Полуостров на южных рубежах России называют музеем под открытым небом, несколько перефразировав определение выдающегося русского драматурга, поэта, дипломата, композитора Александра Грибоедова: «Крым – изумительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий».
Другой роли и не могло быть у перекрёстка цивилизаций, религий, культур. Следы тысячелетий здесь сохранились и на поверхности, и в напластованиях недр земных. Постепенно, не спеша делится земля сокрытыми в ней сокровищами. Отдаёт их людям, чтобы они не просто хранили, а делились ими со всем человечеством в специально созданных для этого музеях. Год за годом музейная работа совершенствуется, развивается. Благодаря настоящим энтузиастам, влюблённым в свое дело.
Долгое время Керченский полуостров был оторван от магистральных путей. Строительство долгожданного крымчанами Крымского моста осуществило их мечту войти в единое российское пространство, а для керчан стало толчком для развития древнего города, его многочисленных музеев, не менее интересных и важных, нежели знаменитые южнобережные, ставшие визитными карточками Крыма. Теперь на это право претендуют многие достопримечательности города-героя, составляющие гордость одного из старейших на всём постсоветском пространстве музейных учреждений – Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.
«Мы берём на себя ответственность называть Керчь музейной столицей Крыма, – заявляет генеральный директор заповедника Татьяна Умрихина. – Основание для этого есть. И, прежде всего, успешная круглогодичная работа 11 музеев: Историко-археологического, истории обороны Аджимушкайских каменоломен и Эльтигенского десанта, Гончарной мастерской, Картинной галереи, Золотой кладовой, памятников погребальной архитектуры IV в. до н. э. – Царского и Мелек-Чесменского курганов, крепости Керчь – памятника фортификационного строительства XIX века, Лапидария – Музея каменных древностей. В составе заповедника – античные городища Пантикапей, Нимфей, Тиритака, Мирмекий, Парфений, Порфмий, склеп Деметры и склеп 1891 года с уникальной росписью, не имеющей аналогов, а также античная загородная усадьба. Так сложилось исторически, что именно здесь средоточие древних культур. И наш город – хранитель крупнейшей не только в регионе, но и в мире коллекции артефактов. У нас есть все возможности показать мощь, размах всех 21 объекта республиканского культурного наследия и 11 – федерального».
Среди последних – мемориальный комплекс «Аджимушкай». Расположенные на территории микрорайона Аджимушкай подземные горные выработки – каменоломни, стали, пожалуй, наиболее известным военно-историческим памятником Керчи благодаря героической обороне подземных гарнизонов (май-октябрь 1942 г.). Нельзя не отметить, что среди важнейших событий ушедшего года – возобновление посещений Аджимушкайских каменоломен после ликвидации последствий затопления прошлой осенью и проведения противоаварийных работ.
Татьяна Умрихина на экскурсии в Аджимушкае
Всего в фондах Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника хранится около 300 тысяч музейных предметов. В наиболее ценной части фондов – свыше 100 тысяч предметов, среди которых первоклассные образцы античной расписной керамики – подлинные шедевры греческого прикладного искусства VI–IV вв. до н. э. И надо отметить, что коллекции ежегодно пополняются. Многие из них извлечены на свет божий археологами постоянных 15 международных экспедиций, занимающихся раскопками на Керченском полуострове.
Мировую известность имеет одна из крупнейших в мире лапидарных коллекций, в которой, кроме боспорских надгробий, выставляется античная скульптура, памятники эпиграфики и строительные детали эпохи античности и средневековья.
Музей каменных древностей
Нигде больше, кроме Золотой кладовой, нет уникальных электровых монет малоазийского города Кизика, датируемых V в. до н. э.; золотых и серебряных монет Митридата VI Евпатора, Александра Македонского, царей Боспора и ювелирных украшений тех времён. Всё, что хранится в заповеднике, – это не только экспозиционный фонд, но и богатейший материал для научных исследований не только его сотрудников, но и известных отечественных и зарубежных специалистов, для которых проводятся конференции: «Археология и история Боспора», «Музейные чтения», «Военно-историческая», международная научная «Керчь–Петербург–Эрмитаж: сохранение и возрождение культурного наследия Крыма».
Люди хотят видеть подлинники, которых нет больше нигде. В последние время для посетителей ежегодно проводится без малого четыре тысячи экскурсий, которые посещают свыше 120 тысяч человек. Часто проводятся выставки за пределами Керчи. Например, первыми выставку «Магия Боспора» увидели жители Екатеринбурга, с которым Керчь в последние годы связывают крепкие дружеские и культурные узы.
Выставка «Магия Боспора» в Екатеринбурге
«Завершившийся год был отмечен 195-летием Музея древностей. Мечтаем восстановить построенное в 1835 году по проекту архитектора Торичелли на горе Митридат музейное здание в стиле афинского храма Гефестиона, куда в 1841 году были перевезены все коллекции из помещения городской гауптвахты, – делится планами Татьяна Умрихина. – Надежда заняться этим появилась – Министерство культуры Крыма передаёт эту историческую землю городу. В планах и восстановление часовни, стоявшей на вершине Митридата с 1834 по 1944 год. Она проектировалась как неотъемлемая часть единого комплекса Большой Митридатской лестницы и являлась архитектурной доминантой города, формируя неповторимый облик. В годы Великой Отечественной войны часовня находилась в зоне боевых действий и была практически полностью разрушена, а остатки снесли в 1949 году. Наш долг восстановить единый архитектурный и исторический ансамбль центра города с уникальным ампиром тридцатых-пятидесятых годов прошлого века. Среди насущных задач – музеефикация Пантикапея, расконсервация Нимфея. Министерство культуры России утвердило нашу концепцию развития крепости Керчь. Уральский металлургический завод берётся за воссоздание инженерных коммуникаций. Так что перспективы намечены грандиозные».
Огни Большой Митридатской лестницы
В минувшем году открыто античное поселение «Полянка» на Караларском побережье Крымского Приазовья, где обнаружены два клада бронзовых монет I века до н. э.
Не уходит с повестки дня борьба за возвращение коллекции «Золото скифов», вывезенной из крымских музеев, и в том числе из керченского, на выставку в Амстердам в начале февраля 2014 года и застрявшей на чужбине на долгие семь лет.
«Мы не можем смириться с решением Амстердамского суда, постановившего в октябре прошлого года передать предметы из коллекции крымских музеев Украине, – говорит представитель крымского музейного сообщества в амстердамском суде Татьяна Умрихина. – Это история нашей, а не украинской земли. Не прекращаем борьбу за восстановление справедливости».
* * *
Меняется облик не только керченских музеев и достопримечательностей. С воссоединением Крыма с Россией появилась реальная возможность отреставрировать много лет требовавшие этого объекты культурного наследия полуострова. 21 из них включён в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2025 года». На это заложены средства в размере 2,5 млрд рублей. Проведение поэтапной плановой реализации этой программы хорошо видно на примере Бахчисарайского историко-культурного заповедника, в который входит Ханский дворец. После завершения всех работ на одном из самых известных памятников полуострова выставочная площадь увеличится на 1500 метров, там будут размещены уникальные экспонаты ранее не доступные посетителям.
Восстановленная Ханская мечеть в Бахчисарайском дворце
Среди отреставрированных визитных карточек Крыма – миниатюрный замок на отвесной скале «Ласточкино гнездо», где теперь не дорогой ресторан, а художественный выставочный зал. Реставрируется Воронцовский дворец в Алупке. Идёт глобальная реконструкция Феодосийской картинной галереи Айвазовского, которой Министерство обороны России передало исторические здания, там появятся новые выставочные залы и новое фондохранилище. А в музейном комплексе откроется Большой зал, с которого в 1880 году началась история картинной галереи – первого провинциального художественного музея России. Десять лет зал был закрыт из-за аварийного состояния.
Не за горами время, когда все крымские жемчужины засияют в своей первозданной красе.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram