Патовая ситуация на таможенных границах Китая с Россией и Казахстаном - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.11.2024 |

Патовая ситуация на таможенных границах Китая с Россией и Казахстаном

Ситуация с автомобильными перевозками грузов на российско-китайской границе усугубляется: к третьей декаде января с. г. здесь скопилось свыше двух тысяч грузовых авто. Одновременно сокращаются автоперевозки китайских экспортных грузов российскими (при обратной загрузке) и китайскими фурами. Официальная причина – ужесточение в КНР противопандемических внутри- и внешнеэкономических правил.

Аналогичная, хотя пока менее напряженная ситуация сложилась на казахстанско-китайской границе. К слову, через неё экспортные грузы КНР следуют в основном в Россию.

Пока суд да дело, разнообразная китайская продукция массового спроса, – а это преобладающая товарная часть экспорта КНР в ЕАЭС, – подорожала в России, по имеющейся информации, минимум на 15% за декабрь – середину января. И, похоже, на этом ценовая планка не остановится, так как импорт из КНР дорожает из-за трансграничных заторов и, соответственно, ввиду более частых перепадов в объемах китайских поставок.

Совместная рабочая группа пока не выработала дееспособных решений по развязке ситуации. В частности, без конкретного решения остаются вопросы о создании как минимум двух пограничных транспортных переходов; о частичной переориентации грузовых автоперевозок через Монголию, Казахстан и/или Киргизстан. Как и о повышении пропускной способности большинства действующих погранпереходов между РФ и КНР. Между тем создание трех новых транспортных погранпереходов (в Амурской области и Хабаровском крае) планировалось обеими сторонами еще в конце 80-х – середине 90-х.

Уже к концу прошлого года возникли многокилометровые пробки на той же границе. Затем ситуация немного улучшилась. Но в первой половине января положение с трансграничными перевозками «вернулось» к ситуации ноября – середины декабря прошлого года.

Что мы имеем сегодня? В районе основного пропускного пункта «Маньчжурия – Забайкальск» (Забайкальский край РФ – провинция Хэйлунцзян КНР) к последней декаде января с. г. находятся около 600 грузовых авто; остальные ждут проезда, и вовсе не первый день, в электронной очереди. По данным Минтранса РФ, в списке на проезд – только по данному погранпереходу – находятся около 2,5 тысячи автопоездов и 400 тягачей. Более того: у границы расположились как минимум 500 грузовых авто, пытающихся проехать вне очереди, что еще более усугубляет обстановку и, разумеется, даёт новые поводы китайской стороне для ужесточения режима проезда.

Пункт «Забайкальск – Маньчжурия» способен пропускать с учетом таможенных процедур до 280 автотранспортных средств в сутки в обе стороны. Но, по данным Минтранса РФ, из-за антиковидных ужесточений в КНР фактический объем перевозок не превышает 70 авто, притом не первый месяц. Передислокация же перевозчиков на шесть других российско-китайских погранпереходов сопряжена не только с нарушением сроков доставки грузов в обе стороны, но и с тем, что «плотные» пробки наверняка возникнут на этих переходах ввиду меньшей пропускной способности большинства из них.

Что же касается китайско-казахстанской границы, схожая ситуация возникала там всё чаще со второго полугодия 2021 г. Тоже из-за китайских антиковидных ужесточений. Кризисного пика положение в этой сфере достигло в ноябре 2021-го, когда фактический объем пропуска грузовиков из Казахстана (и в обратном направлении) не достигал даже трети от стандартного.

Характерно, что ограничения распространялись и на железнодорожные грузоперевозки: по данным национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен», ко второй декаде ноября 2021 г. на границе с КНР оказались, по сути, «брошенными» 105 грузовых поездов.

Затем ситуация стала, хотя и медленно, но выправляться. Однако, во-первых, китайские ограничения сохраняются в силе: это выражается в меньшем трансграничном пропуске грузов в обе стороны в сравнении с доковидным 2019 годом. А во-вторых, из семи транспортных погранпереходов между Казахстаном и КНР на двух из них («Калжат – Дулаты» и «Майкапчагай – Зимунай») до минимума ограничен пропуск груженых и порожних транспортных средств. Казахстанская же сторона в ноябре 2021-го предлагала частично передислоцировать обоюдные грузоперевозки на эти пункты в связи с их недозагруженностью.

При этом на границах КНР с 11 другими странами не было, нет и, похоже, не предвидится аналогичной ситуации. Да, объемы грузоперевозок между Китаем и этими странами значительно ниже в сравнении с казахстанско-китайскими и особенно с российско-китайскими, но антипандемические ограничения в КНР не приводят к перевозочным проблемам на границах с указанными странами, а именно Монголией, Кыргызстаном, Таджикистаном, Пакистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом, Вьетнамом, КНДР.

Нет проблем и с грузоперевозками – сравнительно высокими по объемам – с автономными от Пекина Аомэнем и особенно Гонконгом (на юге КНР), а через эти территории осуществляется еще и весомый грузовой транзит между КНР и странами АСЕАН. Беспроблемность этих перевозок, несмотря на антиковидные ограничения Пекина, связана, скорее всего, с тем, что с января с. г. действует беспрецедентно обширная зона свободной торговли с участием Китая (включая Гонконг и Аомэнь). В данной зоне – и все страны АСЕАН, т. е. и граничащие с КНР Мьянма, Лаос и Вьетнам, а также Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия.

Соглашение о такой зоне было подписано в Ханое в середине ноября 2021-го, и в то же самое время начались или усилились транспортные заторы на границах КНР с Казахстаном и Россией. Совпадение или сознательная линия китайской стороны?

Так или иначе, но почти патовая ситуация в грузовых перевозках (прежде всего автомобильных) на границах с Казахстаном и особенно с Россией привели к постоянному удорожанию китайской продукции в наших двух странах. А данная продукция – это на 80% продукция массового потребительского спроса. Потому складывается впечатление, что интересы бизнеса, по крайней мере китайского в РФ и Казахстане, играют не последнюю роль в «избирательных», по сути, антиковидных ужесточениях китайской стороны.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5546
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика