Пожалуй, самым «популярным» словом в новостях прошлого года стали санкции. Их принимали, их обсуждали, ими грозились. И эта «традиция» перекочевала в год нынешний: буквально дня не проходит без известий о них. Статистика докладывает, что администрация Барака Обамы только за второй срок его президентства наложила в общей сложности 2350 санкций, а Дональд Трамп «перещеголял» предшественника, добавив еще 3800 санкционных решений. Если дело так пойдет и дальше, его скоро догонит и Джо Байден.
Всего же на 1 октября 2021 года Минфин США зафиксировал 9421 действующую санкцию против организаций или отдельных лиц. И, судя по всему, это число будет продолжать стремительно расти.
Руководствуясь баснями Крылова
Если вы считаете, что политика санкционных ограничений против России является недавним изобретением, то глубоко ошибаетесь. С 1917 года Советская Россия, СССР и Российская Федерация жили без санкций со стороны США… всего меньше месяца. Между отменой «поправки Джексона-Вэника» и вступлением в силу «закона Магнитского». Да и то, если не считать десятилетиями продлеваемого реально существующего запрета на ввоз в США балалаек. Даже в годы действия ленд-лиза, по которому Советский Союз обладал режимом наибольшего благоприятствования в области поставок вооружений и военных материалов, существовали списки продукции, которую Соединенные Штаты отказывались продавать своему союзнику по антигитлеровской коалиции.
Но, конечно же, то, что началось после государственного переворота на Украине, иначе чем санкционной вакханалией назвать сложно. Санкции против России, российских предприятий, чиновников и даже отдельных граждан, хоть как-то касающихся событий в Крыму и Донбассе, посыпались едва ли не еженедельно. Причем уже без поисков каких-либо новых поводов. Просто по принципу одного из героев басни Крылова: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». В смысле – наложить новые санкции.
Наиболее ярким подтверждением того, что постоянно принимаемые антироссийские санкции не имеют ничего общего с «наказанием» России за те или иные действия, является противодействие строительству газопровода «Северный поток-2». В чистом виде коммерческий проект, призванный обеспечить Европу недорогим трубопроводным газом, «перешел дорогу» американским компаниям, поставляющим дорогостоящий сжиженный природный газ из-за океана. И противодействие конкурентам стало истинной причиной принятия санкций, наложенных вначале на компании, участвующие в строительстве трубопровода, а потом и вообще принимающие участие в проекте.
Оправдание санкционного давления выдумывали очень недолго, прибегнув к так полюбившемуся американцами тезису о «хайли-лайкли»: «вероятно (! – Ред.), новый газопровод может быть использован для политического давления на европейские страны». Хорошо хоть не использовали риторику, выдуманную для противодействия сделке 1970-х гг. «трубы в обмен на газ», когда американцы доказывали, что по газопроводу в Западную Германию вместо голубого топлива будут перебрасываться… русские танки.
Предела безумию не существует
Но и «хайли-лайкли» показалось мало американским политикам. Новое «ноу-хау» появилось на свет осенью прошлого года, когда с подачи украинской разведки пресса США, а вслед за ней и политики завопили о «готовящейся агрессии против Украины». Основание – найденные на расстоянии около 200 километров от российско-украинской границы парки боевой техники ВС РФ. Это назвали «концентрацией войск близ украинской границы». Совершенно «забыв», что из любой точки Эстонии и Литвы, а также с большей части Латвии, в которых располагаются и постоянно наращиваются натовские контингенты, до российской территории меньше, чем от якобы «ударной группировки российских войск», предназначенных для «нападения» на Украину. Это примерно столько же, как от одной из крупнейших украинских военных баз в Десне до границы с РФ, и уж в любом случае больше, чем от половины украинской армии, сосредоточенной в Донбассе, до России, больше, чем от места проведения регулярных учений украинской и натовских армий в Николаевской области до Крыма. Только ведь, как утверждает поговорка, в своем глазу даже бревно незаметно.
В связи со свежеизобретенным «возможным вторжением» у санкционной эпопеи открылось «второе дыхание». Не в силах изобрести реалистичных поводов для новых санкций, американские законодатели принялись фантазировать на тему «а как мы им вдарим, если они вдруг». Проекты законов на ввод санкций стали разрабатываться уже наперед. Причем один из законопроектов, предусматривающий новые санкции против России «на случай, если она нападет на Украину в январе 2022 года», был передан на рассмотрение конгресса еще в октябре 2021-го.
Дальше все произошло в полном соответствии с украинским анекдотом «про то, як песик Сірко сам себе налякав»: наслушавшись собственных выдумок, американские политики принялись убеждать друг друга в том, что именно предложенные ими санкции сумеют предотвратить возникшие в их воспаленном сознании «достоверно известные планы нападения». Вплоть до изобретения «адских» санкций и борьбы между демократами и республиканцами за то, чьи санкции «более адские».
Сила действия и сила противодействия
Что же обещают «санкционировать» американские законодатели? Во-первых, «персонально наказать» целый ряд российских государственных деятелей: президента, премьера, министра иностранных дел, министра обороны. По сути, это полный разрыв не только дипломатических отношений, которого всеми силами вроде бы пытаются избежать в Вашингтоне, но и всяческих отношений. Ведь международные контакты строятся на паритетной основе, и любой диалог между двумя государствами после запрета контактов с этими должностными лицами перестанет быть возможен.
Во-вторых, «наказание» трех банков (на выбор) из 11 предложенных. Здесь все зависит от того, кого именно американский президент выберет «козлами отпущения». В-третьих, возможны запреты на экспорт в Россию авиационных компонентов и столь дорогих сердцу поклонников американской электроники смартфонов. В-четвертых, уже несколько лет обещаемое отключение России от системы межбанковских каналов связи SWIFT.
Поскольку это обещается давно и не только для РФ, то варианты обхода данной проблемы не только просчитаны, но и проработаны. С другой стороны, такой санкции панически боятся партнеры США. К примеру, Германия, которая осознает, что такое отключение сделает невозможными расчеты за поставку российского газа в Европу. И в результате этого не только встанет европейская (читай: в основном германская) промышленность, но и вымерзнут сами европейцы.
Судить о прочих возможных ограничениях сложно: в товарищах из конгресса согласия нет и они рядятся, чей «ад» более «адский».
20 января член сената республиканец Джим Бэнкс внес новый проект санкций против России. Он хоть сам-то верит в их эффективность?
Каковы возможные ответы России? Эксперты предлагают эмбарго на продажу в Россию американской бытовой техники. Особой роли они не сыграют, поскольку объемы поставок этой продукции мизерны, а большая ее часть производится отнюдь не в самих Штатах. Неплох был бы запрет на покупку Россией промышленного оборудования, аналоги которого присутствуют на мировом рынке, что принесет четырехмиллиардные убытки американским производителям.
Болезненным станет запрет на вывоз в США российской нефти, удобрений, стали, топлива для АЭС. Тем более «адские санкции» сами требуют этого шага. Дело в том, что Россия в прошлом году вышла на 3-е место по объему поставок нефти в Штаты. Причем поставляет тяжелую нефть и нефтепродукты, под переработку которых «заточена» американская «нефтянка». Учитывая наличие санкций США против некоторых из их ближневосточных поставщиков, эту продукцию американцам взять просто негде. Больно ударит по тамошним сельскому хозяйству, машиностроению и энергетике и отказ от других перечисленных товаров.
Не сказать, что серьезным экономически, но весьма чувствительным для репутации США может стать отказ от сотрудничества в космической сфере. Например, запрет на поставки российских ракетных двигателей, которые Америка пока не в состоянии заменить двигателями собственного производства.
В общем, «адские санкции», создав некоторые неудобства России, после ответа Москвы грозят привнести толику ада и самой Америке. Поймут ли такие жертвы американцы, которым в ноябре идти к избирательным урнам во время промежуточных выборов в конгресс?
Наказание без преступления
Пожалуй, «адские санкции» войдут в историю как пик идеологии «хайли-лайкли». Хотя бы потому, что предусматриваются Вашингтоном, даже если никакого обещанного им «вторжения российских войск на Украину» не произойдет. Санкционерам достаточно того, что «политика России каким-либо образом подорвет [украинскую власть] или вынудит осуществить перемены, о которых украинский народ не просил». То есть в случае любых изменений в украинских властных «верхах» или политике, которые Соединенным Штатам не составит труда посчитать «ненужными украинскому народу» и «спровоцированными политикой России». Классического «отфонарного» «хайли-лайкли» ведь никто не отменял, да и представления о том, что нужно или не нужно народу Украины, в Вашингтоне… гм… весьма своеобразные. Если судить по поддержанному Америкой приходу к власти на Украине в 2014 году нацистов.
В общем, как пишет в своей статье обозреватель весьма серьезного информагентства, «Вы будете смеяться, но американцы опять хотят ввести санкции». И объясняет столь ироничную реакцию тем, что «постоянное упоминание геенны огненной несколько однообразно».
Похожего мнения придерживается и китайская «Жэньминь жибао», приводящая слова американского журналиста Дэниела Депетриса, тонко подметившего, что «Вашингтон «пристрастился к санкциям», как 5-летний ребенок, который «пристрастился к конфетам». Цитирует самая авторитетная китайская газета и профессора международной политики Университета Тафтса Дэниела У. Дрезнера: «Правда в том, что фиксация Вашингтона на санкциях имеет мало общего с их эффективностью, и все связано с чем-то другим: упадком Америки». По его мнению, вызвано это тем, что два десятилетия войны, рецессии, поляризации и пандемии подорвали мощь США, у которых просто больше не осталось иных инструментов воздействия на другие страны, кроме «штамповки» все новых и новых санкций.
От этой прогрессирующей дряхлости и произошло десятикратное (!) увеличение числа санкций, принятых США за последние 20 лет. А изобретение новых определений для них, вроде «небывалые» или «адские», только подчеркивает, что потенциал американской политики и дипломатии исчерпан, впереди лишь полная немощь и старческое бессилие.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram