Россия – Казахстан: ж/д инфраструктура отстает от потребностей интеграции - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.04.2025 |

Россия – Казахстан: ж/д инфраструктура отстает от потребностей интеграции

Сложившаяся экономическая ситуация в Казахстане испытывает на себе последствия трагических событий, охвативших едва ли не всю страну. Весомое содействие союзнику по ЕАЭС и ОДКБ в преодолении этих последствий способна оказать только Россия ввиду доминирующей роли российской экономики в потенциале Евразийского союза.

В связи с этим актуальна совместная разработка мер по углублению межотраслевой кооперации как на двусторонней основе, так и в рамках ЕАЭС. В том числе и для того, чтобы кризисные ситуации в производстве каких-либо товаров одной страны своевременно предотвращались интеграционной взаимопомощью.

Само собой разумеется, что для комплексного решения таких задач требуется надлежащее транспортное обеспечение не только обоюдных торговых связей, но также кооперационных производственных проектов. Однако железнодорожные артерии между обеими странами по-прежнему сконцентрированы в основном в северном казахстано-российском приграничье, где их плотность на один квадратный километр территории минимум втрое выше в сравнении с западным, северо-западным и северо-восточным сопредельными регионами обеих стран. При этом кратчайшее расстояние между РФ и основными производственными центрами Казахстана достигается через регион Российское Поволжье – Северо-Западный Казахстан.

В то же время до 70% территории обширного Северо-Восточного (Усть-Каменогорского) региона Казахстана (а его территория в 283,2 тыс. кв. км – больше совокупной территории Великобритании и Бельгии) не имеют железнодорожного сообщения с соседним регионом РФ.

Железнодорожные линии между северо-восточным Казахстаном и РФ

Примерно на 1,7 тыс. км всей границы северо-западного Казахстана с РФ (Поволжье) поныне приходится только две стальные магистрали: через Астрахань – Атырау (вдоль каспийского побережья) и Саратов – Урбах – Уральск.

Еще в 1970-х годах были разработаны проекты новых российско-казахстанских железнодорожных связок: Саратовское Заволжье – Уральская область – Каспий (Александров Гай – Индербор) и Алтай – северо-восточный Казахстан (Бийск – Горно-Алтайск – Лениногорск). Они предназначались как раз для устранения диспропорций в конфигурации железнодорожной сети между РСФСР и Казахстаном. Эти проекты обсуждались обеими сторонами в 2013-2015 гг., но конкретных решений так и не было принято.

Негативное влияние на перевозки между обеими странами оказало упразднение в начале 2000-х приграничного железнодорожного участка Кулунда – Малиновое озеро – Локоть в 230 км (вдоль границы Алтайского края с Павлодарской областью) ввиду его якобы «малорентабельной загрузки». Хотя именно эта линия, соединяя друг с другом две российско-казахстанские железные дороги, позволяла оперативно передислоцировать между ними грузы. То есть при недозагруженности или перегруженности какой-либо из них.

Не менее важно и то, что линия Кулунда – Локоть имела и военно-стратегическое значение: до 2000 года включительно она использовалась для патрулирования боевым железнодорожным ракетным комплексом (БЖРК «Молодец»). В контексте нынешней геополитической ситуации аналогичное патрулирование наверняка актуально для РФ и Казахстана и в целом для ОДКБ.

Как отмечает Евгений Кучинёв, российский эксперт по транспортной проблематике, «столь важная соединительная линия была разобрана в 2007 году. По этой причине многие предприятия малого и среднего бизнеса понесли значительные потери за счёт удорожания вывоза продукции автотранспортом, меньшим стало поступление товаров России и Казахстана в некоторые соседние районы обеих стран».

Как отмечает эксперт, решением Железнодорожного суда Новосибирска демонтаж участка Локоть – Малиновое озеро был признан незаконным. А новое руководство Западносибирской железной дороги в середине 2010-х «восстановило магистральный статус линии Кулунда – Локоть, хотя участок Локоть – Малиновое Озеро не восстановлен. Видимо, решение этого вопроса ещё долго будет находиться в тупике у Малинового Озера?» В том же состоянии эта линия и сегодня.

Бездействующая линия Кулунда – Локоть вдоль границы с Павлодарской областью Казахстана

А в приграничье Омской и Северо-Казахстанской (Петропавловской) областей с начала 2000-х закрыта по инициативе РЖД железная дорога Иртышское – Кзыл-Ту длиной 170 км (110 км – в РФ). Это приводит к перепадам в объемах транзитных и особенно двусторонних грузовых перевозок через северное российско-казахстанское приграничье. А ведь эта артерия – составная часть одной из линий Транссиба, пересекающей казахстанский Север.

Казахстанская сторона не первый год инициирует восстановление работы линии Иртышское – Кзыл-Ту. Еще в апреле 2019 г. в Омске состоялось совещание по этому вопросу с участием администраций и бизнеса Омской, Северо-Казахстанской областей, Западносибирской и Казахстанской железных дорог. По данным «Коммерческих вестей» (Омск, 20 февраля 2021 г.), совещание показало, что в этой дороге «заинтересованы и предприятия Казахстана, поставляющие в Омскую область строительные материалы и другие грузы, ибо этот маршрут в полтора-два раза сокращает, соответственно, расстояние этих перевозок и сроки доставки».

Отмечено также, что вопрос восстановления работы линии Иртышское – Кзыл-Ту неоднократно прорабатывался органами исполнительной власти Омской области совместно с ОАО «РЖД» и руководством Республики Казахстан. Эти вопросы обсуждались на межрегиональном уровне и в последующие годы. Но пока ситуация прежняя.

Трансграничная линия Иртышское – Кзыл-Ту

На запрос агентства «Петропавловск.news» (Казахстан) в феврале 2021 г. поступил такой ответ от Министерства строительства и транспорта Омской области: «Решение по вопросу восстановления участка Русская Поляна (Иртышское) – Граничная – Кзыл-Ту Министерством транспорта РФ совместно с Республикой Казахстан не принято».

По оценке ряда российских экспертов, при более активном развитии торговых и кооперационных взаимосвязей между РФ и Казахстаном, в том числе на межрегиональном уровне, сооружение/восстановление данных артерий окупится уже на второй - третий годы их эксплуатации. Что, в свою очередь, позволит высвободить пропускные мощности действующих стальных магистралей через Казахстан и соседние регионы РФ для освоения международного грузового транзита. Кому не понятно, насколько это выгодно России и Казахстану, тем более в связи с быстрым ростом транзитных грузовых объемов между КНР и Европой.

Так не пора ли нашим странам решить все вышеупомянутые, без преувеличения, стратегические вопросы?

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
7023
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика