Существование на левом берегу Днестра непризнанного государства Приднестровской Молдавской республики уже 30 лет вызывает раздражение официального Кишинёва. В зависимости от того, какие политические силы находятся у власти в Молдове, оно увеличивается или уменьшается, но никогда полностью не исчезает. Вместе с тем ситуация, при которой существует подобное непризнанное государственное образование, с успехом используется для создания и осуществления различных «серых» бизнес-схем, в которых очень часто оказываются заинтересованы на обоих берегах Днестра.
Именно поэтому отношения между Кишиневом и Тирасполем следует рассматривать не только в международном и политическом контекстах, но и в плане различных экономических схем, которые осуществляются зачастую в масштабах всей страны. Одной из таких схем является, например, закупка Молдовой электроэнергии, производимой на Молдавской ГРЭС, расположенной в Приднестровье. Электроэнергия поставляется в РМ по цене в $53 за 1 МВт, что в несколько раз дешевле, чем на рынках Европейского союза и соседней Украины.
Еще одним поводом для внимания к экономическим аспектам в отношениях между правым и левым берегами Днестра является то, что фактически на сегодняшний день у Кишинева нет никаких других возможностей повлиять или оказать давление на администрацию Тирасполя. Российский миротворческий контингент с момента завершения «горячей фазы» приднестровского конфликта является надежным гарантом спокойствия в регионе, и любые попытки силовых действий в отношении Приднестровья просто невозможны.
В этих обстоятельствах власти Молдовы способны прибегать исключительно к экономическим мерам давления на непризнанную республику. Учитывая то, что, начиная с 2014 года, на сопредельной Украине власть проводит откровенно антироссийскую политику и присутствие в Приднестровье российских миротворческих частей является для нее сильным раздражающим фактором, в лице официального Киева Молдова обрела союзника для проведения различными невоенными способами атак на Приднестровье. Со своей стороны Приднестровская Молдавская республика, зажатая между Молдовой и Украиной, имеет крайне ограниченный маневр и целиком зависит от действий соседей.
Именно поэтому предыдущие попытки организовать экономическую блокаду Приднестровья приводили к обострению ситуации в регионе. Наиболее резонансной является попытка, предпринятая в 2006 году, когда украинское правительство приняло постановление, обязавшее таможню прекратить обслуживание грузов, которые не прошли таможенное оформление на территории Молдовы. Администрация Тирасполя ввела ответные санкции и перестала пропускать через свою территорию транзитные грузы в молдавском и украинском направлениях.
Следующая серьезная попытка блокады совпала с наступлением украинского кризиса – майданом. Понятно, что в этот период риторика украинских властей по отношению к ПМР стала максимально жесткой и враждебной и на этом фоне Приднестровью в 2014 году по схеме, аналогичной блокаде 2006-го, перекрыли уже импорт. Был полностью ограничен не только ввоз подакцизных товаров через границу с Украиной, но и в целом любой импорт предприятиями непризнанной республики, не зарегистрированными и не лицензированными в Молдове. Все эти действия предпринимались под предлогом установления таможенного контроля Молдовы и Украины на совместной границе.
Однако, как утверждается в одном из заявлений Министерства иностранных дел ПМР этого периода, «на деле организация совместного таможенного контроля Молдовы и Украины на приднестровско-украинской границе завершит установление окончательной и полномасштабной блокады внешнеэкономической деятельности республики. Под контролем Молдовы окажется весь приднестровский импорт, а все экспортно-импортные операции предприятий республики станут объектом регулирования молдавского законодательства. Здесь существуют и другие, не менее неприятные детали, такие как, например, необходимость растаможки ввозимых в Приднестровье транспортных средств в Молдове».
Неоднократные проблемы в отношениях между Кишиневом и Тирасполем возникали также по вопросу использования номерных знаков для приднестровского автотранспорта. В марте 2013 года властями Молдовы и ПМР был согласован новый вид номеров – нейтральный номер для приднестровских международных перевозчиков, и были открыты пункты для регистрации и выдачи номерных знаков. Тем не менее по этому вопросу также периодически возникают сложности.
Действия в отношении Приднестровья, предпринимаемые таможенными службами Молдовы и Украины получают при этом поддержку миссии Европейского союза по приграничной помощи Украине и Молдове (EUBAM) – весьма интересной структуры, которая первоначально была создана для оказания материальной поддержки таможенным службам этих стран и внедрению передовых технологий таможенного контроля. Однако со временем EUBAM «перетянула» на себя часть функций этих государственных структур, что фактически означает переход этих функций под контроль Евросоюза.
Именно EUBAM в ноябре прошлого года на встрече миссии с представителями Кишинева и Киева призвала таможенные органы Молдовы и Украины «объединить усилия для борьбы с приграничной преступностью и наладить совместную работу правоохранительных органов». Происходит это несмотря на то, что в ходе визита заместителя руководителя администрации президента РФ Дмитрия Козака в Кишинев в августе 2021 года Майя Санду заявила, что «блокады Приднестровья не будет, власти делают все, чтобы этого не допустить, поскольку в Приднестровье тоже проживают граждане Молдовы».
Попытки блокады Приднестровья не ограничиваются только таможенными мерами. «Молдова нам организовала банковскую блокаду. Это Молдова не регистрирует банковские счета наших субъектов, запрещает конвертацию валют и прочие банковские операции», – заявил недавно глава Приднестровья Вадим Красносельский. При этом подобные меры вводятся не только в отношении экономических субъектов. Футбольный клуб «Шериф», выступивший с сенсационным успехом в Лиге чемпионов этой осенью, заявил о том, что не в состоянии выплатить призовые своим игрокам из-за того, что не может провести конвертацию денежных средств.
Получение полного контроля над импортом товаров в Приднестровье и экспортом из него является на сегодняшний день главной задачей Кишинева. Происходит это в условиях, когда международная ситуация вокруг сопредельной с регионом Украины обострена до предела, и уже фактически ведется информационная война с целью создания видимости неминуемого вторжения на Украину российской армии. При этом звучат заявления и о том, что Россия может «напасть на Украину» со стороны ПМР.
Этому способствуют как никогда прежде слаженные отношения между президентами Молдовы и Украины – Санду и Зеленским. Эта слаженность во многом объясняется тем, что главы этих государств действуют по единой «кальке», созданной их западными советниками.
На этом фоне неожиданным явлением стало письмо, которое направили в Еврокомиссию молдавские власти с просьбой возобновить импорт металлолома из ЕС в Молдову. Премьер Наталья Гаврилица на пресс-конференции 31 января заявила, что возобновление импорта необходимо, чтобы в Молдове могла развиваться отрасль переработки металла. «Могу сказать, что за право импортировать из ЕС отходы [в том числе металлолом], борются многие страны. И у нас есть возможность развивать внутри страны этот вид производства», – отметила Гаврилица. Запрет ЕС на экспорт металлолома в РМ вступил в силу в конце прошлого года и привел к тому, что возник риск остановки Рыбницкого металлургического завода (ММЗ) – одного из бюджетообразующих предприятий Приднестровья. Завод импортирует около 70% сырья из ЕС. В сентябре было завезено 42 тыс. тонн металла, а в октябре 44 тыс. тонн. Все эти запасы из Румынии пока позволяют функционировать заводу. При этом невозможен не только импорт из ЕС, но и экспорт, поскольку только Румыния по-прежнему покупает металл, произведенный в данном регионе.
Обращение правительства Молдовы вызвало резкую критику других проевропейских партий. В частности, партия «Платформа DA» 31 января распространила пресс-сообщение, в котором подчеркнула, что «единственный бенефициар» импортируемого металлолома – это ММЗ, «который не имеет никакого отношения к бюджету Молдовы». Причины, по которым правительство неожиданно приняло меры по поддержке приднестровского предприятия, могут быть связаны, прежде всего, с интересами румынских продавцов металлолома. В то же время другие проевропейские силы Молдовы, «отлученные от кормушки» и возможности влияния на различные схемы, существующие между двумя берегами Днестра, ищут возможность приобрести на скандале хотя бы политический капитал.
Анализируя внутриполитическую ситуацию в Молдове, нельзя исключать того, что официальный Кишинев для отвлечения внимания от провалов во внутренней политике, резкого повышения цен на газ, электроэнергию и топливо решит устроить провокацию в Приднестровье. Не вызывает никакого сомнения, что в этом молдавские власти встретят понимание и помощь со стороны властей Украины. И первым шагом для этого может служить как раз ужесточение экономической блокады Приднестровья, что резко поднимет уровень противостояния двух берегов Днестра.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram