Приход к власти в Молдове проевропейской партии PAS не вызывал никаких сомнений в том, что крен во внешней политике в сторону Запада будет только усиливаться. Заявления главы государства Майи Санду, экс-председателя PAS, сделанные в ходе избирательной кампании, о том, что она готова выстраивать отношения с Российской Федерацией на разных уровнях, так и остались предвыборными обещаниями, направленными на привлечение голосов русскоязычного сегмента электората. Тем не менее мало кто ожидал таких резких и таких циничных внешнеполитических шагов, которые были предприняты новой главой государства и правительством PAS, сформированным по итогам досрочных парламентских выборов 11 июля 2021 г.
Анонсом реальной, а не декларируемой политики М. Санду и партии PAS стало интервью новоиспеченного главы государства украинскому изданию «Европейская правда», которое предваряло первый зарубежный визит Санду в новом качестве в Киев. Уже заголовок этого материала, представлявший собой заявление Санду, достаточно четко обозначил приоритеты новой власти в Молдове: «Российские войска должны уйти из Приднестровья, а Крым – это Украина». Последующее развитие событий продемонстрировало, что, пожалуй, единственное, в чем Санду и правительство PAS являются последовательными, так это дрейф на Запад и конкретные антироссийские шаги во внешней политике.
При этом, несмотря на нейтралитет, зафиксированный в Конституции РМ, все явственнее становятся контакты молдавских официальных лиц с военным блоком НАТО. Одним из характерных примеров этого стал вояж 24 января главы МИД Нику Попеску в Брюссель, где он провел ряд встреч с чиновниками Европейского парламента, Европейской службы внешних связей и других европейских учреждений, а также с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Эта встреча прошла, что немаловажно, на фоне обострения противостояния между Россией и этим военным блоком, связанное с непосредственным приближением военных структур НАТО к российским границам.
«Я поблагодарил за систематическое подтверждение приверженности альянса партнерству с Республикой Молдова в соответствии с потребностями и запросами наших властей и за выражение поддержки организацией суверенитета, территориальной целостности Республики Молдова и уважения нашего нейтралитета», – отметил Попеску по итогам прошедшей встречи.
Подобные «скромные» заявления довольно часто звучат от молдавских чиновников высокого ранга, несмотря на то что процессы сближения Молдовы и НАТО носят достаточно откровенный характер. Это выражается в переводе молдавской армии на стандарты НАТО, в поставках вооружений, в первую очередь из США, и даже в участии молдавских военнослужащих в различных военных миротворческих миссиях под эгидой НАТО. В частности, молдавский контингент входит в состав миссии в Косово.
Оппозиционная Партия социалистов Республики Молдова выразила серьезную обеспокоенность в связи с игнорированием правительством нейтрального статуса Молдовы путем углубления сотрудничества с НАТО. «В утверждённом правительством страны новом Индивидуальном плане сотрудничества с НАТО на 2022-2023 годы говорится о проведении многоуровневых политических консультаций Кишинёва со странами-членами НАТО по вопросам внешней политики и безопасности. Утвердив этот документ, руководство Молдовы тем самым одобрило расширение контроля НАТО над Вооружёнными силами страны и передачу Североатлантическому альянсу информации оборонного характера», – говорится в специальном заявлении политформирования.
Большую озабоченность подобный курс молдавских властей вызывает и в Приднестровье, где считают, что совместные учения с НАТО – это по сути своей эскалация, ничего общего с нейтралитетом не имеющие. «Нейтралитет Молдовы, прописанный в Конституции, – это миф на самом деле. Конституционный суд может трактовать нейтралитет как угодно. Кстати говоря, он его трактует таким образом, что Молдова не имеет права участвовать ни в каких внешних конфликтах. А то, что на своей территории, – ну подумаешь, какие-то центры НАТО есть, совместные учения молдово-натовские, совместные батальоны – это все нормально, понимаете? Это все не к добру, это эскалация по сути своей. К чему она приведет? Дай Бог, не к войне», – заявил лидер Приднестровья Вадим Красносельский.
Очевидно, что в обострившемся противостоянии между Россией и НАТО нынешнее руководство Молдовы практически открыто держит сторону Североатлантического альянса. Выбор этот сделан не в Кишиневе, а в Брюсселе и Вашингтоне, а М. Санду и представители PAS в парламенте и правительстве всего лишь озвучивают его. Фактически Молдова слепо повторяет украинскую «кальку», и тесное сотрудничество Кишинёва и Киева это подтверждает. Вот еще одно доказательство – заявление главы Службы информации и безопасности Молдовы Александра Есауленко в интервью украинскому порталу «Главком». Он сообщил, что на последнем заседании парламентской комиссии по национальной безопасности говорилось о том, что в условиях напряженности в регионе (высокой концентрации российских войск вблизи украинской границы) «необходимо сотрудничать и иметь более тесное взаимодействие с Украиной, в том числе исходя из возможных асимметричных рисков в случае эскалации конфликта».
Еще одним симптоматичным сигналом стало заявление экс-посла Молдовы в Бухаресте Михая Грибинчи о том, что в случае масштабных боевых действий на территории Украины правительству Молдовы следует обратиться к Румынии с просьбой ввести свои войска на территорию Бессарабии, чтобы они встали на линии реки Днестр, как это произошло в 1918 году при аннексии Румынией этой территории. По мнению Грибинчи, румынские солдаты защитят Молдову от «орд Путина».
Отдельно необходимо отметить, что стремление нынешней молдавской власти «уйти на Запад» не ограничивается сотрудничеством с НАТО. Предпринимаются все попытки разорвать любые нити, связывающие Молдову с Россией. И это относится даже к такой области, как закупка природного газа, где никаких других вариантов, кроме российского, не существует в принципе. В итоге Молдова может прийти к схеме, используемой на Украине, которая закупает российский газ по реверсу из Европы по завышенной цене.
Еще одним подобным примером может служить подписанное в начале января между Молдовой и Румынией соглашение о первом этапе строительства водопровода по дну Прута для снабжения водой молдавских сёл в приграничных районах. Об этом объявил министр инфраструктуры и регионального развития Андрей Спыну. Насколько это соглашение будет реализовано, пока непонятно. Однако его вполне может постичь судьба другого «геополитического проекта» – газопровода Яссы–Унгены, который уже два года как построен, но так и не запущен в действие.
По большому счету не совсем правильно было бы утверждать, что все вышеописанное представляет собой проявления внешней политики государства под названием Республика Молдова. В реальности молдавские официальные лица уже достаточно давно просто озвучивают решения, которые принимаются за пределами страны и транслируются им через иностранных советников в государственных органах Молдовы или многочисленных представителей западных НПО. Поэтому корень проблем в отношениях Молдовы и России находится отнюдь не в Кишинёве, а в западных столицах. Само собой, подобная ситуация никак не может способствовать развитию и процветанию страны и ее населения.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram