Александр Лукашенко 4 февраля с. г. подписал распоряжение «О Республиканском совете по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь». В стране нынешний 2022 год также объявлен Годом исторической памяти.
Во многом это обусловлено событиями 2020 года, когда после президентских выборов 9 августа значительное количество молодёжи вышло на массовые протесты против действующей власти под бело-красно-белыми флагами, которые активно использовались коллаборантами и местными приспешниками оккупантов в годы Великой Отечественной войны. Это была попытка силового захвата власти при помощи уличных акций и самое серьёзное испытание для А. Лукашенко за все время его нахождения у власти.
Протесты координировались через соцсети на месте и прежде всего из-за рубежа, а основной действующей силой стали различные националистические группы, футбольные фанаты, представители клубов единоборств и примкнувшая к ним молодёжь. Но это было, так сказать, боевое ядро протестов. А вот идейную основу и его идеологическое наполнение обеспечивали представители гуманитарной сферы со сформированными за десятилетия существования независимого государства прозападными русофобскими мировоззренческими установками.
О серьезных проблемах в сфере истории и культуры в Белоруссии в последние годы говорили многие, в том числе и автор данной статьи, но все предостережения и опасения либо игнорировались, либо на них реагировали, как на «очернение и клевету». Между тем события 2020 года лишь подтвердили тот факт, что в гуманитарной сфере, и прежде всего в сфере исторических концепций и подходов, давно пришла пора наводить порядок.
Напомним, что концепция бело-красно-белых оппозиционных историков-русофобов не возникла ниоткуда. Она ведет своё начало ещё со времён поздней Российской империи, революции и Гражданской войны, подпитывалась во времена нацистской оккупации в 1941–1944 годах, зарубежной эмиграции, распада СССР в 1991 году. Не прошел бесследно и тот период, когда с 1991 по 1994 год русофобские силы владели инициативой, и движение Белоруссии, шло по той колее, по которой двигалась соседняя Украина, хоть и не столь быстро.
Если кратко, то подходы у этой части белорусского общества к историческому пути белорусского народа (вполне разделяемые многими участниками протестов 2020 года) следующие. Белорусы – смесь славян и балтов, а нынешние русские – смесь славян, финно-угров и татар, поэтому в этническом смысле белорусы и русские не только не один народ, но разные этносы. Киевская Русь была федерацией самостоятельных княжеств, Полоцк был фактически независим от Киева, развивался своим путём. Великое княжество Литовское (ВКЛ) – средневековое белорусское государство, золотой век в истории белорусского народа, Речь Посполитая – равноправный союз польской короны и литовского княжества с лидерством польской составляющей. Русское царство и Россия – основной враг на востоке, который стремился разрушить этот союз, и в итоге белорусские земли попали под власть России после трёх разделов Речи Посполитой. Белорусы боролись за свою независимость, поднимали восстания (прежде всего восстание К. Калиновского). После революции была попытка создания Белорусской народной республики (БНР) с «подлинно национальными символами» - бело-красно-белым флагом и гербом «Погоня». Но Советская Россия не позволила реализовать национальный проект, была создана Белорусская ССР. Репрессиям подверглись деятели белорусской культуры, в стране практиковались массовые расстрелы белорусов (Куропаты и другие места). В годы войны белорусы, сотрудничавшие с нацистским оккупационным режимом, делали это (якобы) «вынужденно для сохранения белорусской культуры и языка», и «их вклад в сохранение белорусского культурного наследия значителен и весом». Основную вину за массовую гибель белорусского населения в годы войны и сожжённые деревни несет Москва, которая сознательно создала партизанское движение, провоцируя тем самым оккупантов на «ответные меры». Война была не отечественной, а схваткой двух диктаторов – Гитлера и Сталина.
После краха фашистской Германии белорусская эмиграция «сохраняла белорусскую культуру за рубежом», а в СССР проводилась политика русификации. Лишь 1991-1994 годы стали кратким периодом национального возрождения, которое затем значительно затормозилось после прихода к власти «диктатора Лукашенко». Необходимо «вернуть страну в семью европейских народов», выйти из союза с Россией, провести политику десоветизации, дерусификации и белорусизации на украинский манер.
Все эти тезисы культурно-исторической «концепции», мало чем отличающейся от исторической политики в странах Балтии и на Украине, в значительной мере присутствовали и в официальной историографии Республики Беларусь – да, не полностью, не везде и не всегда так очевидно, особенно в части Великой Отечественной войны, но все же присутствовали, а где-то и преобладали, если говорить о периодах ВКЛ и Речи Посполитой, внося свой «весомый» вклад в формирование общего культурно-исторического фона в стране. Во всяком случае, уже четверть века, за исключением темы Великой Отечественной войны, именно в такой парадигме с той или иной степенью выраженности воспитывалась и обучалась белорусская молодёжь.
На военную же тему «полную правду» молодёжь путём «самообразования» получала в сети Интернет, на страницах русофобских проеевропейских СМИ (таких, как «Наша Нива», «Народная воля») и исторических журналов, щедро финансируемых, прежде всего, из-за рубежа, таких как «ARCHE Начало», «Наша история» и других. Эти журналы и газеты, не будучи государственными, продавались практически в каждом киоске, господствовали в сети Интернет. Не отставало и телевидение – вовсю шли передачи вроде «Путешествия дилетанта». В них рассказывалось о белорусских исторических местах и достопримечательностях и одновременно ненавязчиво регулярно напоминалось: вот это сожгли «войска русского царя», это – взорвали и разрушили русские во время войны с Речью Посполитой.
Неудивительно, что значительное распространение получили культы Костюшко и Калиновского, многие деятели польской культуры, такие как Мицкевич, Борщевский, Манюшко и другие, были объявлены частью белорусского культурного наследия.
Проиграв Лукашенко в 1994 году борьбу за власть, вся эта публика стала активно осваиваться в гуманитарной, культурной сферах, в области истории и литературы.
Конечно, все это происходило не в один день. Это была, по сути, постепенная смена научных поколений и, соответственно, взглядов и подходов в белорусской исторической науке и гуманитарной сфере в целом. Но, так или иначе, к концу 2010-х фактически эти подходы (за исключением темы войны) фактически стали преобладающими в белорусском обществе, и одно лишь упоминание о России и положительная оценка её роли в судьбе белорусского народа вызывали едва ли не зубной срежет у вполне себе официальных представителей белорусской науки.
Как писатель и публицист, я много пишу об истории белорусского народа, являюсь автором десятка научно-популярных исторических книг. Весьма показательна рецензия, которую я получил на свою рукопись «Очерки по истории Полоцка и Белой Руси» в 2012 году (рецензию запросило издательство), и не от кого-нибудь, а от заведующего отделом истории Беларуси Средних веков и начала Нового времени Института истории Национальной академии наук Беларуси А. Груши. Этого учёного мужа рукопись, опровергающая русофобские домыслы и установки, настолько задела за живое, что «Остапа понесло». В официальном отзыве-рецензии он разразился откровенным возмущением: «Неприемлемым является принципиальный подход в освещении истории Полоцка. Книга тенденциозна… В основу подхода положены ценности российского народа и государственности… Автор сознательно скрывает факты террора и извращённой (! – А.Г.) жестокости со стороны российских войск по отношении к местному, в том числе православному населению». И в итоге «приговор»: «Данный подход унижает исторические достижения и ценности белорусского народа, является антипатриотичным… Эта книга не может быть рекомендована к печати».
В этой «рецензии» полностью раскрыты установки, которыми руководствовался не только А. Груша, но и многие другие ученые мужи, определявшие судьбу всей исторической науки – от Академии наук до вузов, а вслед за ними – аспиранты и магистранты, преподаватели и учителя истории, журналисты и пропагандисты. Печальные итоги этого мы увидели в 2020 году.
Книга моя вышла, дело не в этом... Сам А. Груша пошел на повышение, занимает сейчас иную должность – является директором Центральной научной библиотеки НАН им. Я. Коласа, формирует книжный фонд главной академической научной библиотеки страны. В отличие от меня, вероятно, по-прежнему активно предает гласности «факты террора и извращённой жестокости со стороны российских войск по отношении к местному, в том числе православному населению». Впрочем, возможно, теперь он более аккуратен в высказываниях в свете последних веяний (но не думаю, что изменил свои взгляды). И сколько их, таких «груш» и прочих фруктов…
Белорусский лидер А. Лукашенко, сосредоточив основное внимание на вопросах экономического развития страны, геополитики, обратил, наконец, свое внимание и на значимость культурно-исторической сферы. Вот что он сам сказал об этом вполне откровенно 24 августа 2021 года перед началом учебного года: «Пора поставить точку в вопросах оценки исторических эпох и персоналий. Мы должны четко определить, кто герой, кто историческая личность, а кто предатель своего народа… Рассчитываю, что в новом учебнике с учетом открывшихся фактов будут расставлены все акценты и по геноциду белорусского народа, и по коллаборации, и по другим острым темам, о которых мы раньше мало говорили».
Эту тему Александр Лукашенко развил 6 января 2022 года в Музее Великой Отечественной войны: «Давайте в учебниках по истории, в замковых и музейных экспозициях так и назовем, например, период Речи Посполитой – оккупацией белорусской земли поляками. Этноцидом белорусов. А что это было для наших предков?.. Нельзя было даже быть человеком. Магнаты на собак меняли белорусских крестьян. Но народ выжил и более того – сохранил свою самобытность».
Касаясь темы формирования белорусской нации, глава государства справедливо заметил: «Давайте не будем забывать, что как нация мы окончательно сформировались именно в советское время. Именно тогда началась история белорусского государства. По-настоящему!»
Эти оценки главы РБ чрезвычайно важны. Если мы говорим о сохранении исторической правды, то речь в первую очередь должна идти о восстановлении позиций строго научной историографии и исторической концепции. Белорусы, украинцы и русские вышли из единой колыбели Древней или Киевской Руси. После нашествия монголо-татар Полоцкое и Турово-Пинское княжества постепенно стали частями Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛиР), 80% населения которого и составили. Русский язык был государственным. Но предки белорусов все же были подчинены формирующейся литовско-русской элите, постепенно образовавшей влиятельный слой литовско-русской католической шляхты, тяготевшей к Польше. После создания Речи Посполитой шёл постоянный процесс ликвидации независимости княжества. Белорусы испытывали двойной гнет – национальный и религиозный, и лишь в конце XVIII века белорусские земли были освобождены от польского владычества путём воссоединения с Российской империей. Далее была серия восстаний Костюшко, Калиновского и др., которые боролись не за свободу белорусского народа, а за возвращение старых польских колониальных порядков.
После революции и Гражданской войны Западная Белоруссия вновь испытала польскую оккупацию, а затем пришли ужасы оккупации немецко-фашистской в годы Великой Отечественной войны. Белорусы положили на алтарь победы огромные жертвы, партизанское движение было поистине всенародным. Советский этап развития Белоруссии – важнейший. Союзное государство России и Белоруссии – не просто некое политическое образование, это естественная реакция наших людей, потому что русские, украинцы и белорусы – фактически один народ.
Если не говорить об этом, то у молодёжи будет складываться (и, увы, у многих уже сложилось) искажённое восприятие истории, которое неминуемо отражается и на оценках действительности. И тогда это приводит к майдану на Украине, протестам в Белоруссии и Болотной площади в России.
Создание Республиканского совета по исторической политике, который станет постоянно действующим межведомственным консультативным и координирующим органом по проведению единой государственной политики в сфере исторической памяти, призвано способствовать наведению порядка в этой важнейшей сфере. В Белоруссии немало авторитетных историков, которые могут сыграть значительную роль в данном вопросе: И. Марзалюк, В. Коваленя, В. Данилович, Л. Криштапович, В. Гигин и многие другие. Есть сильные, опытные эксперты – А. Дзермант, А. Шпаковский. Но вопрос это непростой. Создание совета – лишь первый, хотя и важный шаг. Думаю, что процесс нормализации ситуации в сфере истории будет непростым: такие как упомянутый выше А. Груша, прикрываясь лозунгами о «белорусском патриотизме и суверенитете», свои позиции легко не сдадут.
Здесь важна и выработка общей историко-культурной концепции России и Белоруссии в рамках Союзного государства. Это вопрос самой концепции преподавания истории, содержания учебников, воспитания через историю в школах, музеях, молодежных клубах. Если говорить по-крупному, это вообще выбор нашего цивилизационного и геополитического будущего.
2020 год показал, что такой выбор невозможен без политической воли белорусской власти и активной, неравнодушной роли самих белорусов.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram