35-летней блокаде южнокавказских стальных магистралей, стыкующихся с железнодорожной сетью Ирана и России, подведена черта. Об этом президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян заявили в ходе евросоюзовского форума «Восточного партнерства» в Брюсселе 15 декабря. Таким образом, повторены договоренности, достигнутые в преддверии брюссельского форума на переговорах в Сочи И. Алиева, Н. Пашиняна и президента РФ Владимира Путина.
Очевидны выгоды такого решения для всех стран Закавказья, для России же дополнительно вновь открывается транзитный железнодорожный коридор в Иран, что, разумеется, выгодно и ему.
По словам Н. Пашиняна, «в ходе трехсторонней встречи с председателем Евросовета Шарлем Мишелем и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым мы подтвердили договоренность о перезапуске железной дороги Ерасх–Джульфа–Ордубад–Мегри–Горадиз (выходит на Баку, это основной маршрут «Транссиба Закавказья». – Ред.). Хочу напомнить, что данная договоренность была достигнута в рамках рабочей группы вице-премьеров Армении, РФ и Азербайджана. Договоренность была зафиксирована 26 ноября в Сочи при посредничестве президента РФ Владимира Путина».
Н. Пашинян уточнил, что эта артерия будет действовать в соответствии с международно признанными пограничными и таможенными правилами «на принципах взаимности, под суверенитетом и юрисдикцией наших стран. Таким образом, Армения получит железнодорожный доступ (по железным дорогам Азербайджана. – Ред.) к России и Ирану».
Схожее мнение высказал И. Алиев, пояснив, что совместная рабочая группа в течение почти года «смогла устранить основные препятствия решению этого вопроса».
Речь идет о «Закавказском Транссибе». Южный, то есть основной маршрут этой артерии – почти в 500 км – проходит из Армении вдоль границы с Турцией, затем с Ираном. И по магистрали Баку–Хачмас–Дербент стыкуется с железнодорожной сетью РФ.
Основной маршрут «Транссиба Закавказья»: вдоль границы Ираном с выходом на Баку
Истекшие 35 лет бездействия магистрали и военных эксцессов вблизи неё внесли свою лепту: до 75% протяженности данной артерии разрушено или разобрано. Та же ситуация и на узловом участке Джульфа (в Нахичеванской автономии Азербайджана), состыкованного – еще в начале 1910-х – с железными дорогами Ирана. Эта стыковка тоже не работала в истекшие 35 лет.
Напомним, что в годы Великой Отечественной именно через Джульфу в СССР шло не меньше трети всего объема ленд-лизовских и поступавших из-за рубежа гуманитарных грузов. А до конца 80-х транзитный коридор через Джульфу, то есть по «Транссибу Закавказья», был основным в торговых связях между многими странами Европы и Азии.
В нынешней же ситуации речь идет фактически о новом строительстве данной артерии. Соответствующие работы планируется начать в 1-м квартале с. г. Они, по предварительной информации, будут проводиться с научно-техническим и финансовым содействием российской стороны и в рамках ЕС-программы «Восточное партнерство». А в работах по восстановлению Джульфинского пограничного узла возможно участие Ирана.
Восстановить же всю эту магистраль – дело высокозатратное: по профильным экспертным оценкам РФ, Азербайджана и Армении (2021 г.), стоимость работ только на армянском участке главного маршрута «Транссиба Закавказья» составит до 200 млн долл. При стабильном финансировании работы здесь можно провести за 2,5 года.
Но, во-первых, армянский участок – это не более трети протяженности всей магистрали. А во-вторых, затраты рассчитаны по текущим ценам, потому не факт, что они останутся неизменными в те же 2,5 года. Другое дело, если будет создан консорциум по данному проекту, который закупит всё необходимое в течение – самое большее – ближайшего полугодия. Тогда появится реальная возможность уложиться в означенную сумму.
Южная часть армянского сектора «Транссиба Закавказья» – между регионами Азербайджана
Поэтому вице-премьер Армении М. Григорян заявил на днях, что «конкретных сроков начала работ по этому маршруту пока указать не могу. Но есть взаимный настрой быстро скорректировать договоренности по этой части дороги и вскоре начать работы».
В нынешних условиях представляется менее длительным и затратным восстановление северо-восточного ответвления «Транссиба Закавказья»: железной дороги Акстафа–Газах (Азербайджан)–Иджеван (Армения) в 55 км. Эта артерия, введённая в действие в первой половине 1980-х, выходит на Ереван по кратчайшей линии примерно в 100 км (Иджеван–Дилижан–Ереван). И остаётся опять же кратчайшим железнодорожным маршрутом не только между Арменией и большей частью Азербайджана, но также – транзитом через Азербайджан – между Ираном, Арменией, с одной стороны, и Россией – с другой.
Кратчайший железнодорожный путь в РФ из Армении и Ирана проходит через северо-восток Армении – северо-запад Азербайджана
За истекшие 35 лет не менее 70% протяженности линии Акстафа–Иджеван также пришли в негодность. Но с учетом меньшей протяженности этой дороги в сравнении с главной артерией «Транссиба Закавказья» затраты по её восстановлению предварительно оцениваются в 3-3,5 раза меньшими.
Как отмечает начальник станции Дилижан Григор Котинян, эта линия активно использовалась для грузовых перевозок с Азербайджаном и РФ, ввиду роли этой дороги как кратчайшей между Арменией и РФ. А «грузовые объемы здесь нарастали до конфликта с Азербайджаном». По оценке Г. Котиняна, чтобы снова ввести в действие такой маршрут, требуется обновить почти всю его инфраструктуру. Но «самое главное – здесь сохранилось основание путей». Что, в свою очередь, позволит ускорить восстановление этой артерии.
Словом, принято четкое стратегическое решение: железные дороги Южного Закавказья с 2022 года будут совместно разблокироваться. Это имеет весомую значимость и для взаимоотношений РФ, как и стран региона, с Ираном. В том числе для восстановления старейшего транзитного коридора Восточная Европа/Скандинавия – Россия – Закавказье – Иран – бассейн Индийского океана.
Главное, чтобы комплексная политико-экономическая нормализация в Южном Закавказье не была сорвана финансовыми неурядицами и тем более внезапными военно-политическими обострениями.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram