Президент Казахстана 11 января провел встречу с лидерами парламентских фракций, на котором заявил о необходимости реформ и наглядного улучшения жизни населения. Также Касым-Жомарт Токаев раскритиковал силовые органы за неспособность справиться с нападением боевиков на ряд городов. Судя по всему, их тоже ждет реформа и чистка от назарбаевских кадров.
После массовых беспорядков в южных районах Казахстана президент принялся перестраивать властную вертикаль. Действующая система безопасности не смогла предотвратить нападения боевиков, во время которых погибли 225 человек, из них 19 – представители силовиков.
Уже 7 января в своем обращении к народу Казахстана президент РК спрогнозировал «разбор полетов» в связи с действиями правоохранительных органов и армии, а также их межведомственной координацией. Да и, естественно, всей властной системы в стране. К выполнению обещания К.-Ж. Токаев приступил без промедлений. В первую очередь отправил в отставку правительство и стал освобождать от ключевых должностей родственников экс-президента Нурсултана Назарбаева. Ряд назревших перемен президент обозначил и в своей речи перед парламентариями. К.-Ж. Токаев расставил новые приоритеты развития страны. В частности, указал на громадное имущественное расслоение в обществе, что спровоцировало массовое недовольство. Заявлена реформа о перераспределении колоссальных финансовых средств, которые ранее доставались ограниченному кругу, которых принято называть олигархами.
* * *
По мнению политолога из Казахстана Андрея Чеботарёва, в своем выступлении на пленарном заседании парламента К.-Ж. Токаев, прежде всего, достаточно жестко произвел тот самый «разбор полетов». Как и следовало ожидать, серьезные претензии были выдвинуты в адрес Комитета национальной безопасности (КНБ). В «кампанию» с ним попали фонд «Самрук-Казына», Банк развития Казахстана и «финансово-олигархические группы».
Практически впервые в официальном лексиконе на высшем уровне применительно к экономике страны прозвучало понятие «олигополия». Хотя и без конкретных имен и названий, в отношении всей системы государственного управления и должностных лиц всех уровней были высказаны нарекания относительно искаженного представления чиновников о жизни сограждан, неспособности и нежелания общаться с ними, тотальной бюрократии и формальном подходе к реализации поручений и своих обязанностей.
Соответственно с этим были четко расставлены акценты дальнейших действий государства и его органов. Казалось бы, что в текущих условиях вопросы политической модернизации отойдут на второй план. Однако еще в своем обращении от 5 января текущего года глава государства отметил, что он остается на прежней позиции последовательных реформ и готов представить новые предложения по политической трансформации Казахстана. Токаев заявил о новом пакете политических реформ, подготовленном на основе широкого и конструктивного диалога с гражданским обществом и экспертами.
В этой связи сейчас важно, считает эксперт, не столько предполагать, что и как будет сделано в данном направлении, сколько вырабатывать и предлагать конкретные содержательные меры.
Пока приоритетными остаются вопросы наведения порядка в системе госуправления и особенно в силовых структурах. Судя по всему, президент заинтересован в обновлении кадров гослужащих. В связи с этим, в частности, будут осуществлены изменения в системе кадрового отбора и продолжена практика формирования Президентского молодежного кадрового резерва. Упрощение же порядка «выхода» из государственной службы логически вытекает из прошлогоднего заявления главы государства в его Послании народу о необходимости ухода с занимаемых постов нелояльных и нерадивых чиновников.
Отдельное внимание было уделено молодежи и ее проблемам, включая вопросы образования и трудоустройства. Тем более что с прошлого года разрабатывается Индекс развития молодежи по аналогу глобального ИРМ. Его внедрение позволит анализировать ситуацию в молодежной среде и осуществлять деятельность уполномоченных госорганов с учетом таких ключевых направлений, как образование, здоровье и благополучие, занятость и возможности, политическое участие, гражданское участие, досуг и безопасность.
В выступлении К.-Ж. Токаева также обозначены отдельные акторы, на которых он явно рассчитывает опереться в дальнейшей реализации заявленных и подготавливаемых им мер.
Во-первых, это Совет безопасности, который с недавнего времени перешел под руководство главы государства и, судя по всему, будет плотно заниматься вопросами реформирования силовых структур. Кстати, из последних в контексте недавних событий в стране особо отмечены главой государства полиция и военные. При всем этом предстоит сделать немало для повышения уровня эффективности их действий в критических ситуациях.
Во-вторых, действующий депутатский корпус мажилиса (парламента) и сената парламента, который удостоился благодарности президента за оперативную и качественную работу. Из этого следует, что, несмотря на неоднозначные процессы внутри правящей элиты и призывы со стороны ряда представителей общественности, руководство республики на роспуск действующего парламента и проведение новых выборов не пойдет.
В-третьих, Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Ее, в частности, планируется привлечь к деятельности правительства и Нацбанка по разработке и реализации программы по повышению доходов населения и комплекса мер по контролю инфляции.
Таким образом, политическая повестка на текущий год практически обозначена. Не исключено, что первоначально руководством страны в ее рамках планировались и другие меры. Однако беспрецедентные и трагические события первой январской декады внесли в нее заметные коррективы. Будем надеяться, что вся система власти и ее представители на всех уровнях извлекли из них правильные уроки, полагает А. Чеботарёв.
* * *
О сложностях реализации нового курса Казахстана в интервью «Ритму Евразии» рассказал политолог профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев.
– Рустам Ренатович, почему во время своего длительного выступления перед лидерами парламентских фракций президент Токаев не назвал конкретных имен виновных в беспорядках?
– Никаких имен в настоящее время назвать невозможно, так как следственные действия по ситуации января 2022 года в Казахстане только начаты. Было бы безответственно, если первое лицо государства безосновательно выдвигал бы сейчас какие-то обвинения.
– Что, на ваш взгляд, изменится в силовых структурах после реформ, анонсированных президентом?
– Пока анонсированы только общие установки. В какой степени и как они будут реализованы – серьезный вопрос. Поэтому для ответа на данный вопрос я бы дождался принятия соответствующих программ и планов.
– Токаев много говорил об экономических реформах, что же мешало провести их раньше?
– За период своего независимого существования Казахстан реализовывал несколько экономических стратегий, которые в той или иной степени были успешными, в том числе в идеологическом плане, когда речь шла о сравнении ситуации в Казахстане с соседними странами. Однако данные стратегии оценивались главным образом по макропоказателям. На уровне «экономики семьи» анализ практически не проводился, особенно начиная с «жирных» 2000-х годов.
С моей точки зрения, проблема состояла в том, что к управлению процессами были подтянуты «универсальные менеджеры», а не узкие отраслевые специалисты. То есть та форма знания, которая формировалась и сформировалась в Казахстане, не позволяла эффективно управлять экономическими процессами. Нельзя упускать из внимания и то, что Казахстан, как и все страны Центральной Азии, относится к типу «слабых государств», где группы влияния стремятся отстаивать и реализовывать не столько общегосударственные, сколько групповые интересы. Вопрос нациестроительства в такой ситуации – один из ключевых вопросов.
– Президент, в частности, говорил, что будет создано много рабочих мест для молодежи. Каким образом это должно произойти в короткие сроки?
– Это должно быть раскрыто в программе экономических реформ, которую в ближайшее время должно представить новое правительство Казахстана.
– Если не ошибаюсь, Токаев впервые на официальном уровне сообщил, что регионы Казахстана развиваются неравномерно. Почему так произошло и исправится ли эта ситуация?
– В целом регионы и не могут развиваться равномерно. Они – разные. В регионах разные экономические условия, население регионов также обладает спецификой. Это нормально. Однако равномерность должна обеспечиваться на уровне реализации социальной политики. К сожалению, этот вопрос был упущен, видимо, по тем же причинам, по которым сформировались общие сложности в экономике страны.
– К сентябрю текущего года Токаев пообещал подготовить новые реформы. Что же должно случиться к этому времени?
– Ничего. Просто разработка стратегии – не одномоментное действие и, более того, она не может быть предложена на волне политического кризиса.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
____________________________
Фото: https://www.akorda.kz