Борьба с «российской пропагандой» возвращается в Молдову - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 26.11.2024 |

Борьба с «российской пропагандой» возвращается в Молдову

Одной из самых характерных черт всех «проевропейских» правительств Молдовы является полное пренебрежение теми так называемыми европейскими ценностями, к которым они постоянно апеллируют перед своим электоратом и приверженность которым демонстрируют своим западным кураторам. Одной из главных таких «ценностей» является существование в РМ демократической прессы, которая основывается на «свободе слова» и «борьбе с пропагандой».

К сожалению, последние две синтагмы, заключенные в кавычки, понимаются молдавскими западниками по-своему, а точнее – в соответствии с теми установками, которые последнее время демонстрируются и в западных странах вполне уже «развитой демократии».

Сегодня в Молдове уже ни для кого не является секретом, что все эти разговоры являются прикрытием властей для осуществления своих политических целей и давления на политических конкурентов. Впрочем, так было почти всегда, по крайней мере с того момента, как в стране начался лавинообразный процесс формирования конгломерата прозападных НПО, которые внезапно превратились в своеобразного «верховного арбитра», чье мнение по самым разным вопросам общественного устройства стало преподноситься и тиражироваться как истина в последней инстанции. Естественно, учитывая источники финансирования подобных «экспертов» – Фонд Сороса, американские и западноевропейские правительственные фонды, их заключения имеют однозначно направленный геополитический характер.

В деятельности этих организаций, продвигающих и насаждающих прозападную идеологию, главной помехой всегда оставалась та значительная часть населения Молдовы, которая сохраняла понимание такого простого факта, что реальная независимость страны неразрывна связана с развитием хороших отношений и всестороннего сотрудничества с Россией. Именно поэтому главной мишенью для атак со стороны властей Молдовы и поддерживающих их НПО стали те СМИ, которые как минимум не проводили в своей работе линию на восхваление «европейских ценностей» и как максимум резко критиковали проевропейские партии и политический курс, который они проводят.

Еще одной особенностью СМИ в Молдове стало то, что первоначально это разделение проходило по линии молдоязычных и русскоязычных СМИ. Однако позже, опять же при содействии прозападных НПО и западном финансировании, прозападные СМИ, первоначально ориентированные исключительно на молдавский сегмент электората, обзавелись и русскоязычными версиями с прозападным контентом. И в этой ситуации для полного доминирования в области информирования населения оставалось только «отсечь» те каналы информации, по которым население могло бы получить альтернативную точку зрения на происходящее как в масштабах страны, так и в мировом масштабе.    

Основная атака началась 7 декабря 2017 года, когда парламент Молдовы в срочном порядке сразу в двух чтениях принял закон о внесении поправок в Кодекс о телевидении и радио. Он предусматривал запрет на ретрансляцию в Молдавии информационных, информационно-аналитических, политических и военных передач из стран, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Под действие закона попали программы российских телевизионных каналов, которые ретранслируются в Молдове.

Занимавший на тот момент пост президента Игорь Додон категорически отказался промульгировать этот закон, который он назвал «антидемократическим» и вернул документ в парламент. Однако депутаты парламентского большинства, сформированного из проевропейских партий, повторно приняли его в той же редакции, без учета мнения президента. И. Додон вновь отклонил закон, хотя по закону был должен подписать его после повторного представления. В результате Конституционный суд РМ принял волюнтаристское решение отстранить Додона от должности и передал президентские полномочия для промульгирования закона председателю парламента А. Канду.

Несмотря на то, что атака на новостные и аналитические программы российских каналов официально была замаскирована Европейской конвенцией о трансграничном телевидении, ни у кого не возникало сомнений, что являлось истинной целью этого закона. Да, собственно, это и не особенно скрывалось. Этот закон просуществовал до декабря 2020 года, когда был отменен по инициативе Партии социалистов.

Что происходит в отношении регулирования СМИ в Молдове сейчас? В настоящий момент, вся власть в стране – парламент, правительство и президент – сформирована из представителей откровенно прозападной партии PAS, которая в своей политике откровенно демонстрирует намерение на полный и тотальный разрыв всех связей с Российской Федерацией. Антироссийский характер нынешней молдавской власти проявился и в инициативе, выдвинутой президентом Молдовы Майей Санду. В декабре прошлого года Санду призвала новый состав Совета по телевидению и радиовещанию (СТР), сформированного парламентским большинством партии PAS, не допускать пропаганды со стороны России. О том, что республике угрожает «массовая российская пропаганда», говорится в отчете одного из крупнейших по получаемым грантам НПО Молдовы «Центр независимой журналистики».

«Как я поняла, вскоре у нас будет новый состав Совета по телевидению и радиовещанию, у которого есть определенные законные инструменты и который должен не допускать пропаганду, обман и другие нарушения. Я очень надеюсь, что этот СТР будет объективным и эффективным», – сказала Санду в эфире румынскому телеканалу TVR Moldova. «Основная часть нашей деятельности зависит от работы СТР, после этого мы решим, справляется ли нынешнее законодательство с проблемой или необходимы изменения в области безопасности, проанализируем и сделаем выводы», – заключила президент.

После этого эстафету подхватил спикер парламента Игорь Гросу, который на днях конкретизировал направления, по которым будет действовать власть. Он заявил, что в Молдове действует два вида пропаганды – местная и исходящая, в частности из России.  «Мы должны признать это как есть – речь идет о пропаганде извне, и она исходит из России, к сожалению. И они знают, что мы знаем. И те, кто занимаются этим, соглашаются с нами, хотя и не признают публично», сказал Гросу.

При этом спикер отметил, что очень рассчитывает на политику Совета телевидения и радио. В конце прошлого года парламентское большинство приняло в окончательном чтении законопроект, предусматривающий переход общественной компании Teleradio-Moldova под контроль парламента. Проект также изменил механизм назначения членов Наблюдательного совета телерадиокомпании и членов Совета по телевидению и радио. В результате в оба совета вошли полностью лояльные власти люди.

«Скоро мы представим законопроект, в котором предусмотрены определение пропаганды и дезинформации, а также санкции за распространение ложной информации, так как все это вредит национальной безопасности», – добавил Гросу. Очевидно, что «пропагандой» и «дезинформацией» властями предполагается признавать любую альтернативную точку зрения, которая не будет совпадать с мнением правящей партии или ставить под сомнение ее «успехи» в руководстве Молдовой.

Ожидается, что в проекте закона будет прописано, какие именно сообщения наносят ущерб национальной безопасности, и названы наказания за их распространение. Также в нем будут изложены действия СМИ в период чрезвычайного положения. Последнее обстоятельство наиболее интересно, поскольку в последнее время в Молдове ЧП объявляется по самым разным обстоятельствам: ЧП в энергетике в связи с проблемами по оплате за газ или ЧП из-за сложной эпидемиологической ситуацией в связи с ковидом. Таким образом, PAS хочет получить универсальный инструмент, который можно было бы использовать для борьбы не только с оппозицией, но и фактически с любой критикой в свой адрес. 

Но, безусловно, главной целью планируемого к принятию закона является стремление продемонстрировать западным кураторам антироссийскую направленность внешней политики Молдовы и получить столь необходимую для партии PAS внешнюю поддержку в условиях, когда ее рейтинги внутри страны катятся вниз по причине бездарного, некомпетентного руководства.

При этом хочется отметить один момент – принятие в 2017 году закона, который фактически запретил ретрансляцию российских новостных и аналитических программ в Молдове, не так уж сильно повлиял на ситуацию. В эпоху интернет-СМИ роль телевидения заметно снизилась, хотя оно и продолжает играть важную роль. Тем не менее планируемый к принятию закон лишний раз подтверждает, что нынешняя власть Молдовы является, пожалуй, наиболее антироссийской по своему характеру, чем любая предыдущая.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
6785
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика