Мир погряз в конфликтах, политической и экономической нестабильности, всё возрастающих угрозах политического и религиозного экстремизма. Остро стоит вопрос мирного сосуществования в многонациональных и мультиконфессиональных регионах.
Среди последних – Крым, но здесь никаких конфликтов на национальной или религиозной основе нет. Идеи межконфессиональной гармонии в проповедях священников в церквях, мечетях, синагогах, кенассах, католических и лютеранских храмах звучат постоянно, а не только в объявленную Генеральной ассамблеей ООН Всемирную неделю гармоничных межконфессиональных отношений.
Первостепенные задачи руководителей всех традиционных конфессий – предотвращение конфликтов и попыток расшатать ситуацию на полуострове, противодействие распространению религиозного экстремизма и вовлечению молодежи в нетрадиционные религиозные движения.
Особая роль в этом отводится межконфессиональному совету «Мир – дар Божий», существующему в республике уже 30 лет и работающему в тесном взаимодействии с её руководством в интересах большой крымской семьи из представителей 175 народностей и этнических групп, покой которых зависит от добрососедства, умения уважать веру и традиции всех.
«Представители исторических традиционных религиозных конфессий и церквей Крымского полуострова первыми на постсоветском пространстве объединились, – отмечает инициатор создания межконфессионального совета и его сопредседатель митрополит Симферопольский и Крымский владыка Лазарь. – И вот уже тридцать лет он вносит свою лепту в дело сохранения мира на благословенном полуострове, в процесс законной защиты прав религиозных организаций, в возвращение культового имущества, популяризацию в обществе ценностей семьи, духовности, воспитания молодёжи в духе патриотизма».
Заседание межконфессионального совета «Мир – дар Божий» с участием главы РК Сергея Аксёнова
Людей разных вероисповеданий объединяют слова святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, служившего здесь в середине позапрошлого века: «Земля эта – древнее и родовое достояние наше».
К единению призывал крымско-татарский просветитель Исмаил Гаспринский, осознававший значение миссии России и призывавший российских мусульман к «нравственному обрусению», которое оставляет нетронутыми традиционные уклады и вместе с тем открывает интеллектуальный путь к вершинам знаний. Не меркнет актуальность его слов: «Известно, что единение – сила, а рознь – гибель людей вообще и во всех сферах жизни».
О том, как сегодня характеризуется духовное состояние крымского общества, размышляют представители разных конфессий. «О бездуховности у нас нет оснований говорить, – считает руководитель епархиального миссионерского отдела Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Максим Кондаков. – А вот о духовности разного уровня – да. Постоянно общаясь с паствой, мы видим, что есть прихожане, а есть захожане, как мы говорим о тех, кто заходит в храм по пути, что называется. На церковные праздники мы видим в своих храмах много молодёжи, но этого мало для понимания места церкви в обычной жизни, где каждому даётся благодать по вере его».
Надо отметить, что епархия постоянно находит новые формы общения с молодёжью. Во многих храмах плодотворно работают молодёжные центры. Самый крупный из них – «Зёрна» в Симферополе при Свято-Никольском храме. Здесь регулярно проходят встречи со священнослужителями, работают регентские курсы, преподаются основы православной психологии и семейного консультирования. Фотодело и английский язык здесь изучают молодые люди разных национальностей. Приходят они и в киногостиную, на литературные вечера, пользуются библиотекой. Православные волонтёры посещают больных, нуждающихся в помощи, не спрашивая, какой они веры.
Викарий Симферопольской и Крымской епархии владыка Нестор на встрече с молодёжью в центре «Зёрна»
Заместитель муфтия мусульман Крыма и Севастополя Раим Гафаров видит успех дела в ликвидации религиозной безграмотности и в вовлечении молодых людей в благие дела: «Наша работа в этом плане даёт плоды: число молодых людей, регулярно посещающих мечети, постоянно увеличивается. Они видят здесь отношение к людям всех национальностей, которые пользуются при необходимости кислородными аппаратами, установленными в мечетях. Приходим на помощь всем нуждающимся в поддержке, независимо от их конфессиональной принадлежности».
С нетерпением ждут крымские мусульмане окончания строительства соборной мечети в Симферополе, которое курирует президент России Владимир Путин. Джума-мечеть Крыма сможет принимать одновременно четыре тысячи человек. При ней будут открыты медресе – учебное заведение, объединяющее среднюю общеобразовательную школу и духовную семинарию, библиотека.
Настоятель церкви Сурб Акоб иерей Нерсес Хананян говорит об оптимистичном настрое армянской общины: «Получили недавно разрешение на строительство нового храма в Симферополе, где в своё время были разрушены все три исторические церкви. И городская община собирается пока в маленькой часовенке на армянском кладбище, которая вмещает всего лишь 30 человек. А число верующих растёт, и в процентном отношении людей старшего поколения и молодых – пятьдесят на пятьдесят».
Нерсес Хананян и его паства
Между конфессиями не может быть конфликтов, когда каждой уделяется одинаковое внимание со стороны властей. Не обделена им и иудейская паства. Новое здание синагоги стало украшением площади Восставших в Севастополе. Её строительство началось в 2012 году, сроки сдачи объекта несколько раз переносились, и лишь после воссоединения города-героя с Россией строительство завершилось, здесь открылась воскресная школа. Восстановлены религиозные центры в Евпатории, Керчи, Феодосии. Есть перспективы и у симферопольской иудейской общины. Ей выделен участок под строительство целого центра с учебными классами, залами, кафе. Началась реставрация возвращенного здания исторической синагоги «Нер-Томид».
«Наша община помогает не только возрастать духовно, но и поддерживает материально, – рассказал главный раввин Симферополя Йехезкель Лазар. – Для это есть благотворительные программы. И это тоже приобщает людей к вере, приходит понимание, что живущий по вере благополучен. Мы объясняем людям, что человек вне общины оторван от мира соплеменников. У нашего народа всегда было и есть уважительное отношение к людям других религий. Поэтому у нас полное взаимопонимание со всеми земляками».
Йехезкель Лазар на встрече с ветеранами
У возглавляющих разные конфессии есть единодушное понимание и взаимодействие в работе с молодёжью, увлеченной виртуальным миром.
«Церковь всегда там, где люди, – отмечает протоиерей Максим Кондаков. – Вера должны быть с человеком везде. Виртуальное пространство – это новая площадка, где мы не только можем, но и должны присутствовать. Проповедь должна звучать и в этом формате. Если нас там не будет, место это окажется у того, кто будет влиять на неокрепшие умы, противореча нашим принципам морали и нравственности. И даже попытается вовлекать в террористические организации. Этому мы просто обязаны противостоять. Вот почему многие наши священники, как и я, имеют свои странички в сетях. Общаемся не только между собой и с паствой, но и с представителями и руководителями других конфессий».
Активно общаются в онлайн режиме с паствой крымские имамы. «У многих проповедников уже более ста тысяч подписчиков, – рассказывает Раим Гафаров. – Люди обращаются к ним по разным вопросам и получают оперативно ответы. Интернет – это современный инструмент, облегчающий общении с молодёжью, возможность доносить слово Божие».
Раим Гафаров на встрече со студентами Симферопольского автотранспортного техникума
Позицию имама разделяет и раввин Йехезкель Лазар, воспринимая современные информационные технологии как шанс расширить круг общения с людьми. «В храмах мы не можем одновременно собрать столько людей, как в соцсетях, – говорит он. – Если наша молодёжь сидит часами в Интернете, нам тоже надо снимать ролики с проповедями, уроками и размещать их там. От этого будет только польза»
Согласен с таким мнением и иерей Нерсес Хананян: «Нам надо идти в ногу со временем, а значит, быть в виртуальном мире, чтобы не выпускать молодых из поля зрения. Наша миссия и в этом».
В Крыму хорошо понимают, что межконфессиональное взаимодействие – залог мира и процветания. И осуществляют его не на словах, а не деле.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram