Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил 16 февраля, что министрами обороны стран альянса принято решение создать дополнительные постоянные боевые группы НАТО в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе.
Заместитель Столтенберга румын Мирча Джоанэ сообщил, в свою очередь, что в рамках данного решения в Румынии разместятся 2 тыс. военнослужащих США. В дальнейшем командование группой перейдёт к Франции. Румыния, таким образом, будет пятой восточноевропейской страной (после Польши и стран Прибалтики), где разместятся боевые группы НАТО.
В фокусе действия группы будет находиться Черноморский регион, в том числе Молдавия, Приднестровье, Украина, Грузия и Абхазия. На румынскую базу Фетешти уже переброшены восемь истребителей F-16 Fighting Falcons ВВС США. Они сменят итальянских лётчиков, патрулировавших небо над Чёрным морем на ротационной основе.
Ещё восемь F-16 и 150 военнослужащих США переброшены на румынскую базу Борчи. С 11 февраля эти самолёты проводят тренировочные полёты совместно с румынскими союзниками, а также несут патрульную службу у румынских границ вместе с итальянскими ВВС. Кроме этого, в Румынию прибудет вскоре 1 тыс. американских солдат с базы Форт Брэгг в Северной Каролине. И всё – под предлогом отражения мифического российского вторжения на Украину.
В оправдание столь откровенной милитаризации Восточной Европы министр иностранных дел Румынии Богдан Ауреску провозгласил, что заявления России о возвращении воинских подразделений, находящихся у границы с Украиной, к месту постоянной дислокации, не соответствуют действительности, но пообещал согражданам, что Румыния не будет напрямую участвовать в войне в случае "российского вторжения" на Украину.
Пресловутое "российское вторжение" на Украину – удобный повод для концентрации войск НАТО в непосредственной близости от рубежей России и её союзников. Бухарест использует этот повод по максимуму. Запущена программа "Многофункциональный корвет", согласно которой в течение семи лет румынский флот должен пополниться новыми корветами (первый спустят на воду в 2025 году), и будет налажено производство лёгких броневиков "Влах" (Vlah). Это сопровождается громким пропагандистским треском – известный румынский ресурс DefenceRomania.ro, специализирующийся на новостях армии и ВПК, уже превратился в рупор русофобской пропаганды.
Одновременно при содействии Бухареста в Зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта ОБСЕ пытается подменить собой Объединённую контрольную комиссию (ОКК), требуя от Тирасполя и Кишинёва уведомления о проводимых военных учениях. Кишинёв согласен, Тирасполь – нет. И причина очевидна.
Министр иностранных дел Приднестровья Виталий Игнатьев назвал требования ОБСЕ контрпродуктивными: "Только ОКК имеет полный мандат на то, чтобы заниматься мониторингом ситуации в Зоне безопасности. И не только мандат, но и инструменты по обеспечению мира. Никто не может подменить своим функционалом работу ОКК... Сфера ОКК не является частью деятельности политических представителей, как бы Кишинёв ни хотел этот механизм перемешать в кучу..."
МИД Приднестровья полагает, что требования ОБСЕ направлены на вытеснение миротворческих подразделений из Зоны безопасности, что недопустимо, ибо можно привести к эскалации обстановки.
Контроль над Чёрным морем для Румынии – обязательное условие для достижения ею регионального лидерства. Бухарест смотрит на Чёрное море как на единый со Средиземноморьем со стратегической точки зрения плацдарм, с запада упирающийся в границы Украины и российский Крым, с юга – в границы Сирии. Румыния хочет вытолкнуть россиян из Сирии и заблокировать россиянам пространство для манёвра в прилегающей к Крыму акватории Черного моря.
Самостоятельно ей это не под силу, поэтому она сопрягает свои усилия с Вашингтоном и Брюсселем. Бывший командующий Вооружёнными силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес в беседе с министром обороны Румынии Николае Чуке о черноморской проблематике изрёк: "Я называю военно-морские силы продолжением дипломатии". На языке такой "дипломатии" Бухарест и пытается говорить с Москвой.
ЕС вышел к берегам Чёрного моря в 2007 году с принятием в свой состав Болгарии и Румынии. Географически Чёрное море – это "помост", связывающий Украину, Крым, Закавказье, Турцию и Юго-Восточную Европу. Запад стремится превратить Чёрное море во "внутреннее озеро" НАТО. Это отвечает аппетитам Бухареста, мечтающего построить Великую Румынию, которая должна поглотить Молдавию, Приднестровье и часть Украины (Одесскую и Черновицкую области) и господствовать на Чёрном море.
Данный проект в его географическом измерении не является чем-то косным и неподвижным. Наоборот, Бухарест может и не включать эти области в свой состав, довольствуясь тем, что стратегический контроль над ними будет в его руках. Но всё же конечной целью Великой Румынии является поглощение вышеупомянутых регионов.
"В зоне нашей национальной безопасности находится проблема проливов [Дарданелл и Босфора], расширение устья Дуная и Железные ворота (сужение устья у сербско-румынской границы. - Ред.), потому что они позволяют контролировать военно-воздушные и военно-морские базы Крыма. Мы не можем относиться равнодушно к тому, кто обосновался вблизи наших границ... У кого есть Крым, тот господствует на Чёрном море", - писал румынский геополитик Георге Брэтиану (Georghe I. Brătianu) в 1943 году. Сегодня труды Брэтиану обрели в Румынии вторую жизнь. Геополитические взгляды этого прогитлеровского стратега выдаются за единственно верные для современной Румынии как члена НАТО.
Альянс стремится взять Чёрное море в кольцо, окружив его недружественными для России режимами. Но как на зло Турция ведёт себя слишком независимо и не спешит портить отношения с Москвой в интересах Запада. У Турции есть свои интересы в регионе, которые не совпадают ни с интересами России, ни с интересами США.
Болгария тоже ведёт себя сдержанно, и, хотя София высказала желание сформировать на восточном фланге НАТО отдельный батальон под собственным командованием, нельзя сказать, что Болгария стремится идти на обострение с Россией. В союзниках у Запада – Грузия и Украина, однако удельный вес этих стран в военном отношении на Чёрном море весьма скромен. Таким образом, главным поджигателем войны в регионе в интересах Запада выступает Румыния.
Чтобы соответствовать этой роли, она спешит нарастить военный потенциал и активно участвует в информационной войне против России. И пользуется для этого любым поводом. Так, январские беспорядки в Казахстане румынская пресса назвала восстанием, ввод миротворческих подразделений ОДКБ – вторжением и оккупацией, и даже разглядела в Казахстане 40 тыс. этнических румын, которым-де угрожает опасность. Минобороны Румынии даже заявило о готовности включиться в дело спасения румынских граждан в Казахстане. Между тем 40 тыс. «румын» – это казахстанские молдаване, которых Бухарест оптом записал в румын. При этом, по официальным данным, молдаван в Казахстане ровно в два раза меньше.
Внимание Бухареста к событиям в Казахстане вызвано не только участием в них России, но и румынскими интересами в Средней Азии в целом. Бухарест мечтает стать транзитёром каспийского газа в Западную Европу и связать порт Констанца с итальянским Триестом. Чтобы эта мечта сбылась, ему надо взять под контроль Закавказье как сухопутный помост, соединяющий Каспийский регион с Чёрным морем, и заодно вытолкать Россию из Средней Азии.
Танец с саблями, который Румыния пляшет под дудку США у западных рубежей Евразийского экономического союза, – это не только про контроль над Чёрным морем. Чёрное море – всего лишь ступенька, опираясь на которую Румыния хочет дотянуться до Ближнего Востока и Каспия – регионов, где её отродясь не бывало.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram