
Вопреки пресловутой «блокаде» российского Крыма со стороны Запада и его киевских визави, крымская внешняя торговля уверенно вписывается в мирохозяйственные связи. Более того: с рядом арабских стран предварительно согласовано, что в втором полугодии 2022-го будут организованы взаимные поставки ряда видов продукции. Чему будет способствовать в том числе уже начатая организация прямых регулярных маршрутов между портами Крыма и Сирии: вопросы такого коридора в январе с. г. сирийской правительственной делегацией были согласованы в Симферополе с правительством и профильными ведомствами Крыма.
По данным таможенной статистики, за 11 месяцев 2021 г. крымский экспорт составил почти 30 млн долларов против 27 млн в 2020-м; в числе торговых партнеров Крыма – свыше 30 зарубежных стран и территорий (против 25 в 2020 г.), включая большинство стран СНГ и многие страны зарубежной Азии.
Продукция крымского АПК составила более половины стоимости экспорта, направленного в 11 стран: он возрос примерно на 18% в сравнении с 2020-м. Причем более 40% этого объема закуплено – да-да – Украиной, около 20% – Белоруссией и Китаем (в целом), до 25% приходится на страны СНГ.
Лидером крымского АПК-экспорта стал центральнокрымский мясокомбинат «Дружба народов», вдвое увеличивший поставки за рубеж: его продукция была направлена в Армению, Кыргызстан, Казахстан, КНР, Абхазию, Южную Осетию. Предприятие работает в основном по средне- и долгосрочным экспортным контрактам с зарубежными партерами. Та же экспортная практика характерна для большинства других предприятий Крыма.
Зерновые поставки возросли в Египет, Сирию, Ирак, Тунис.
Винные изделия и безалкогольные напитки, включая соки, составили до четверти крымского экспорта: эта продукция поставлена примерно в 20 стран, включая, например, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Кроме того, более чем в 10 стран поставлено плодоовощных консервов – почти на 1,3 млн долл., сахара и кондитерских изделий – более чем на 1 млн долл. Рост по этим экспортным секторам составил до 15%.
Вторую и третью позиции в крымском экспорте в 2021-м заняли соответственно продукция химпрома, машино- и судостроения. Характерно, что с 2021 г. наибольший рост спроса на разнообразную крымскую продукцию наблюдается в КНР, Турции, Монголии. Кстати, КНР в истекшем году стала лидером по импорту крымских товаров (3,5 млн долл.); в Турцию и Монголию крымской продукции было поставлено соответственно на 160 тыс. и 125 тыс. долл. Среди зарубежных, притом все более стабильных торговых партнеров региона – участвующие вроде бы в антикрымских «санкциях» Чехия, Германия, а также игнорирующие западную обструкцию Израиль, Сербия, Индия, Малайзия и даже Тайвань.
Но таможенная статистика не в полной мере отображает структуру крымского экспорта, поскольку, по ряду данных, не меньше трети общекрымского экспорта (прежде всего, зернового) отгружается через порты Новороссийск и Тамань (Краснодарский край). В том числе и потому, что приходится обходить антикрымские санкции Запада. С учетом этого фактора показатели фактического экспорта Крыма следует увеличивать на 15-20%.
Тем временем в ходе форума Российско-Арабского делового совета в Дубае (ОАЭ) в конце января с. г. состоялся в буквальном смысле внешнеэкономический прорыв Крыма в арабские страны. В этом мероприятии участвовали руководители ряда крымских предприятий и представители правительства республики.
Как отметила по завершении форума глава крымской делегации Ирина Кивико, вице-премьер регионального правительства, «этот форум и встречи в ходе его работы с представителями многих арабских стран показали, что арабский мир признал российский статус полуострова. Никакие так называемые «санкции» не влияют на то, что эти страны интересуются поставками из Крыма, особенно халяльного мяса, зерновой, плодоовощной продукции». По словам И. Кивико, большой интерес был проявлен к товарным презентациям ряда крымских предприятий, а также «к крымским проектам по развитию аэропортовой территории, туристической, портовой инфраструктуры, АПК, некоторых других отраслей».
Крымская делегация на российско-арабском бизнес-форуме в Дубае
Крымской стороной было заявлено, что регион готов ежегодно поставлять арабским странам 300 тонн мясной продукции (халяль), 20 тыс. тонн комбикормов, 5 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур, не меньше 10 тыс. тонн яблок. Предварительные договоренности об этих поставках – в основном через порты Сирии – были достигнуты с представителями правительств и/или бизнеса ОАЭ, Бахрейна, Омана, Египта, Кувейта. Объемы поставок, их ценовые параметры и другие соответствующие вопросы планируется решить до конца первого полугодия 2022 г.
Отметим, в этой связи, что развивающееся уже не первый год экономическое взаимодействие Крыма с Сирией – это весомый пример для других стран Арабского Востока. Тем более что, можно сказать, что базовый сирийский фактор в развитии взаимовыгодных хозяйственных связей Крымского региона с этими странами снова проявился в середине января с. г. на переговорах правительственной делегации САР во главе с министром экономики и внешней торговли Мухаммадом Самер Аль-Халилем с руководством Крыма в Симферополе. Примечательно, что этот сирийско-крымский раунд состоялся в канун Дубайского российско-арабского бизнес-форума, в котором участвовала, повторим, крымская делегация.
В ходе переговоров стороны договорились о дальнейшем увеличении поставок крымских злаков и продуктов их переработки в Сирию, а сирийской сельхозпродукции – в Крым; в ближайшей перспективе намечены встречные поставки на полуостров и через него в другие регионы хлопка-сырца и его полуфабрикатов, а также увеличение поставок сирийского химического сырья (фосфаты, ильменит). Глава Крыма Сергей Аксенов по завершении переговоров отметил выработку механизмов обоюдной оплаты взаимопоставок и «преодоления санкционных препон для развития обоюдных экономических взаимосвязей»; аналогичное мнение высказал и сирийский министр.
Плюс к тому достигнута договоренность о создании совместной судоходной компании уже в текущем году. Основными же портами в контексте крымско-сирийских и в целом крымско-арабских экономических связей в ходе этих переговоров выбраны Феодосия, Керчь и Тартус.
Официальных подробных разъяснений об упомянутой компании пока нет. Но известно, что она будет сперва арендовать суда для работы на маршруте Крым – Тартус, а в дальнейшем – в сочетании с данной арендой – заказывать строительство и обслуживание собственных судов на профильных предприятиях Крыма. Последнее будет сопровождаться более полным использованием межпортового маршрута Крым – Латакия, в том числе для развития транзитных грузовых перевозок с другими арабскими странами.
Словом, несостоятельность пресловутой «блокады» Крыма со стороны Запада становится всё более очевидной.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
_________________________
Фото: https://rk.gov.ru