В полночь на 20 января в Казахстане отменили режим чрезвычайного положения, который до того действовал в наиболее проблемных южных регионах, где прошли наиболее сильные беспорядки и столкновения. К этому времени (19 января) Казахстан покинули последние миротворцы ОДКБ. Сумеют ли власти, опираясь только на собственные силы, вернуть страну к нормальной жизни?
Окончательная оценка произошедшего еще предстоит
Напомним кратко предысторию. Начавшиеся на западе Казахстана протесты из-за роста цен на сжиженный газ перекинулись на большую часть крупных городов. В южных регионах митинги быстро переросли в массовые беспорядки и погромы. В самом крупном городе страны Алматы начались перестрелки и захваты боевиками оружейных арсеналов.
Президент Казахстана 5 января в ответ на массовые беспорядки ввел режим чрезвычайного положения в городе Алматы и Мангистауской области, вскоре действие режима ЧП распространилось на всю страну. В южной столице и крупнейшем городе Казахстана дополнительно ввели режим антитеррористической операции. Позднее Касым-Жомарт Токаев своими указами досрочно отменил ЧП в 10 из 17 казахстанских областей.
В помощь казахстанским силовикам по приглашению властей 6 января начали прибывать войска ОДКБ в статусе миротворцев. После выполнения поставленных задач первые миротворцы начали покидать территорию Казахстана 13 января. Последние военнослужащие из числа российского контингента улетели 19-го. На следующий день истек режим ЧП, из-за стабилизации ситуации его продлевать не стали.
Президенты России и Казахстана высоко оценили действия миротворцев, отметив, что их участие позволило казахстанским силовикам высвободить дополнительные силы для наведения порядка. «…Миротворческие силы ОДКБ сыграли очень важную роль в стабилизации ситуации в Казахстане, нашего ближайшего партнера, союзника. Это оценка самого президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. <…> «Им удалось взять под охрану все жизненно важные объекты, объекты инфраструктуры, высвободить значительное количество военнослужащих, сил правопорядка для проведения специальных операций внутри страны», – сказал Владимир Путин.
С завершением основных событий состоялся обещанный К.-Ж. Токаевым «разбор полетов», т. е. действий силовиков и руководителей вооруженных сил. В частности, с должности уволен министр обороны Казахстана Мурат Бектанов. Президент обвинил его в безынициативности в критической ситуации, из-за чего пришлось прибегать к внешней помощи. «Армия должна быть оплотом нашей независимости и стоять на страже интересов государства. Во время январских событий Вооруженные силы из-за крайне неуверенного и безынициативного руководства ими не смогли с достоинством выполнить поставленные на них задачи… Министр Бектанов не проявил командирских качеств», – заявил К.-Ж. Токаев.
По официальным данным, в результате столкновений погибли 225 человек, в том числе 19 силовиков, что явно не вписывается в картину «мирного протеста», тиражируемую прозападной оппозицией. Следственным органам еще предстоит дать окончательную оценку материального ущерба и масштабов действия нападавших.
Стабилизация или временное затишье?
Политолог из Казахстана Ожет Шегирбаев в интервью «Ритму Евразии» рассказал о текущей обстановке в стране.
– Режим ЧП закончился, он вводился в разное время для разных регионов, – говорит О. Шегирбаев. – И точно также его для каждого региона персонально отменяли. Дольше всего режим ЧП сохранялся для Нур-Султана и Алматы, который закончился в полночь с 19 на 20 января.
В период действия ЧП главный запрет был на передвижения людей с 11 ночи до 7 утра. Во-вторых, был запрет на работу пивных, а в магазинах перекрыты/закрыты отделы с алкоголем. Это в принципе было правильно. Столице удалось избежать беспорядков, всё было спокойно, а вот в Алматы до сих пор продолжается антитеррористическая операция.
– Для каких регионов Казахстана режим ЧП был наиболее актуальным?
– В первую очередь это, конечно, южный регион. Наиболее сложная ситуация была в Жамбылской и Алматинской областях и городе Алматы.
Первые протесты начались в юго-западной Мангистауской области, охватив города Жанаозен и Актау. Хотя они и первые начали митинговать, но, когда требования митинговавших были удовлетворены (власти вернули прежние цены на сжиженный газ), люди сами разошлись, некоторые даже убрали за собой мусор. А в Алматы, к сожалению, всё было совершенно по-другому, как я уже отмечал, режим АТО там до сих пор сохраняется.
– Как на ситуацию повлиял ввод войск ОДКБ?
– Прежде всего, и это отметил президент Казахстана, ввод миротворцев ОДКБ не позволил нападавшим террористам, экстремистам добраться до нашей столицы – Нур-Султана. Когда всё только начиналось 3-4 января, для обеспечения безопасности власти были вынуждены ввести в столицу дополнительные подразделения силовиков, в том числе отряды ОМОНа.
Ввод миротворческих сил ОДКБ дал время и передышку нашим силовикам, что позволило начать их перестройку. При увольнении министра обороны президент дал его работе отрицательную характеристику. В частности, президент отметил, что солдаты во время учений действовали хорошо, как на плацу, показывали высокую выучку и дисциплину, однако в кризисный момент министр обороны не смог как следует отреагировать на происходящее и организовать подчиненных.
Благодаря присутствию миротворцев ОДКБ казахстанские силовики сумели воспользоваться появившейся передышкой, они перегруппировались и принялись наводить порядок, – резюмировал О. Шегирбаев.
В свою очередь, директор казахстанского Центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев сообщил «Ритму Евразии», что пока рано оценивать действия казахстанских силовиков во время беспорядков.
– Режим ЧП ввели из-за того, что начались всем известные массовые беспорядки, которые в Алматы и других южных городах переросли в штурм административных зданий, захват оружия, перестрелки, грабежи, мародерство и гибель мирных людей, – говорит Р. Ошакбаев. – Дать оценку действиям силовиков сейчас тяжело, поскольку следствие еще не закончено.
Мы видим большие цифры погибших, как со стороны силовиков, так и со стороны гражданского населения. Есть критические оценки, которые звучат от президента в адрес силовиков, в том числе в адрес армии и недавно уволенного министра обороны. Дана очень низкая оценка состояния боеспособности войск и решительности командиров.
Для контраста можно сказать, что полиция, защищая важные объекты, понесла большие потери, проявила в отдельных случаях мужество и героизм.
– Что изменилось с приходом в Казахстан миротворцев ОДКБ?
– Когда в Казахстан прибыл миротворческий контингент ОДКБ, это стало поворотным, решающим моментом для того, чтобы не случился переворот и захват власти, об этом не раз говорили официальные власти.
Миротворцы ОДКБ профессионально выполнили свои задачи, оперативно прибыли и рассредоточились для охраны стратегических объектов. Поэтому большое спасибо странам союзникам за оказанную помощь. В итоге к 20 января обстановка стабилизировалось и можно было отменить режим чрезвычайного положения.
– Возможно ли в Казахстане повторение подобных беспорядков?
– В будущем этого нельзя исключать, поскольку из заявленных 20 тысяч боевиков-террористов, которые напали на наши города – именно эту цифру назвал президент, пока никого особо не выявили. Похищено свыше 1300 единиц оружия, большая его часть всё еще находится в чьих-то руках. Поэтому нельзя исключать, что подобные беспорядки могут произойти вновь.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
___________________________
Фото: https://otyrar.kz