На фоне разворачивающихся событий на Украине, где с 24 февраля проходит спецоперация России по оказанию помощи Луганской и Донецкой народным республикам, референдум по изменениям в Конституцию Белоруссии оказался на втором плане информационной повестки дня. Вместе с тем данное событие нельзя считать проходным моментом не только для Белоруссии, но и с точки зрения формирующейся сегодня новой геополитической реальности в мире.
О необходимости внесения изменений в Конституцию белорусские власти говорили еще несколько лет назад, но только после событий августа 2020 года, когда в стране начались массовые акции протеста в связи с прошедшими президентскими выборами, процесс принятия решений ускорился. Провели сбор предложений с мест, создали Конституционную комиссию и к концу 2021 года проект нового Основного закона страны был готов. После доработки и одобрения Александром Лукашенко документ был отправлен на голосование.
Как и предполагалось, референдум вызвал серьёзный резонанс среди белорусской оппозиции, которая призвала своих сторонников прийти на избирательные участки и не допустить принятие новой Конституции. Параллельно противники Лукашенко начали разработку собственного документа, который представляет собой сбор многочисленных националистических требований оппозиционно и прозападно настроенной части белорусского общества.
Официальный Минск при этом главной своей проблемой видел не столько результаты голосования, о чем неоднократно говорил даже сам А. Лукашенко, сколько начало очередной волны протестов. Несмотря на такие опасения, и досрочное голосование, и основной день 27 февраля прошли относительно спокойно. Правда, из-за ситуации на Украине противники власти решили использовать плебисцит в своих целях, призвав не только сорвать референдум, но и провести многочисленные антивоенные демонстрации. В итоге в некоторых белорусских городах, действительно, были замечены немногочисленные акции протеста, а в Минске даже прошла демонстрация и возложение цветов к посольству Украины. Однако все это было оперативно купировано правоохранителями. По данным МВД Белоруссии, в ходе беспорядков было задержано около 800 человек.
Сам процесс проведения референдума, как и его итоги, довольно показательны. Как и предполагалось, Евросоюз и ОБСЕ официально отказались отправлять в Белоруссию своих наблюдателей, как это было уже во время президентских выборов 2020 года. Несмотря на это, европейцы в частном порядке все же приехали в республику, однако официального статуса ЕС они не имели. Всего же за ходом голосования, как заявил председатель ЦИК РБ Игорь Карпенко, следили 195 представителей от СНГ, в том числе Межпарламентской ассамблеи и центризбиркомов, Шанхайской организации сотрудничества, а также более 40 тыс. внутренних наблюдателей. Всего в стране организовали более 5,5 тыс. избирательных участков, а в списки было включено более 6,8 млн человек. Вопрос в бюллетенях был один: «Принимаете ли вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?»
Согласно белорусским законам, референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие свыше половины внесенных в списки избирателей, а для принятия решения за него должны проголосовать более 50% пришедших на избирательные участки. Уже в ходе досрочного голосования стало понятно, что референдум состоится, так как, по официальным данным, явка была просто огромной. Так, с 22 по 26 февраля проголосовали 42,93% избирателей. По окончании основного дня голосования 27 февраля ЦИК объявил предварительные данные, которые можно считать победой белорусских властей над оппозицией.
Согласно данным ЦИК, в голосовании приняло участие 5 359 471 гражданин, или 78,63%, то есть более половины от внесенных в списки. Меньше всего проголосовавших оказалось в Минске (71,37%), а больше всего – в Могилевской области (82,94%). При этом за принятие изменений и дополнений в Конституцию проголосовало 4 440 813 граждан, т. е. 82,86% пришедших на участки или 65,16% от внесенных в списки. Против отдали голоса 686 165 человек – 12,8% и 10,07% соответственно. При этом официально наблюдатели не нашли никаких нарушений, хотя, по словам И. Карпенко, фиксировались «попытки помешать референдуму». Итоговое заседание ЦИК запланировано на 3 марта, а решение, принятое на референдуме, будет иметь обязательную юридическую силу и начнет действовать через 10 дней после официального опубликования.
Примечательно в данном случае то, как отреагировали на референдум на международной арене. В отличие от стран СНГ и России, голосование в Белоруссии на Западе вызвало негативную реакцию. Например, верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности ЕС Ж. Боррель заявил, что «белорусский режим организовал конституционный референдум в контексте широко распространенных нарушений прав человека и жестоких репрессий против всех слоев белорусского общества». МИД Франции сообщил, что Париж «не признает результаты так называемого референдума, который проходил в этой стране с 22 по 27 февраля». И, по всей видимости именно так в скором времени отреагируют абсолютно все страны Запада.
Этому есть две основные причины. Во-первых, речь идет о существенных изменениях в структуре государственного управления Белоруссии, которые фактически закрывают путь туда представителей оппозиции, а также дают возможность Александру Лукашенко сохранить контроль над страной в своих руках. Например, на фоне введения ограничения времени пребывания на посту президента двумя сроками повышается возрастной ценз для избрания с 35 до 40 лет и время постоянного проживания в Белоруссии – с 10 до 20 лет. Кроме того, закрепляется неприкосновенность главы государства, который становится пожизненным членом верхней палаты парламента. Также расширяются полномочия Всебелорусского народного собрания (ВНС), которое признается высшим представительным органом народовластия, наделяется правом смещать с должности президента, избирать главу и членов ЦИК, Конституционного и Верховного судов, вводить на территории страны режим чрезвычайного или военного положения и т. п.
Во-вторых, меняется статус страны. Ранее в Конституции было прописано, что Белоруссия «ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». Теперь появилась иная формулировка: «Белоруссия в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права». И это, пожалуй, самое главное, что пугает Запад. Об этом заявил и Боррель, который отметил, что «большую тревогу вызывает удаление статьи 18 о неядерном статусе Белоруссии». «Этот референдум даст Белоруссии статус ядерной страны. Это очень опасно. Мы знаем, что значит, что Белоруссия может стать ядерной страной. Это означает, что Россия поставит свое ядерное оружие в Белоруссию. Это очень опасный путь», – заявил он, по сути, очертив главное опасение стран Запада.
В данном случае следует заметить, что Минск и ранее мог вполне законно разместить у себя в стране ядерное вооружение. Об этом неоднократно говорил и А. Лукашенко. При этом в конце февраля он, после телефонного разговора с президентом Франции Э. Макроном (Франция официально не признает Лукашенко главой государства), сообщил условия, при которых такое действительно может произойти. По его словам, «если Америка или ты, Франция, ядерная держава, ядерное оружие перебросите в Польшу, Литву, к нашим границам, то я не размещу здесь (у меня нет этого оружия), я обращусь к Путину, чтобы мне вернули то оружие, которое я когда-то без всяких предварительных условий вам отдал». Таким образом, Лукашенко в очередной раз сделал предупреждение ЕС и США о том, что им не стоит нагнетать обстановку на белорусских границах, а вопрос принятия Конституции или признания ее в ЕС и США в данном случае не играют никакой роли.
В целом же прошедший в Белоруссии референдум нельзя назвать событием, которое серьезным образом изменит геополитическую ситуацию в Восточноевропейском регионе, но оно потенциально связано с будущим региона. Это – процесс корректировки внутреннего развития республики, но никак не ее внешнеполитического курса. Новая Конституция не повлечет за собой серьезных изменений ни в самой Белоруссии, ни в ее поведении на международной арене. Однако в том или ином случае данный вопрос будет использоваться противниками Лукашенко и странами Запада для попыток дискредитировать нынешние белорусские власти и создать дополнительное напряжение вокруг страны.
Впрочем, на фоне происходящего сегодня на Украине и начала формирования новой мировой реальности в кратко- и среднесрочной перспективе референдум в Белоруссии и ее новая Конституция будут волновать Запад в последнюю очередь. И это будет реальным шансом для официального Минска спокойно провести намеченные в стране изменения.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram