Белоруссия и Литва – соседние страны, находящиеся между собой в состоянии острого конфликта. Обе в свое время соперничали за то, чтобы получить наибольшие экономические преференции от сотрудничества с гигантским и богатейшим Китаем. Сейчас уже можно подводить промежуточные итоги и сравнить результаты, которых добились два соседних государства. А они таковы: Белоруссия неуклонно расширяет сотрудничество с азиатским гигантом, получая за это хорошие деньги. А Литва вконец испортила отношения с Пекином – до такой степени, что теперь Китай откровенно «вычёркивает» её откуда только возможно.
Сотрудничество растёт и крепнет
В первой половине января 2019 года на конференции в Париже Международный союз железных дорог и Ассоциация грузоперевозчиков (FERRMED) поставили подписи под документом о развитии логистики по перевозке грузов между Китаем и странами Евросоюза. К подписанному на парижской конференции документу прилагалась карта маршрутов, согласно которой основной поток грузов идёт через Белоруссию. В рамках интеграции в «Новый шёлковый путь» Белоруссия обзавелась большим количеством инфраструктурных объектов. В их числе можно упомянуть, в частности, мультимодальный сборочный полигон и логистический центр дистрибуции товаров в СЭЗ «Гродноинвест», предназначенный стать глобальным хабом на пути движения товаров из стран Центральной и Юго-Восточной Азии на рынок ЕС.
Нельзя не упомянуть и китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» (в 25 км от Минска), представляющий собой промышленный полигон по размещению высокотехнологических производств с экспортным целевым назначением (в основном на рынки ЕС). Был построен и внушительный инспекционно-досмотровый комплекс Брестской таможни, включающий в себя сканирующий туннель, который оснащён технологией быстрого контроля и скоростной самоадаптации. Он может просвечивать грузы в движении, не останавливая товарные составы и выявляя, например, блоки контрабандных сигарет в пиломатериалах. Для запуска этого комплекса китайская сторона вложила 5,5 млн долларов.
Все эти вложения хорошо окупились. Даже в кризисном 2020-м белорусскими железными дорогами воспользовались при перевозке более 550 тысяч контейнеров ДФЭ (двадцатифутового эквивалента) в рамках маршрута Китай–Европа–Китай. Данный объем контейнерных перевозок оказался в 1,6 раза выше уровня 2019 года. «Наша транспортная инфраструктура пользуется активным спросом в качестве надежного транзитного коридора», – отметил Александр Лукашенко в ходе своего видеообращения, адресованного участникам Глобального саммита торговли услугами, прошедшего в Пекине с участием Си Цзиньпина. По словам Лукашенко, с 2014 по 2020 год железнодорожные контейнерные перевозки по линии Китай–Европа–Китай через Белоруссию выросли аж в 14 раз. При этом президент подчеркнул, что Минск будет и в дальнейшем предпринимать все необходимые меры для обеспечения бесперебойного движения этих составов.
Глава государства подчеркнул: «Белоруссия уделяет особое внимание наращиванию экспорта и импорта услуг. Рассчитываем на расширение сотрудничества в этой сфере с Китаем – как с одним из ключевых партнеров нашей страны. В качестве приоритетного направления видим совместную работу государств по дальнейшей либерализации торговли услугами, устранению барьеров, привлечению инвестиций. В последние годы мы стали свидетелями активного роста глобальной электронной коммерции – в том числе трансграничной, объёмы которой прирастают на 50% ежегодно. Данный инструмент стал эффективным ресурсом для восстановления экономического роста. Белоруссия видит большие перспективы в выходе на китайские онлайн-площадки – для продвижения не только товаров, но и услуг в сферах образования, туризма, медицины».
Недавно была опубликована цифра: в текущем году экспорт белорусской пищевой и сельскохозяйственной продукции в Китай за январь-сентябрь вырос в 1,4 раза и составил 258 млн долларов. Белорусский посол в Китае Юрий Сенько особо отмечает положительную динамику поставок продукции с высокой добавленной стоимостью – объём её экспорта увеличился в 1,3 раза. «Это ещё раз подтверждает заинтересованность китайского покупателя в белорусской продукции, которая известна своим качеством и экологичностью», – говорит Сенько. Он напоминает, что, несмотря на негативные последствия пандемии коронавируса, по итогам 2020 года внешнеторговый оборот РБ и Китая составил 5,4 млрд долларов (темп роста 102,4%) и достиг исторического максимума.
Как Китай «отменяет» Литву
А вот у Литвы с Китаем всё печально. В последние годы Вильнюс дразнил Пекин – то обвинял китайцев в подрывной деятельности и шпионаже, то пытался вносить помехи в сотрудничество азиатской державы со странами Центральной и Восточной Европы. А недавно Литва и вовсе пересекла «красную черту» – открыла у себя официальное представительство Тайваня, тем самым де-факто дав понять, что не уважает принцип «единого Китая». После этого китайцы прекратили с Литвой всякое дипломатическое взаимодействие и стали быстро сворачивать экономическое сотрудничество с нею.
Насколько велики потери, грозящие Литве? По данным Минэкономики страны, Китай является тринадцатым по величине экономическим партнером этой прибалтийской республики. Литовский Минфин отмечает, что раньше республика ежегодно продавала в КНР зерна на 69,3 млн евро, мебели – на 38,7 млн, оптики, измерительных инструментов, медоборудования – на 33,8 млн. Что касается импорта, то больше всего в Литву ввозилось из Китая электронного оборудования и его составных частей – на 226 млн евро, продукции металлообработки – на 143,1 млн, текстиля – на 104,7 млн. Общий товарооборот оценивался в 1,5 млрд евро, из них китайский экспорт – 1,2 млрд.
Литовские чиновники и провластные эксперты постарались успокоить население – дескать, ничего страшного ссора с Китаем не несёт. Так, министр финансов Гинтаре Скайсте заявляет: «Наш экспорт в Китай составляет лишь около 1% всего литовского экспорта. На самом деле это не особенно большой наш партнер, поэтому особого воздействия на экономику и бизнес Литвы мы не ожидаем». В свою очередь, экономист банка Swedbank Нериюс Мачюлис уверяет, что Литва сможет извлечь много пользы из своей «принципиальной позиции» по Тайваню. «Мы уже слышали о том, что в Литве, возможно, планируют построить завод по производству микропроцессоров и полупроводников с помощью тайваньских специалистов. Если эти планы стоимостью 2,5-3 млрд евро осуществятся, то такая победа окажется в разы больше потерь», – предрекает литовский экономист.
Тем не менее, беспокойство, охватившее литовские власти, скрыть трудно. Президент Гитанас Науседа сказал: «Я надеюсь, что правительство, взвесив ситуацию, подготовит компенсационные средства, которые помогут нашему бизнесу избежать тяжелых последствий». А группа депутатов Сейма встретилась с временным поверенным Цюй Баухуа, представляющим интересы Китая в Литве после отзыва посла. Во встрече участвовал бывший премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс (член местной Социал-демократической партии, ныне пребывающей в оппозиции). Он признал, что сейчас ему очень горько. Буткявичюс напомнил, как занимая посты премьера и министра экономики, несколько раз посещал Китай, неоднократно встречался с китайскими чиновниками, радея об упрочении двухсторонних экономических отношений.
«Лишение Литвы имени»
В конце ноября стало известно, что таможня Китая попросту «забанила» Литву в своих электронных реестрах, после чего литовские товары «зависли» в китайских портах. Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис пожаловался на Китай руководству ЕС, попросив послать Китаю решительный сигнал о том, что «политически мотивированное экономическое давление неприемлемо и не будет терпимо». Глава литовской дипломатии подчёркивает, что растущее давление со стороны Китая окажет «прямое влияние на весь ЕС и нашу общую торговую политику».
7 декабря 2021 г. глава литовской Конфедерации промышленников Видмантас Янулявичюс оповестил: «С утра название Литвы вновь появилось в таможенных системах Китая, наши компании уже могут заполнять декларации. Кто помог? Я думаю, что толчок дали гласность и внимание со стороны Еврокомиссии». Надолго ли прибалтийская республика вернулась в таможенные системы КНР, Янулявичюс не знает. Не оставляет впечатление, что Вильнюсу преподнесли показательный «урок», а потом временно ослабили хватку, чтобы посмотреть – готова ли Литва «перевоспитаться»? Если нет, то «урок» может повториться. Политолог Александр Носович отмечает: «Литва тихой сапой вернулась в систему таможенного оформления КНР. Типа техническая ошибка. Именно так теперь звучит последнее китайское предупреждение».
И продолжение не замедлило последовать. В декабре Китай пригрозил закрыть свой рынок тем мировым компаниям, которые сотрудничают с Литвой. «Китай направляет транснациональным корпорациям сообщения о том, что если они будут использовать комплектующие и материалы из Литвы, то больше не смогут продавать свои товары на китайском рынке», – паникует замминистра иностранных дел прибалтийской республики Мантас Адоменас. По его информации некоторые компании уже вынуждены были расторгнуть контракты с литовскими поставщиками.
И это не просто слова – появились неофициальные данные о том, что правительство Китая выставило требование об отказе от сотрудничества с Литвой немецкой компании Continental. Это один из крупнейших в мире производителей автомобильных комплектующих. У компании есть предприятия в Литве, где производятся контроллеры для дверей и сидений. Сотрудник МИДа Китая в беседе с журналистом агентства Reuters информацию о давлении на Continental подтверждать не стал, но многозначительно добавил: «Я слышал, что многие китайские компании больше не считают Литву надёжным партнером. Литва должна посмотреть на себя, чтобы понять причину, по которой литовские компании сталкиваются с трудностями в торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем».
По оценкам литовской Конфедерации промышленников, трудности появились у полусотни состоящих в её рядах компаний, ведущих различные дела с Китаем. Белорусский политолог Юрий Шевцов назвал этот процесс «лишением Литвы имени» в глазах Китая. «Эта практика в Китае исторически очень развита. Бывало новая династия просто уничтожала исторические книги прежних династий и писала с нуля свои. Любопытно, когда Китай выйдет на подобный уровень лишения Литвы имени, в каких формах это сейчас произойдёт?», – задаётся вопросом Шевцов.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram