События в Казахстане, приковавшие к себе мировое внимание с начала нового года, начались, как известно с требований понижения цен на сжиженный газ. И хотя главные причины массовых беспорядков в этом крупнейшем среднеазиатском государстве лежат несколько в иной области, тем не менее именно цены на газ стали тем триггером, который запустил процесс, вылившийся в грабежи и поджоги, а также приведший к большому количеству жертв и вводу миротворческих сил ОДКБ.
При этом нельзя не принимать во внимание и то, что ситуация с биржевыми ценами на природный газ сейчас переживает чрезвычайно напряженный и сложный период. Затягивание сертификации и ввода в действие достроенного, несмотря на все препоны, газопровода «Северный поток – 2» в сочетании с постепенным, но очевидным отказом «Газпрома» от использования традиционных линий по поставке газа в Западную Европу создали ситуацию, при которой биржевые котировки на природный газ бьют исторические рекорды.
В этой ситуации каждая страна «выкручивается» по-своему. Например, Польша и Литва «уповают» на поставки СПГ из США, несмотря на то, что они не могут в полной мере удовлетворить потребности этих стран в голубом топливе, причем по цене, намного превышающей цену на российский трубопроводный газ. Но в этом случае в расчет принимаются не экономические расчеты, а политические факторы русофобского характера.
Трезвый подход, свидетельствующий о здравом и трезвом мышлении демонстрируют такие европейские государства, как Венгрия и Сербия, руководство которых понимает, что хорошие отношения и сотрудничество с Россией благотворно отражаются на ценах на газ и, как следствие, на экономике их стран.
Отдельные страны имеют свои залежи природного газа, как например, Румыния. Однако эти ресурсы недостаточны для полного обеспечения потребностей экономики. Еще одну категорию составляют государства, которые полностью зависят от поставок российского природного газа. К таким странам относится, в частности, и Республика Молдова.
Это может показаться странным, но в последние годы начала проявляться одна тенденция (исключение здесь – вышеупомянутые Венгрия и Сербия), которая заключается в том, что чем больше страна зависит от поставок российского газа, тем более русофобский характер приобретает ее внешняя политика. Основной причиной подобного поведения является то, что к власти в этих странах пришли, а точнее было бы сказать – приведены, политические силы, задача которых в первую очередь состоит в проведении откровенно прозападного политического курса.
В этом контексте прежде всего выделяются бывшие союзные республики – Молдова и Украина. Еще одной особенностью этих двух государств является то, что до недавнего времени они являлись не только потребителями российского газа, но и странами-транзитерами, по территории которых проходят магистральные газопроводы в направлении Европы и Балкан. Правда, вследствие строительства двух ниток «Северного потока», а также «Турецкого потока» эти газовые магистрали потеряли свое былое значение. Именно поэтому в прошедшем году Молдове пришлось принять новые «правила игры» и новую ценовую политику. Тем не менее ситуацию, которая складывается вокруг её обеспечения основным энергоносителем, за счет сжигания которого производится в том числе и большая часть потребляемой в стране электроэнергии, продолжает оставаться противоречивой и крайне неопределенной.
Новый договор на поставку природного газа с «Газпромом» был подписан с опозданием, после окончания срока действия предыдущего документа. В результате Молдова в течение месяца получала российский газ в соответствии с биржевыми ценами, которые в этот период демонстрировали постоянный рост. Кроме этого, условием заключения нового договора стало обязательство РМ погасить накопившуюся текущую задолженность, точный размер которой должен был быть определен специальным аудитом.
Однако проевропейская власть в лице правительства, сформированного партией PAS, посчитала, что на этом можно остановиться и «расслабиться». Первый же платёж по новому договору был просрочен на неделю, и только добрая воля «Газпрома» предотвратила прекращение поставок газа в страну. Деньги для текущих расчетов с «Газпромом» были в срочном порядке найдены и выплачены. Сделано это было за счет тех финансовых средств, которые были предоставлены компании Energocom для «поиска альтернативных источников газа» в тот период, пока новый контракт с «Газпромом» еще не был заключен.
Примечательно то, что эту миссию правительство Молдовы возложило на компанию, которая в период олигархического режима Плахотнюка использовалась в качестве «прокладки» в схеме с поставками электроэнергии с Молдавской ГРЭС, расположенной в Приднестровье. Еще более любопытно то, что к уголовному делу по этой криминальной схеме нынешняя власть пытается притянуть экс-президента Молдовы Игоря Додона, лидера оппозиционной Партии социалистов, которого вызывали в Генеральную прокуратуру для допроса и которому присвоили статус подозреваемого.
Проблемы с погашением Молдовой текущей задолженности за газ свидетельствуют о системном кризисе в управлении страной. И еще одним подтверждением этого стало то, что на этой неделе правительство Молдовы снова обратилось к «Газпрому» с просьбой об отсрочке по оплате за поставленный в январе газ.
Согласно заявлению вице-премьера Андрея Спыну, до конца недели АО «Молдовагаз» рассчитается за топливо, полученное в декабре прошлого года. «С расчетом за газ, который был импортирован в декабре, нет проблем», – заверил вице-премьер. При этом он представил прогнозы, согласно которым АО «Молдовагаз» не хватит около €25 млн, чтобы до 20 января выполнить свои финансовые обязательства по поставкам в текущем месяце.
Очевидно, что в условиях, когда цена на газ для молдавского потребителя постоянно растет из-за роста котировок на европейских газовых биржах и стоимости корзины нефтепродуктов, к которым по контракту с «Газпром» привязана закупочная цена, АО «Молдовагаз» будет постоянно испытывать дефицит финансовых средств для оплаты газа просто потому, что столкнется с кризисом неплатежей внутри страны.
При этом у нынешней власти нет ни желания, ни умения предпринимать меры для устранения этого кризиса или хотя бы смягчения последствий. Более того, шаги, предпринимаемые молдавской стороной, свидетельствуют о том, что правительство ищет «лазейки» для того, чтобы избежать ответственности за возможный срыв графика текущих платежей и погашения существующей задолженности. Именно так следует оценивать заявление главы правительства Натальи Гаврилицы о том, что вице-премьер Спыну не имел права подписывать протокол об урегулировании спорных вопросов с «Газпромом». Примечательно, что это заявление было сделано спустя более чем два месяца после того, как Спыну подписал собственно новый договор и протокол об урегулировании спорных вопросов. При этом никакой информации об ответственности Спыну за это «самовольство» не поступало.
Еще одним поводом для затягивания процесса аудита существующего долга Молдовы перед «Газпромом» является очень долгая процедура определения государственных ведомств с молдавской стороны, которые будут заниматься этим вопросом. На последней неделе ушедшего года парламент постановил провести проверку как дочерних предприятий компании «Молдовагаз», так и юридических лиц, прямо или косвенно связанных с газовой сферой. Проверка поручена Счетной палате РМ и зарубежным аудиторам. Итоговый отчет должен быть представлен до 30 ноября 2022 года. И это при том, что, согласно протоколу, подписанному с «Газпромом», срок проведения аудита заканчивается в мае наступившего года. Председатель правления компании «Молдовагаз» Вадим Чебан считает неправильным решение поручить аудит предприятия Счетной палате.
«Молдовагаз» не использовал государственные средства и непонятно, при чем тут Счетная палата», – заявил он в интервью одному из молдавских СМИ. По его мнению, это решение властей является «скорее политическим». Как пояснил Чебан, до сих пор проверки «Молдовагаза» проводили известные независимые аудиторы, которых нанимали по конкурсу.
В то же время рядом аффилированных с партией власти СМИ и интернет-блогеров усиленно продвигается тезис о том, что поскольку 51% акций компании «Молдовагаз» принадлежит «Газпрому», то Молдова к этой задолженности вообще не имеет никакого отношения. По мнению авторов подобных публикаций, государство пытаются привлечь к оплате задолженности дочерней компании «Газпрома» перед ее хозяином. При этом абсолютно игнорируется тот факт, что правительство РМ, которое также является обладателем солидного пакета акций «Молдовагаза», несет полную ответственность за долги предприятия. Что касается контрольного пакета акций «Молдовагаза», принадлежащего «Газпрому», то российская сторона имеет полное право единолично принимать решение, как относиться к задолженности дочерней компании.
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на заключенное сроком на 5 лет соглашение о поставках российского газа в Молдову, ситуацию по этому вопросу нельзя назвать определенной. Очевидно лишь одно – в лице нынешнего правительства Молдовы российская сторона имеет дело с крайне непредсказуемым и ненадежным партнером. Основная причина этого заключается в том, что оно, правительство, работает в интересах и по прямой указке западных «партнеров по развитию», чьи интересы никоим образом не совпадают с интересами Молдовы и тем более с интересами Российской Федерации. Это и обуславливает возникновение постоянных конфликтов в ходе выполнения заключенных между РМ и РФ соглашений.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram