цены на электричество возросли до такой степени, что население ропщет в ужасе, а политики разводят руками. Этому есть как общие – насаждение на уровне всего ЕС «зелёной энергетики», не оправдавшей себя в критическую минуту, так и частные причины – Прибалтика страстно мечтала добиться «энергетической независимости» от России и отгородиться от «грязного» белорусского электричества.
Но сейчас ситуация складывается таким образом, что гордые эстонцы и латыши хотели просить у России нарастить поставки электроэнергии. Правда, литовцы им не позволили.
Блеф «зелёной энергетики»
Как известно, ещё с советских времен существует энергетическое кольцо БРЭЛЛ (Белоруссия – Россия – Эстония – Литва – Латвия), объединяющее энергосистемы этих пяти государств. Страны Балтии намерены выйти из него, дабы переключиться на сети ЕС – но это произойдет лишь через несколько лет. Кроме того, Литовская Республика демонстративно объявила войну Белорусской АЭС, которую объявила в своем законодательстве «небезопасной», и вовлекла в этот конфликт своих соседей по региону. После того, как под нажимом Литвы остальные государства Балтии отказались покупать электричество у Белоруссии, они официально приобретают его лишь у России. Более того, пойдя навстречу требованиям Литвы, Эстония и Латвия сократили объем закупок электричества в России, а также начали требовать сертификаты на закупаемую в РФ электроэнергию, подтверждающие, что она поступает не с БелАЭС. Но этого Вильнюсу показалось мало. Литва обвинила Латвию в том, что та под видом российского покупает на самом деле белорусское электричество, а потом оно поступает на рынок самой Литвы.
По итогам этой ссоры Вильнюс в одностороннем порядке распорядился с 15 сентября снизить максимальную пропускную способность на литовско-белорусских соединениях БРЭЛЛ. После того, как Литва ввела эти ограничения, Рига теперь может покупать электричество у России лишь в таком объёме, в каком позволяет пропускная способность латвийских линий. Недовольство Латвии оказалось столь сильным, что латыши даже посулили пожаловаться на Вильнюс в Еврокомиссию. Ведь Литва предприняла эти действия в самый разгар обрушившегося на Евросоюз энергетического кризиса, усилив тем самым его удар по Прибалтике. Цены на электричество возросли многократно, а возможности его приобретения на соседнем рынке оказались ограничены.
Стоит отметить, что этот кризис развеял миф об эффективности «зеленой энергетики». Наиболее показательным в этом плане оказался пример Эстонии. Когда в середине сентября биржевая стоимость электроэнергии скакнула со 141 до 160 евро за мегаватт-час, эстонцы бросились лихорадочно расконсервировать электростанции города Нарвы. Хотя ещё за несколько месяцев до того в госконцерне Eesti Energia уверяли, что к 2030 году Эстония полностью откажется от «устаревшей» сланцевой энергетики и целиком перейдёт на «передовые, прогрессивные и безупречные с экологической точки зрения» способы производства электроэнергии. «Морские ветропарки стали намного более конкурентоспособными с точки зрения технологии. В Эстонии хорошие возможности для их строительства. С точки зрения реализации стратегии – из чего мы будем производить электричество через пять лет – произошли резкие изменения. Скажем сегодня громко, что к 2045-му Eesti Energia станет нейтральной по углероду», – хвастался в начале июня этого года руководитель энергетического монополиста Эстонии Хандо Суттер.
Политолог Александр Носович говорит, что в Эстонии под ликвидацию сланцевой промышленности было подведено твердокаменное идейное обоснование – мол, «грязная» энергетика, оставшаяся в наследство от СССР, возрождённой независимой республике вообще не нужна. «Однако теперь кризисная ситуация на энергорынке вынуждает возвращаться к "наследию оккупации", ценность фундаментальности и надежности которого доказывается самой жизнью. Ветряки, солнечные батареи, энергия морских волн – всё как корова языком слизала. Есть фундаментальный запрос населения и предприятий Эстонии на снижение стоимости электроэнергии – и есть фундаментальная советская энергетика горючих сланцев, которая единственная способна удовлетворить этот спрос. Цены на электроэнергию – это вопрос экономической, а вслед за ней и социально-политической стабильности. Поэтому модные прожекты с зелёной энергией приходится откладывать в сторону и возвращаться к "оккупационным" основам», – резюмирует эксперт. Тут стоит добавить, что в 2017 году Эстония отказалась и от импорта российской электроэнергии, поставлявшейся с Ленинградской АЭС – о чём нынче сожалеет.
«Теперь я боюсь не темноты, а света»
Эстонский экономист Ханон Барабанер заявил, что уже сегодня можно констатировать: те страны, которые поспешили перейти на «зелёную энергетику», вынуждены просить электричество у государств, которые этого не сделали. «Потому что ветряки всегда требуют "дублера" или создания огромного массива энергоаккумуляторов. Специалисты прекрасно знают, что, если та же Эстония хочет сохранить хоть некое подобие самостоятельности (не только экономической, но и политической), она не может отказаться от сланца. Объясню, как говорится, на пальцах. Когда у нас работает сланцевая промышленность, вся энергетическая составляющая любого произведенного нами продукта остается в Эстонии. За какой-то товар мы получили 100 евро – из них, предположим, 15 евро составляют энергозатраты. Если у нас работают свои станции, то это наши 15 евро. А если мы получаем электроэнергию от какого-то "дяди", то ему и отдаем деньги. Нельзя в "пожарном" порядке менять энергетическую основу страны», – подчёркивает Барабанер.
Вопрос тут, впрочем, не только в проблемах макроэкономики, но и в страданиях отдельных людей. Латвийский портал Press.lv опубликовал отзывы местных пользователей Twitter относительно происходящего. Люди восприняли рост цен и новые счета с ужасом и сарказмом. «Ноябрьский счет за электричество – хороший мотиватор для похудения. В будущем нам придется дважды подумать, открывая холодильник, ведь там свет потребляет электроэнергию без надобности», – пошутила Анастасия Тетаренко. «Ведь правда, что счета за электроэнергию в декабре 2021 года можно будет назвать электрошоком!?», – вопрошает Клавс Озолиньш. «Я получила новый счёт за электричество. Теперь я боюсь не темноты, а света», – иронизирует Анита Даукште. «Как я и ожидал, счёт за электричество превысил 100 евро, то есть почти 113. Примерно при том же потреблении в прошлом месяце было 96. Год назад – 60. Почему? Ну, например, в этот час электричество более чем в десять раз дороже, чем позавчера», – констатирует Юрис Флугинс. Некоторые предложили ввести в стране подарочные карты госконцерна Latvenergo (занимающегося поставками электричества) «чтобы их можно было подарить на Рождество бабушке». Некий латвиец отметил, что «моя бабушка всегда заряжает телефон на работе, теперь нужно узнать ещё несколько хитростей».
Прозвучало предложение разместить на портале общественных инициатив Manabalss.lv петицию за принятие закона об ограничении стоимости на электричество. Сторонники этой идеи взывают: «Люди, ставьте подписи на портале Manabalss.lv за снижение цен на электричество, впереди – холода и новые рекорды! Пока не поздно. Иначе потом не пеняйте на других, а ищите причину больших счетов в зеркале…» Людей тревожит, что нынешние «сатанинские», как называют их, цены – ещё не предел. Хотя, казалось бы, куда уж больше, ведь по данным Центрального статистического управления Латвии, в ноябре этого года средняя цена на электроэнергию оказалась на 24% выше, чем в ноябре прошлого года. По сравнению с 2000 годом стоимость увеличилась на 386%! Экономист банка Luminor Петерис Страутиньш говорит, что «средняя оптовая цена на электроэнергию в Латвии в ноябре составила 167 евро за МВт/ч, что более чем втрое превышает среднюю цену за последние три года».
По словам Страутиньша, в нынешнем декабре уже отмечены «особенно безумные ценовые рекорды» – зачастую превышающие 600 и даже более 1000 евро за МВт/ч! «Расходы на жилье и транспорт, которые также основаны на ценах на энергоносители, составили почти две трети от общего годового роста цен в ноябре. Эти предметы и продукты питания, на стоимость которых также сильно влияет энергия, составили более 4/5 увеличения стоимости жизни. Рост цен на большинство потребительских корзин по-прежнему невелик. Но это слабое утешение для семей, которые тратят значительную часть своего бюджета на топливо, электроэнергию, газ или тепло, работающее на том же газу», – подчёркивает Страутиньш.
В целом в Литве, Латвии и Эстонии электричество с начала декабря подорожало ещё на 20% – до 188,23 евро за мегаватт-час. Предпринимаемые властями меры, в частности, введение пособий населению на оплату счетов спасти ситуацию не могут. Что остаётся делать? Только пойти на поклон к «клятым оккупантам»…
Скованные одной цепью…
И вот недавно стало известно, что Латвия и Эстония решили начать переговоры с Россией. Впрочем, чтобы получить «энергетическую помощь» из России, латышам и эстонцам нужно сначала получить согласие Литвы. В связи с этим представитель эстонского оператора Elering Айн Кёстер напоминает, что Эстония и Латвия сократили импорт электроэнергии из России прежде всего из-за требований Вильнюса. «И теперь действительно пришла пора обсудить, можно ли этот, образно выражаясь, кран снова приоткрыть немного побольше», – отмечает Кёстер. По словам представителя Elering, соглашение с литовцами на этот счёт может быть достигнуто в «ближайшие дни», но конкретную дату он не назвал.
В свою очередь, в пресс-службе «Интер РАО» уточнили, что объём поставок в Прибалтику в настоящее время составляет порядка 100 МВт·ч. «Российская сторона продолжает оставаться открытой для диалога об увеличении поставок электроэнергии в страны Балтии. В текущих схемно-режимных условиях с учетом физической пропускной способности сечений возможна поставка с территории России в страны Балтии до 1 ГВт в час. Поставка российской электроэнергии может быть начата незамедлительно и в максимально возможном объеме. Кроме того, для целей соблюдения законодательства стран Балтии российская сторона выражает готовность подтверждать всеми необходимыми правовыми способами исключительно российское происхождение поставляемой электроэнергии», – заявила врио главы блока трейдинга «Интер РАО» Александра Панина.
Она тоже напомнила, что прибалты не могут увеличить импорт электроэнергии из-за действий Литвы. «И теперь им приходится приобретать электроэнергию на бирже Nord Pool по ценам, сформированным дорогой тепловой (угольной, газовой и мазутной) генерацией с учетом оплаты стоимости квот на выбросы. В соответствии с правилами ценообразования, рост цены на энергорынке неминуемо отразится и на цене для конечных потребителей: населения, промышленных предприятий, социальной сферы», – добавила А. Панина.
В общем, теперь Риге и Таллину нужно просить, чтобы Вильнюс смилостивился и пошёл на попятный… Но как на днях сообщила премьер-министр Эстонии Кая Каллас, договориться не удалось. «Во время моей встречи с премьерами Литвы и Латвии я поднимала эту тему. И понимания со стороны Литвы не встретила», – сказала Каллас, посетовав, что Вильнюс «болезненно реагирует» на подобные вопросы. Премьер-министр посоветовала эстонцам, страдающим от непомерно высоких счетов, сократить количество бытовой техники у себя в квартирах.
Это предложение встретило негодование общественности. «Кая Каллас обвинила в больших счетах за электричество собственных сограждан: мол, понакупили себе по четыре холодильника и по телевизору в каждую комнату, а потом жалуются, что денег не хватает. Экономнее нужно быть, граждане. Лично я не знаю семей, живущих описанным премьер-министром роскошным образом. А если такие семьи и есть, то вряд ли они испытывают проблемы с оплатой счетов. Речь явно идёт о людях с доходом выше среднего, но таких в Эстонии, если верить статистике, не более 10−15 процентов. Остальным и при одном холодильнике тяжело. Премьер-министр, похоже, живёт не в Эстонии, а в какой-то прекрасной стране, где доходы граждан позволяют им без проблем переживать рост цен на электричество, газ и отопление. Для этого им нужно зарабатывать на уровне главы правительства, а не получать среднюю по Эстонии зарплату в 1500 евро минус налоги», – отмечает редактор таллинского издания «Столица» Александр Чаплыгин.
В свою очередь, политолог Алексей Ильяшевич отмечает «абсурд, который стал реальностью»: Латвию и Эстонию заставляют регулировать свою энергетику в соответствии с законами, которые принимает Сейм Литвы (ведь все началось с принятого литовским парламентом закона о запрете на покупку электричества с «небезопасной» БелАЭС). «С таким же успехом он может, к примеру, обязать соседей закупать определенные объемы сжиженного природного газа через СПГ-терминал в Клайпеде. Да чего мелочиться! Пока не поздно, нужно запретить Германии эксплуатировать "Северный поток – 2". Немцы – люди порядочные, закон нарушать не будут…», – иронизирует эксперт.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram