Острая фаза трагических событий в Казахстане развивалась стремительно по мере перерастания мирных акций протеста против подорожания энергоносителей в западных регионах страны в беспорядки и погромы с участием в т. ч. боевиков из-за рубежа. Во второй половине дня 5 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провел заседание Совета безопасности, а затем и выступил с обращением, в котором заявил: «Данные террористические банды являются международными, прошли серьёзную подготовку за рубежом и их нападение на Казахстан можно рассматривать и нужно рассматривать как акт агрессии. В связи с этим, полагаясь на Договор о коллективной безопасности, я сегодня обратился к главам ОДКБ оказать помощь Казахстану в преодолении этой террористической угрозы. На самом деле это не угроза, а подрыв территориальной целостности».
К исходу суток президент Токаев провел телефонный разговор с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, возглавляющим Совет коллективной безопасности ОДКБ. После этого на странице последнего в Facebook появилась запись: «Принимая во внимание обращение Президента Казахстана, который рассчитывает на поддержку ОДКБ в преодолении ситуации в Казахстане, как председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ я начинаю экстренные консультации с главами стран ОДКБ». Через 40 минут глава правительства заявил о принятом им решении направить в Казахстан миротворческий контингент ОДКБ.
Политическая судьба прихотлива: принять такое решение довелось политику, который сам вознесся к власти через массовые, пусть и в основном мирные акции протеста (хотя еще вопрос, можно ли считать таковыми, например, блокирование дорог).
Днём правительство Армении дало указание подразделению вооружённых сил страны участвовать в миротворческой операции в Казахстане в составе сил ОДКБ. В состав армянского миротворческого контингента вошли 100 военнослужащих-контрактников, в том числе женщин, с опытом участия в боевых действиях, а также в миссиях в Косово, Ливане и Афганистане. Утром 7 января началась переброска армянских миротворцев в Казахстан, где уже был введен критический «красный» уровень террористической опасности по всей территории страны.
Тут уместно напомнить, что в 2021 году Армения обращалась за консультациями в ОДКБ по поводу напряженной ситуации на своей границе с Азербайджаном и нахождения войск этой страны на своей территории, однако, как считают многие, не получила ожидаемой поддержки. Некоторые ответы из ОДКБ вызвали недовольство в Ереване, в том числе и ссылки на отсутствие соответствующего письменного обращения. Данная ситуация требовала разъяснения, которое и дал 7 января в эфире Общественного ТВ страны секретарь Совета безопасности Армен Григорян: «Мы взяли ответственность впервые в истории задействовать механизмы ОДКБ, показали, как эти механизмы должны работать. Надеемся, если Армения в будущем окажется в подобной ситуации, то получит соответствующую помощь».
Напомним, что, вступая в председательство ОДКБ, Н. Пашинян предложил партнёрам по организации сконцентрироваться на последовательной совместной работе, направленной на динамичное развитие организации и повышение эффективности ее механизмов. Глава правительства рассказал, что считает необходимой актуализацию «механизмов кризисного мониторинга, прогнозирования и предотвращения», что можно было бы достичь «в том числе за счет полноценной работы Центра кризисного реагирования».
7 января бывший глава МИД Турции и премьер-министр, автор концепции «стратегической глубины» Ахмет Давутоглу выразил беспокойство обращением Казахстана за помощью к ОДКБ, в которой председательствует Армения, о чём и поведал в своём Твиттер-аккаунте. Комментарии иных адептов «тюркского мира», в том числе снабжённых вполне официальными должностями, отличались куда большей резкостью, и устранять возникшее недопонимание российской стороне пришлось по дипломатическим каналам.
В тот же день, 7 января, постоянное представительство Армении в Совете Безопасности ООН, как страны председательствующей в ОДКБ, направило членам всемирной организации письмо о проведении миротворческой операции на территории Казахстана. Одновременно в течение всего дня Никол Пашинян вёл консультации с партнерами по ОДКБ президентами России Владимиром Путиным, Беларуси – Александром Лукашенко и Таджикистана – Эмомали Рахмоном, президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, а также генеральным секретарем организации Станиславом Засем. Эти контакты продолжались в течение всей острой фазы кризиса.
Возражения против участия Армении в миротворческой миссии звучали не только из-за рубежа, но и в самой стране. Накануне большая группа неправительственных организаций, финансируемых правительством США и Институтом «Открытое общество» (более известен как нежелательный в России «Фонд Сороса»), выпустили заявление, в котором выражалось несогласие с отправкой войск ОДКБ в Казахстан и с соответствующим решением Пашиняна. Не обошлось без обвинений в сторону президента России в попытках некоей «оккупации» Казахстана и т. п. В этом, как и в других подобных выпадах, звучали следующие месседжи: «Почему Армения должна помогать казахам, которые нам не помогали?», «Казахстан – союзник Азербайджана, и мы не должны помогать друзьям наших врагов», «Россия планирует оккупировать Казахстан, но Армения не должна принимать в этом участие» и пр.
У здания правительства прошёл пикет из пяти человек против отправки в Казахстан в составе войск ОДКБ подразделения армянской армии. Интересно (или закономерно?), что участие армянских военных в миссиях в Ираке, Косово, Ливане и Афганистане совместно с западными странами никакой истерики не вызывало.
Что же касается более широкого общественного мнения, то там наличествует понимание того, что в рамках ОДКБ и других структур Армения не может быть исключительно «потребителем безопасности». Соответственно, она должна принимать участие в подобных миссиях.
8 января самолеты Военно-транспортной авиации РФ Ил-76 завершили переброску армянских военных из состава миротворческих сил ОДКБ в Казахстан с аэродрома «Звартноц» на аэродром Алма-Аты. В «южной» столице РК, наиболее пострадавшей от погромов, они взяли под охрану два стратегических объекта – водозабор «Дружба» и крупнейший хлебозавод.
10 января в ходе онлайн-конференции глав государств ОДКБ Пашинян заявил, что текущая ситуация в Казахстане вызывает у Армении особую тревогу и озабоченность ввиду представления информации о вовлеченности международных террористических организаций. «В недавнем прошлом мы сами столкнулись с появлением иностранных террористов и боевиков в нашем регионе», – напомнил «варчапет», имея в виду участие в боевых действиях осенью 2020 года в Карабахе на стороне Азербайджана и Турции джихадистов из Сирии. К слову, этот факт был подтвержден, в частности, руководством Службы внешней разведки России и спецслужбами Франции.
Пашинян вновь повторил приоритеты председательства Армении в ОДКБ и призвал коллег поддержать предложения Еревана: «…ожидаем от государств-членов ОДКБ наращивания совместных усилий с целью дальнейшего совершенствования данных механизмов, что бесспорно послужило бы как дальнейшему развитию взаимодействия между государствами-членами, так и укреплению соответствующих структур и механизмов организации». Одновременно он с удовлетворением констатировал высокое взаимопонимание между странами ОДКБ относительно ситуации в Казахстане.
В тот же день министр иностранных дел Арарат Мирзоян провел переговоры с председательствующим в ОБСЕ польским коллегой Збигневом Рау. Еврочиновник был поставлен в известность о том, что Совет коллективной безопасности ОДКБ принял решение отправить миротворцев в Казахстан, отзываясь на официальное заявление Казахстана и основываясь на договоре о коллективной безопасности, уставе организации, а также на соглашении о миротворческой деятельности ОДКБ. Причем миротворцы направлены в РК на ограниченный срок и не для подавления беспорядков, а для защиты стратегических объектов, подчеркнул глава армянской дипломатии.
11 января президент Казахстана Токаев заявил в парламенте о завершении основной миссии миротворческого контингента ОДКБ менее чем в течение двух недель. Соответствующее заявление ушло в адрес главы СКБ Пашиняна, о чём армянская сторона уведомила секретариат ОДКБ. Утром 13 января состоялась встреча президента России Владимира Путина и министра обороны Сергея Шойгу. «Армения как председательствующая [страна], она, естественно, должна была сыграть основную роль в подготовке всех документальных решений, назовём это так. Всё это было сделано», – подчеркнул глава российского военного ведомства.
Министры обороны стран ОДКБ подписали решение об организации возвращения миротворцев из Казахстана в пункты постоянной дислокации. К исходу дня 14 января миротворческое подразделение Армении вернулось домой из Казахстана; его переброску осуществляли три самолета Ил-76 военно-транспортной авиации ВКС России.
Подводя краткие итоги, заметим, что ОДКБ, формально возглавляемое Арменией, на момент острой фазы кризиса в Казахстане опередило Организацию тюркских государств, возглавляемую на тот же момент Турцией. Видимо, в этом имелся некоторый политический смысл. Немаловажно и то, что Армения была среди стран, оказавших помощь Казахстану, который в ходе военных действий в Нагорном Карабахе осенью 2020 года де-факто поддержал Азербайджан и Турцию.
В сложившейся ситуации премьер-министр Пашинян выбрал путь выполнения союзнического долга и, не исключено, сумел собрать некоторые политические очки, в том числе и в Москве. Кроме того, накануне первого раунда турецко-армянских переговоров в столице России (14 января) ему удалось в некоторой степени укрепить политико-дипломатические позиции Еревана.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram