На базе ныне простаивающего коврового комбината в киргизском городе Кара-Балте планируют открыть производство турецкого текстиля и коврового кластера. Как сообщает пресс-служба Агентства по инвестициям и развитию КР, новая фабрика с общей площадью помещения в 53 тыс. м² начнет работу уже в этом году. Проект будет реализован компанией «Декна Бишкек Текстиль», объем вкладываемых инвестиций – $25 млн.
«Инвестором уже вложено около $400 тыс. для строительства фабрики. Будущее предприятие является уникальным в своей отраслевой принадлежности ввиду кластерного подхода, так как предполагает практически безотходное производство путем переработки отходов от готового текстильного полотна в нити и дальнейшие материалы для полотен», - уточнили в ведомстве.
Турецкие ковры Made in Kyrgyzstan?
«У нас имеется фабрика по производству полотна в Узбекистане, которая была основана в 2006 году в Ташкенте, и фабрика текстиля в России, которая находится в Ивановской области и функционирует с февраля 2014 года. Объём выпускаемой продукции составляет в среднем 12-15 тонн продукции в сутки. Сейчас в городе Кара-Балте мы нашли подходящее для производства место - это бывший ковровый завод. Он находится на безопасном месте, и имеются все пути подъезда», - рассказали представители инвестиционной компании.
На первом этапе на фабрике планируется создание рабочих мест для 180 человек, и по мере увеличения мощностей штат будет расширяться до 1 тыс. человек. Сырье будут завозить из Узбекистана и России.
В советское время Кара-Балтинский ковровый комбинат производил ковры из чистой шерсти, которые экспортировались во все республики Союза. После развала СССР на базе предприятия было создано ОсОО «Бара-Балта-Килем», специализирующееся на производстве ковров и ковровых изделий. Изначально производственная мощность составляла 2 млн кв. метров в год. Но со временем этот показатель критически упал. С 2013 года частное предприятие простаивает. Сказались физический и моральный износ ткацкого оборудования, отсутствие оборотных средств и сырья - химического волокна. Кроме этого, предприятие не выдержало высокую конкуренцию на рынке продаж со стороны турецких и китайских производителей. В 2014 году комбинат подал заявку российским инвесторам на модернизацию своего оборудования. Но безуспешно.
Есть твердая надежда на то, что эти стены вновь услышат звуки работающих ковроткацких станков
«Ручное ковроткачество можно отнести к отдельному виду искусства. Это больше штучный и уникальный товар, нежели товары массового производства. Но было бы очень неплохо, если бы наши традиционные ремесла легли в основу развития легкой промышленности. Это дало бы не только толчок для роста экономических показателей, но и стало бы еще одним способом признания КР на мировой культурной арене. Но если честно, я не думаю, что иностранный инвестор будет вкладывать средства в такую отрасль. Капитал вкладывается для получения прибыли. Такие производства будут работать по своей уже существующей технологии. А для развития ковроткачества как отрасли национальной экономики нужна сильная поддержка государства», - считает социолог Исмаил Джалилов.
Ремесло – основа бизнеса
В Советском Союзе лидерами по производству ковров и ковровых изделий были Туркмения, Азербайджан и Киргизия. А все потому, что в этих республиках существовали свои многовековые оригинальные традиции ковроткачества.
В Киргизии испокон веков войлок играл огромную роль в жизненном укладе народа. Почти в каждом киргизском домохозяйстве в обязательном порядке занимались обработкой шерсти. Сейчас значительная часть населения страны не имеет этих навыков. Канули в Лету и времена производства национальных ковров в промышленном масштабе. Правда, это привело к формированию ремесленного сегмента, который успешно адаптировался к нынешним реалиям.
Сегодня киргизский ковер ручной работы – это штучный, эксклюзивный и очень дорогой товар, который создается в большинстве своем под заказ. К примеру, с января по август 2020 года киргизские ремесленники продали ковров разных видов на 165,8 тыс. долларов. Такие данные приводит Национальный статистический комитет. Заказчиками, как говорят статистики, являют граждане Узбекистана, Казахстана, Японии, Великобритании, США, Швейцарии и Японии. Мелких производств национальных войлочных ковров в Киргизии довольно много. В основном они сосредоточены на юге страны и в Нарынской области.
«Коврами я занимаюсь всю свою жизнь. Этому мастерству меня научила мама. Это очень кропотливый и сложный труд, так как я вкладываю в свою работу душу. Очень важно не просто соблюсти технологию, но и правильно подобрать орнамент. Ведь каждый из них имеет свое название и значение. Орнаменты - это некий язык, с помощью которого из поколения в поколение передают народные легенды», - говорит мастерица из Чуйской области Айнагуль Кабатова.
Ковроткачество – кропотливый труд, на создание одного ковра может уйти не один месяц
В ноябре 2012 года киргизское традиционное искусство изготовления войлочных ковров (Шырдак и Ала-кийиз) получило мировое признание, оно было включено ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.
По мнению директора Международного фестиваля традиционной культуры и ремесел «Оймо» Динары Чочунбаевой, в Киргизии до сих пор нет понимания, что ремесленничество является важной составляющей экономики. «После Всемирных игр кочевников государство стало больше обращать внимание на ремесленников, но не в достаточной мере. Тони Блэр как-то сказал, что на рок-н-ролле Англия зарабатывает больше, чем на угольных шахтах. Это говорит о том, что правительство прекрасно понимает ценность культуры как экономической составляющей. У нас пока, к большому сожалению, такого понимания среди наших правителей нет».
Национальная уникальность
Национальные киргизские ковры пестрят свои разнообразием. Каждый вид ковра имеет свое предназначение. Вот некоторые из них: ала-кыйиз - это войлочный ковер, который стелют на пол, а иногда вешают и на стены. Они могут быть разных размеров. Для создания этого ковра шерсть сначала окрашивают различными цветами. Задний фон делают, взяв шерсть одного цвета и поместив его на подложку из чия (ковер из тростника), на котором была растянута основа из войлока. Прядь других цветов укладывают сверху, создавая узор или рисунок. Получившийся коврик из такой шерсти покрывают тканью и сбрызгивают горячей водой, затем коврик чия сворачивают и очень плотно связывают. Получившийся сверток выносят на открытое пространство и начинают катать несколько часов. Затем ковер расстилают и дают просохнуть. После того как шерсть высохнет, границы между узорами становятся менее отчетливыми. Это и создает индивидуальный узор, и ковер приобретает свой уникальный внешний вид.
Курак – это ковер из лоскутков. Название произошло от слова «кура», которое означает «сшитый вместе, собранный из отдельных кусков» и относится как к готовым продуктам, так и к методу их производства. Изделиям из лоскутков часто приписывали магические характеристики – приносит удачу и благосостояние, защищает от злых духов. Есть две основные формы изделий из лоскутков: первая делается из квадратных и треугольных кусков, а вторая из длинных полосок различного цвета. Существует много примеров стандартного узора: бото коз – «верблюжий глаз», турна-курак – «журавль», тумарча – «амулет» и жылдыз – «звезда».
Образцы киргизских ковров
Наиболее популярным видом войлочного ковра на сегодняшний день в Киргизии является шырдак (в киргизском языке пишется именно через букву ы). Он создается при помощи мозаичной техники, которая является одной из самых сложных. Шырдак считается самым долговечным. Средний срок службы этого ковра - около 100 лет. Процесс создания ковра-шырдак следующий: ковёр делается из двух видов войлока, верхний слой из тонкого войлока, на который наносится цветной рисунок, нижний из толстого войлока, коричневого или черного цвета. Куски крашеного войлока складываются вместе и сшиваются. Среди традиционных рисунков шырдака - животные, рога оленей, а также надписи, которые являются зашифрованным посланием для владельца ковра.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
___________________________
Фото: https://www.tazabek.kg