В Казахстане решается судьба экономического монстра – Фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына», стоимость активов которого превышает 70 млрд долларов. В состав ФНБ входит свыше 300 компаний, работающих в горнорудном, энергетическом, металлургическом, транспортном секторах и формирующих более половины ВВП страны. В частности, на «Самрук-Казына» приходится:
- 20% первичной поставки нефти и нефтепродуктов;
- 70% услуг переработки нефти;
- 90% и 80% на рынке услуг грузовых и пассажирских ж/д перевозок соответственно;
- 30% производства электроэнергии;
- 90% реализации товарного газа;
- 60% сотовой связи;
- 50% внутренних пассажирских авиаперевозок.
Инициатором объединения национальных компаний в единый холдинг в свое время стал Нурсултан Назарбаев, который после поездки в Сингапур впечатлился его национальным инвестиционным фондом Temasek и решил скопировать опыт «сингапурского экономического чуда».
В 2006 году указом президента было основано АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук». В него вошли «Казмунайгаз», КТЖ, KEGOK, Казпочта, Казахтелеком и еще ряд нацкомпаний. В 2008 году холдинг слили с Фондом национального благосостояния «Казына». Председателем Совета по управлению объединенным фондом «Самрук-Казына» стал сам Нурсултан Назарбаев.
Как утверждается на сайте фонда, «фонд представляет собой коммерческую структуру – инвестиционной холдинг, миссия которого заключается в повышении национального благосостояния Казахстана и обеспечении долгосрочной устойчивости для будущих поколений».
Предполагалось, что проводящий грамотную промышленную политику госхолдинг будет использовать государственные средства для увеличения благосостояния страны. Увы, получили громоздкую, непрозрачную, зачастую имитирующую бурную деятельность матрешечную структуру, которая увеличивала благосостояние лишь отдельных лиц. Вместо пути к меритократии построили дорогу к клептократии.
В отличие от сингапурского фонда Temasek (все активы которого являются публичными, эффективность их деятельности оценивается по биржевым котировкам), фонд «Самрук-Казына» все годы своего существования откладывает выход на IPO. И это понятно. Руководству компаний, имеющему «скелеты в шкафах» (непотизм, непрозрачные системы закупок, убыточность), сформировав некий междусобойчик, удобнее отчитываться перед узким кругом аффилированных лиц, чем иметь серьёзные проблемы с широким спектром инвесторов.
За период с 2008 по 2019 год холдингу направлены национальные ресурсы в объеме около 7 трлн тенге. При этом фонд проводил самостоятельную политику как по распоряжению большей частью средств, так и по привлечению займов, руководствуясь собственным видением и подзаконными актами. В результате суммы дивидендов в государственный бюджет все это время были значительно меньше, чем средства, направляемые из бюджета на инвестиционные проекты. К примеру, за 2019 год ФНБ выплатил дивиденды в бюджет на 120 млрд тенге, тогда как чистая прибыль составила 1,4 трлн тенге.
Главным недостатком фонда является непрозрачность, запутанность (а значит, и коррупционность) в расходовании многомиллиардных госсредств. После январских событий президент Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости глубокой трансформации деятельности фонда «Самрук-Казына». Глава государства потребовал от правительства конкретных предложений по созданию действительно конкурентной среды в ключевых отраслях экономики и обеспечения прозрачности систем закупок национальных компаний.
Основной вопрос – распустить этот конгломерат или, как-то реформировав, сохранить?
Закрыть фонд в ближайшее время невозможно. Государству придется выплатить большие суммы долгов фонда, а также потребуются гигантские расходы на выплаты компенсаций по увольнению, пособий по безработице, по переобучению и т. д.
Сегодня звучат предложения о раздаче доли в фонде каждому гражданину. Однако расчеты показывают, что ежемесячный доход от такой доли при текущем финансовом состоянии ФНБ составит всего 500 тенге на человека. Главное, что их реализация породит кучу проблем, но не решит основной проблемы фонда – отсутствия ответственности руководства за результаты деятельности.
Прежде чем что-то предпринимать, необходимо провести комплексный аудит активов фонда с оценкой их эффективности и только затем принимать дальнейшие решения (финансовое оздоровление профильных компаний, передача непрофильных в конкурентную среду и т. д). В любом случае стратегически важные объекты должны оставаться под контролем государства и не выставляться на приватизацию. Иначе все это окажется коррупционной операцией под названием «приватизация прибыли и национализация убытков».
К примеру, в 2009 году фондом «Самрук-Казына» с целью содействия развитию новых химических производств было создано ТОО «Объединенная химическая компания», которой выделили значительные финансовые средства. Однако за весь период из запланированного 21 проекта компания реализовала лишь шесть.
При принятии решений в отношении деятельности фонда, изменения его организационной структуры следует учесть большие внешние заимствования фонда (долг «Самрук-Казына» составляет почти 18 млрд долларов). Надо помнить, что выпущенные им еврооблигации и взятые нацкомпаниями внешние займы предусматривают своевременный возврат основного долга, погашение процентов, штрафов и пени. После каждой девальвации валютные долги росли, но никаких мер фондом не принималось. Более того, никто не понес ответственности за привлечение валютных займов, которые сейчас очень сложно обслуживать.
Приватизация и «народное IPO» не решат долговую проблему фонда. Низкая платежеспособность населения не позволит ему покупать акции по рыночной цене. Поэтому практически неизбежно они будут скуплены крупными инвесторами, которые и окажутся конечными владельцами фонда.
В ответ на критику президента правление фонда «Самрук-Казына» заявило об утверждении новой организационной структуры с сокращением численности административно-управленческого персонала на 50% и оптимизацией числа структурных подразделений на 33%. Принято решение о закрытии зарубежных представительств фонда. На согласование в Министерство финансов, АЗРК и НПП «Атамекен» направлены новые правила закупок, контроля, маркетинга и т. д.
Следует отметить, что уволенные топ-менеджеры фонда и дочерних компаний получат денежную компенсацию. Однако точных сумм не называется. И это понятно. Согласно аудированной финансовой отчетности фонда выплаты топ-управленческому персоналу за 2020 год составили 575 млн тенге. Таким образом, ежемесячно каждый член правления получал почти по 4,5 млн тенге. В допандемическом 2019 году совокупные выплаты руководству фонда были вдвое больше (свыше 1,1 млрд тенге).
Отметим и то, что «оптимизационные» реформы, которые намерено реализовать руководство фонда, проводились и раньше. Обещалось, что по их итогу фонд и его дочерние компании повысят свою эффективность, станут источником лучших специалистов для республики, но воз и ныне там. Складывается впечатление, что многоступенчатая, раздутая структура ФНБ «Самрук-Казына» с его периодической «оптимизацией» – один из способов, позволяющих заинтересованным лицам обогащаться за счет государственной поддержки.
Сокращение штатной численности – чисто бюрократический подход, который не решает основной проблемы – неэффективного управления активами государства и явно закончится возвращением всего на «круги своя». Поэтому весьма сомнительно, что эта срочная оптимизация резко повысит эффективность деятельности фонда.
И хотя глава государства поручил ускорить приватизацию активов, спешить с этим все же не следует. В первую очередь нужно добиться прозрачности, определить цели и логику реформ, обеспечить независимость квазигосударственных компаний от порождающих коррупцию интересов отдельных частных лиц.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram