На фоне украинских событий миграционные проблемы России временно отошли на второй план. Однако напряженность миграционной ситуации при этом никуда не исчезла и в ближайшее время неизбежно вновь окажется в фокусе внимания СМИ.
В контексте калужского миграционного кризиса, который стал одним из наиболее заметных событий начала года, малозамеченной осталась новость о выходе области из программы содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Об отказе от этой программы 11 февраля после неожиданного визита в многофункциональный миграционный центр в Боровском районе заявил губернатор области Владислав Шапша. По его итогам глава региона сообщил о решении выйти из программы по переселению соотечественников, заблокировав тем самым возможность получения в упрощенном порядке гражданства для выходцев из Средней Азии. Решение отнюдь не случайно, так как, в отличие от временной трудовой миграции, выдача российского паспорта ведет к формированию постоянного населения РФ.
Причиной решения о выходе из программы стало неблагоприятное для области изменение этнонациональной структуры миграционных потоков. Всего по программе переселения с 2007 г. в регион прибыло более 90 тыс. чел. Но если в первые годы славянские народы составляли более 80% переселенцев, но к 2022 году их доля снизилась до 17%, а большую часть составили жители Средней Азии и Закавказья. «Таким образом, приходится констатировать, что к настоящему времени реализация программы уже не достигает первоначально поставленных целей, – сообщила пресс-служба главы региона. – Губернатором принято решение о приостановке разработки программы на следующий период – до 2027 года».
Причем такая ситуация складывается отнюдь не только в Калужской области, где из-за больших объемов иммиграции эти проблемы просто выглядят гораздо более рельефно. По данным МВД РФ, в четвертом квартале прошлого года на первом месте по количеству переселившихся в Россию участников программы оказались именно граждане Таджикистана (32,4%), за которым следуют Казахстан (28,2%), Армения (9,9%), Узбекистан (8,6%) и Молдавия (8,3%). Данных по этнической принадлежности участников программы МВД не публикует, так как пункт о национальности в документах отсутствует. Но этническую принадлежность переселенцев косвенно отражает их предыдущее гражданство. Более 3/4 переселенцев являются выходцами из Средней Азии, а вместе со странами Закавказья их доля доходит до 90%. При этом многочисленное русское население пока остается только в Казахстане и в меньшей степени – в Узбекистане, Киргизии и Азербайджане. Поток переселенцев с Украины крайне мал (2,7%), а из Белоруссии и Прибалтики почти полностью отсутствует.
Более 40% всех переселенцев прибыли в Россию из Таджикистана и Армении, где русского населения практически нет. Учитывая отсутствие данных по этнической структуре переселенцев из других республик, а также миграционную ситуацию в Калужской области, можно заключить, что среди переселенцев преобладают именно выходцы из Средней Азии и Закавказья.
В пользу этого свидетельствует положение в расположенном на северо-западе Калужской области Обнинске. По свидетельству члена Совета по правам человека при президенте (СПЧ) РФ Кирилла Кабанова, выходцы из Средней Азии «гражданство массово и на удивление быстро получают в соседнем Жукове по программе переселения соотечественников». При этом многие беженцы из того же Донбасса еще первой волны эмиграции его так и не получили. По словам депутата городского собрания Обнинска Андрея Зыкова, по городу ходят слухи, что гражданство можно приобрести за 200 тыс. рублей. Примечательно, что огромное число мигрантов, которых в городе насчитывается уже около 30 тысяч, по-русски практически не говорят, что раздражает местное население и провоцирует конфликты.
Похожая ситуация складывается и с предоставлением российского гражданства в целом. За 2021 г. Россия выдала паспорта 735,4 тыс. иностранцев, подавляющее большинство которых ранее являлись гражданами стран бывшего СССР. По данным МВД, 58% получивших российское гражданство являлись выходцами из европейских стран СНГ, в число которых входят Белоруссия, Украина и Молдавия, 28% – из Средней Азии (включая Казахстан) и 11% – из Закавказья, к которому относятся и признанные Россией в качестве независимых государств Абхазия и Южная Осетия. Несмотря на то, что 40% всех выданных паспортов (292,6 тыс.) получили граждане азиатских стран СНГ, их соотношение с выходцами из европейской части Содружества вроде бы выглядит неплохим. Тем более что в Казахстане, Узбекистане и Киргизии до сих пор проживает достаточно многочисленное русское население (всего около 4,5 млн. чел.).
Однако, если выдачу паспортов рассмотреть по странам, ситуация выглядит далеко не столь однозначно. Первое место в этом рейтинге занимает Украина, граждане которой получили почти 376 тыс. российских паспортов (51%). Но связано это не с тем, что выходцы из этой республики столь массового мигрируют в Россию, а преимущественно с предоставлением российского гражданства жителям Донецкой и Луганской народных республик. На втором месте находится Таджикистан, граждане которого получили 103,7 тыс. российских паспортов (14%), на третьем – Казахстан – почти 50 тыс. (7%), за которым следует Армения – 47 тыс. (6%), Узбекистан – 32 тыс. (4%) и Азербайджан – 31 тыс. (4%). Граждане Белоруссии за прошлый год получили 24,5 тыс. российских паспортов, а Молдавии – 23,7 тыс. Еще меньше российских паспортов получили бывшие граждане Киргизии – всего 19,2 тыс. На каждую из трех этих стран приходится по 3% от общего числа случаев предоставления гражданства.
Данных по этнической принадлежности новых обладателей МВД не публикует, так как этот пункт в документах миграционного учета теперь отсутствует. Но определенные выводы можно сделать и по тому, откуда именно в Россию прибывают новые граждане. Наиболее странно в этом «рейтинге» выглядит массовая раздача российского гражданства выходцам из Таджикистана, где русского, да и другого европейского населения уже давно практически нет. По данным переписи 2010 г., в РТ насчитывалось всего 34,8 тыс. русских, большинство которых уже находились в преклонном возрасте. Так что абсолютное большинство выходцев из Таджикистана, получающих российское гражданство, могут быть только этническими таджиками и представителями других народов республики. Аналогичной выглядит ситуация в Армении, где по переписи 2011 г. насчитывалось не более 11 тыс. русских.
Последние места по получению российского гражданства занимают Грузия (5 тыс.), которая вышла из СНГ после «пятидневной» войны в августе 2008 г., а также Туркмения (3,6 тыс.), по собственной инициативе установившая с Россией визовый режим еще в 1999 г. На количестве выданных российских паспортов все эти обстоятельства, очевидно, повлияли негативным образом, так как миграционные потоки между этими республиками бывшего СССР и Россией резко сократились в объемах. Для Туркмении же основным зарубежным рынком труда, на котором работают ее граждане, в отличие от других стран Средней Азии, стала не Россия, а Турция. Кроме того, очень мало российских паспортов получают граждан прибалтийских стран, которые входят в ЕС и потому в РФ особо не стремятся. За прошлый год гражданами России стали всего 375 выходцев из Латвии, 380 – из Литвы и 153 – из Эстонии.
Еще более показательной является выдача разрешений на временное проживание, которые оформляются на три года и являются необходимым условием получения вида на жительство. Если по выдаче паспортов удельный вес выходцев из Средней Азии за 2021 г. составляет 28%, то разрешений на временное проживание – 51%, а видов на жительство – 43%. Причина столь значительной разницы заключается в том, что жителям Донбасса два последних документа не выдаются, и на статистику их получение, как в случае с паспортами, не влияют. Поскольку же разрешения и виды на жительство нужны для того, чтобы закрепиться в России, можно констатировать, что наиболее активно на ее территории оседают именно выходцы из Средней Азии.
В целом же можно заключить, что политика России по предоставлению разрешений на долговременное проживание и гражданство, если не учитывать раздачу паспортов жителям Донбасса, ориентирована преимущественно на выходцев из Средней Азии и Закавказья. В среднесрочной перспективе последствиями такой политики станет резкое изменение в их пользу этнодемографической структуры целых населенных пунктов, муниципальных районов и регионов. В последние время такую ситуацию уже можно наблюдать в Подмосковье и Калужской области, где заметно ухудшилась криминогенная обстановка и выросло число конфликтов на межэтнической почве.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram