Россия признала ДНР и ЛНР. Об этом в телеобращении после совещания Совета безопасности РФ 21 февраля заявил Владимир Путин. «Ситуация на Донбассе вновь приобрела критический, острый характер», – объяснил президент мотивировку принятых решений и возможных дальнейших шагов на донбасском направлении.
Сразу же были подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с обеими республиками, которые уже на следующий день были ратифицированы Госдумой и Совфедом. В. Путин уже поручил Минобороны обеспечить поддержание мира на территории ДНР и ЛНР российскими вооруженными силами. Как заявил глава МИД Сергей Лавров, Россия гарантирует безопасность ДНР и ЛНР.
Понятно, что это неокончательное решение проблемы, а только первые шаги к нему. Что дальше? Республики есть как состоявшийся субъект международных отношений. Скорее всего, они не будут в положении Турецкой Республики Северного Кипра, которую признает только одна страна. Готовность признать ДНР и ЛНР уже выразили Куба, Венесуэла, Никарагуа и Сирия. Это ставит их в один ряд с Абхазией и Южной Осетией.
Признание, помимо главного – гарантий безопасности, дает возможность экономического развития и торговли уже не с одной страной, а с несколькими, и это огромный шаг вперед для Донбасса, который имеет гигантский промышленный потенциал.
Наконец, это расширяет возможности дипломатического присутствия в мире и более успешного отстаивания своих интересов. Появляются основания ожидать признания и другими странами. Сегодня в условиях распада однополярного мира признание республик Донбасса становится маркером нежелания подчиняться диктату Запада, так что перспектива расширения клуба признавших – весьма реальна.
Конечно, будут санкции. Джо Байден уже анонсировал запрет на торговлю с ДНР и ЛНР и инвестиции в этот регион, а также санкции против лиц, которые нарушат этот запрет. Санкции против отдельных лиц и российских банков были анонсированы британским премьером Борисом Джонсоном. И надо понимать, что это только начало.
Расширение санкций будет зависеть от дальнейшего развития событий. Санкции могут быть относительно умеренными, если линия разграничения не сдвинется вглубь контролируемой Украиной территории. Если же это произойдет, стоит ожидать ввода всех ранее анонсированных пакетов, вплоть до блокировки российских банков или закрытия их корсчетов в банках США, запрета на покупку российского долга на вторичном рынке, блокировки компаний добывающего сектора, отключения от SWIFT и даже заморозки «Северного потока – 2» и др.
Еще одним побочным эффектом станет окончательный отказ Запада от диалога в сфере укрепления безопасности в Европе. Все встречи на высшем уровне будут с большой вероятностью отменены. Кроме того, Запад продолжит и даже нарастит накачку Украины оружием.
Все это ожидаемо. Уверен, что указ о признании не первый год лежал в столе президента, оставалось только вписать дату. Он был отложен – на крайний случай. И вот этот случай наступил.
Конечно, в первую очередь сыграло роль поведение Украины, которая в последние дни фактически возобновила полномасштабную войну, и над Донбассом нависла реальная угроза военного разгрома, что для России недопустимо.
Судя по всему, американцы нашли, чем мотивировать или запугать Зеленского, дали ему понять, что, если войну не начнет он, ее начнет уже другой главнокомандующий. Стоит признать, что «маленькая войнушка», пусть и никак не победоносная, нужна и самому Зеленскому, чтобы помочь ему снять ряд внутренних проблем, в первую очередь остаться у власти.
Иными словами, все было очень похоже на то, что Зеленский готовится напасть на Донбасс, несмотря на предостережения Москвы. Именно это, по сути, началось в понедельник, не помогли даже последние сигналы из Москвы – начавшаяся эвакуация из Донбасса мирного населения, свидетельствовавшая о том, что Россия контролирует ситуацию.
Очевидно, последней каплей стали инциденты, в ходе которых Украина фактически перенесла войну на российскую территорию, уничтожив снарядом КПП на границе и вторгшись в Россию на двух БМП. Во все времена – это казус белли. Терпеть такое было просто недопустимо. Москва не стала ждать повторения сценария 08.08.08. и сыграла на опережение, достав из «загашника» указ о признании донбасских республик.
Понимали ли на Западе и в Киеве, что такое произойдет? Скорее всего, понимали, хотя, возможно, до последнего верили в чудо – что Россия все же не вмешается. Впрочем, для Зеленского эта ситуация даже в чем-то выгоднее неминуемого военного разгрома. Накануне в ТГ-каналах циркулировали слухи о том, что он рад такому развитию событий, поскольку получит железобетонный повод официально выйти из «Минска». Якобы он даже готов пожертвовать всем Донбассом.
Вернее, теперь он, скорее всего, будет призывать вернуться в «Минск» Россию, обвиняя её в невыполнении соглашений. Весьма выгодная позиция. Правда, есть и минусы. Байден уже призвал Зеленского решать ситуацию в Донбассе дипломатическим путем. С другой стороны, очевидно, что Запад еще упорнее будет превращать Украину в антироссийский плацдарм.
Сразу возражу тем скептикам, которые были против признания, мол, это окончательно закроет окно возможностей для диалога и спровоцирует еще большую антироссийскую консолидацию – вплоть до вступления Украины в НАТО и появления ракет в Харькове. Окно возможностей закрыл сам Запад, отказавшись вести с нами диалог. В минувшие выходные на Мюнхенской конференции по безопасности это стало ясно даже последним оптимистам. Иных вариантов, кроме признания республик Донбасса, у России просто не было. И терять нам в определенном смысле нечего. То же касается санкций. Как заметил российский президент, повод для них все равно нашли бы.
Однако здесь надо четко понимать, что мы вплотную подошли к тому, что ошибки 2014-го и даже 1991-го можно и нужно исправлять. Здесь и сейчас. Если остановиться на одном признании, произойдет все, о чем говорилось выше – еще большее сплочение Запада против нас, еще большая русофобия на Украине, расширение НАТО, ракеты у наших границ и т. д. Запад понимает только силу и решительные действия.
Первый шаг Москвой сделан, это важно. Но что дальше? Кремль увязывает последующие действия с обстановкой, которая будет складываться в ближайшие дни. В ходе вчерашней беседы с журналистами В. Путин заявил: «Предсказывать какую-то конкретную канву возможных действий вообще невозможно, это зависит от конкретной ситуации, которая складывается на месте, на земле, что называется». В любом случае он отметил, что не объявлял о скорой отправке российских войск в Донецкую и Луганскую народные республики. В то же время на свое обращение к Совету Федерации об использовании вооруженных сил за пределами территории России президент получил на это разрешение.
Как заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, Россия признает республики в границах проведения референдумов 2014 г. То есть в границах бывших областей. А значит, признает, что две трети Донбасса оккупированы киевским режимом. И что с этим делать, пока не очень понятно, ведь Запад только и ждет от России, чтобы она не только ввела войска, но и попыталась передвинуть линию разграничения. Это даст повод говорить о «полноценном вторжении», ведь признание республик таковым, по мнению Запада, все еще не является.
Сегодня, несмотря на признание республик Россией, обстрелы не только не прекратились, они усилились. Впервые за долгое время по Донецку работают системы залпового огня «Град». Судя по всему, Киев и впрямь «приглашает» Москву сделать дальнейшие шаги.
И тут очень важно понимать одну вещь: «украинский вопрос» на этом не решен. Российский президент не зря в своем обращении сделал такой длинный экскурс в историю. Его цель – показать, то Украина является несостоявшимся государством, что у России не осталось иллюзий по поводу того, что Украина может стать неким буфером или даже мостом между ней и Западом. Уже точно не станет.
Так или иначе, но Москва уже объявила о том, что Минские соглашения ушли в прошлое. Они были компромиссом. «Поэтому хочу еще раз подчеркнуть, – отметил В. Путин на упомянутой выше встрече с журналистами, – мы были заинтересованы в реализации этого Комплекса мер…» Российский президент напомнил, что он был в числе авторов этого документа от лица РФ. Но теперь ситуация с признанием ДНР и ЛНР кардинально изменилась. «В этом смысле, да, конечно, теперь Минских соглашений не существует. Чего же их выполнять, если мы признаем независимость этих образований?» – отметил глава Российского государства.
Киев свел все усилия по реализации Минских соглашений к нулю, они были «убиты» украинским руководством еще задолго до признания ДНР и ЛНР. Власти Украины неоднократно публично заявляли, что они не будут исполнять Минские соглашения, и под этот рефрен продолжали геноцид народа Донбасса. Россия терпеть это дальше уже не могла. «Что же дальше ждать? Ждать продолжения этого издевательства над людьми, этого геноцида почти четырех миллионов человек, которые живут на этих территориях? Смотреть на это просто невозможно же. <…> Ну, как можно это дальше терпеть?» – заявил российский лидер.
Какими будут дальнейшие шаги – это вопрос ближайшего будущего. Уверен, что наше военно-политическое руководство это понимает и имеет готовый сценарий, что делать дальше.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram