Азербайджан уже третий год председательствует в Движении неприсоединения, одной из самых крупных (после ООН) международных организаций, объединяющей в своем составе 120 стран. Причем председательства он удостоился на восьмом году членства в движении, что в Баку считают подтверждением усилий, заслуг и авторитета своего государства.
Каковы место и роль Азербайджана в этой международной организации, как повлияло председательство на повышение имиджа страны на международной арене и как сочетается членство в Движении неприсоединения с сотрудничеством официального Баку с государствами-участниками противостоящих друг другу военно-политических блоков? На эти и другие темы с «Ритмом Евразии» беседует азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде.
- В чем видит Азербайджан свою роль в Движении неприсоединения и какие задачи ставит перед собой на период председательства в этой организации?
- Азербайджан является полноправным членом Движения неприсоединения с 2011 года. В 2019 году удостоился поста председателя и будет выполнять эти функции до 2023 года. Тот факт, что Азербайджану в сравнительно короткий срок было доверено председательство, показывает, что за прошедшие после вступления в организацию 8 лет он сумел зарекомендовать себя с очень хорошей стороны. Правда, Азербайджан возглавил движение в довольно непростой период, период пандемии, когда деятельность не только этой, но и почти всех международных организаций оказалась временно парализованной. Не было возможности проводить встречи, какие-то мероприятия. Но Азербайджан, будучи председателем, уже в апреле 2020 года провел одну из первых на тот момент онлайн-конференций, так как предстояло обсудить крайне актуальные для членов Движения неприсоединения вопросы.
- Какой была повестка дня первой онлайн-конференции?
- Она была направлена на обеспечение государств – участников Движения неприсоединения средствами индивидуальной защиты. В тот период еще был очень большой дефицит масок, аппаратов искусственного дыхания, других средств, необходимых для защиты населения от вируса и борьбы с пандемией. Этих средств не хватало даже развитым, крупным государствам, не говоря уже о слаборазвитых странах. Азербайджан понимал, что эти, развивающиеся, страны – самые уязвимые, у них нет ни средств, ни возможностей не только для приобретения средств индивидуальной защиты, но даже для того, чтобы ставить этот вопрос на высоком уровне. Поэтому от имени 120 государств – участников движения Азербайджан ходатайствовал перед ООН о проведении специальной конференции, где рассматривался бы вопрос обеспечения слаборазвитых государств. Баку не только призвал относительно состоятельные государства оказать помощь менее развитым странам, но и сам выделил на эти цели около 30 миллионов долларов США. Несколько миллионов долларов выделила и ВОЗ. Затем состоялась специальная сессия Генассамблеи ООН, посвященная вопросам пандемии, на которой была отмечена роль Азербайджана как инициатора ее созыва.
- А что касается содействия вакцинации населения стран-участниц движения?
- На тот же период в рамках нашего председательства был поставлен вопрос о справедливом доступе к вакцинам. Сейчас вакцины так или иначе распределяются между всеми странами, потому что производятся в достаточном количестве. Налажен выпуск различных видов вакцин. И развивающимся, африканским странам они в той или иной степени уже поставляются. А в первые месяцы пандемии проявился так называемый вакцинный национализм, когда крупные государства закупали эти вакцины в чрезмерных количествах, а слаборазвитым странам они не доставались. Слаборазвитые государства приступили к вакцинации населения лишь несколько месяцев назад, тогда как у крупных развитых государств вакцины портились, истекал срок их годности, и те их просто выбрасывали. Азербайджан еще тогда обращал внимание на недопустимость такого подхода.
- Какие задачи ставит перед собой Азербайджан как председатель Движения неприсоединения на предстоящий период?
- Что касается предстоящего периода, Азербайджан в рамках этой организации ставит целью решение проблем, связанных с возникшим сегодня в мире продовольственным кризисом. Если мы говорим о Движении неприсоединения, следует иметь в виду, что подавляющее большинство участников организации – это слаборазвитые страны Африканского континента, Южной Азии. И, конечно, вопросы, связанные с развитием, обеспечением значительного количества населения этих стран продовольствием, предметами первой необходимости являются перманентно актуальными. Поэтому Азербайджан как председатель организации обращает особое внимание на разработку различных программ в этом направлении, углубление и детализацию уже существующих программ с целью оказания этой категории стран необходимой помощи.
- Что дало председательство в Движении неприсоединения самому Азербайджану, в том числе в плане повышения его авторитета и роли на международной арене?
- Председательство дало очень конкретные результаты и приносит практическую отдачу. Достаточно сказать, что во время 44-дневной войны группа ведущих стран, членов Совета Безопасности ООН, инициировала принятие резолюции, запрещавшей Азербайджану практическое применение силы для разрешения этого конфликта. Резолюция была подготовлена и даже вынесена на первичное обсуждение. Но Азербайджан провел переговоры и очень плотные консультации с государствами – участниками Движения неприсоединения, объяснил им суть вопроса, то, почему Азербайджан применил силу, почему это было неизбежным и невозможно было остановиться. Мы объяснили этим государствам, что принятие такой резолюции фактически лишит нас возможности действовать иначе в разрешении конфликта.
И наша позиция нашла понимание у этих государств. Даже обсуждение резолюции в ООН было ими заблокировано. Причем Азербайджан не мог применить к этим государствам никакого воздействия, силового давления или иных принудительных мер. У нас нет для этого ни ресурсов, ни возможностей. Решение эти государства приняли добровольно, никаких дивидендов оно им не принесло. Но они поняли, на чьей стороне справедливость. Мы объяснили, что за прошедшие годы были приняты четыре резолюции ООН, где говорилось, что армянские силы должны быть выведены с этих территорий. Но резолюции не исполнялись на протяжении почти 30 лет. Мы обратили внимание на то, что те же крупные государства, которые тогда приняли эти резолюции, сейчас пытались ограничить нас в действиях, чтобы принятые ими же резолюции не исполнялись. Это один из моментов.
- А были и другие?
- Дело в том, что для очень многих стран так называемого третьего мира очень остро стоит вопрос справедливости. Заключается он в том, чтобы их услышали, чтобы их голос звучал наравне с голосом крупных государств. Не секрет, что в целом ряде случаев это только номинально, хотя в уставе ООН записано, что голоса всех государств равны. К сожалению, никакого равноправия на глобальном уровне нет. Но когда такое маленькое государство, как Азербайджан, получает поддержку, когда его справедливые требования услышаны, у остальных малых государств появляется надежда, что и их голос будет услышан. Можно сказать, что в данном случае свою роль сыграли имидж и политический вес Азербайджана. Потому что маленькое государство, столкнувшись с противодействием крупных государств, все же сумело протащить свою повестку и худо-бедно, но решить вопрос в свою пользу. А это повысило престиж Азербайджана в рамках Движения неприсоединения и в мире в целом и дало понять, что солидарность в этом мире – не пустой звук и она может сыграть действенную роль для защиты интересов малых государств.
- Азербайджан, будучи членом Движения неприсоединения, имеет стратегическим союзником члена НАТО – Турцию, а, с другой стороны, активно сотрудничает с членом ОДКБ – Россией? Как сочетается такое сотрудничество и нет ли здесь противоречий?
- Азербайджан привержен Бандунгским принципам и окончательно решил не вступать ни в какие военно-политические блоки. Мы взаимодействуем с Россией и с Турцией, есть и соответствующие соглашения, но в перспективе они не предусматривают нашего участия в названых вами военно-политических блоках. Мы не стремимся стать членом НАТО и никогда не заявляли о том, что вступим в ОДКБ. Хотя, с другой стороны, Белоруссия, будучи членом ОДКБ, одновременно является участником Движения неприсоединения. Так что и здесь есть исключения. Эти исключения позволяют государствам реализовывать собственные интересы, оставаясь приверженцами принципов Движения неприсоединения.
А что касается сотрудничества Азербайджана с государствами – участниками двух противоположных военно-политических блоков, это абсолютно допустимо. Движение неприсоединения не ограничивает государства в сотрудничестве с различными объединениями по вопросам, связанным с безопасностью. Достаточно отметить, что та же Индия является участником Движения неприсоединения, а в военном плане активно сотрудничает, с одной стороны, с Россией, с другой – с США. То же самое можно сказать о Пакистане. При этом и Индия, и Пакистан обладают ядерным оружием.
Вообще, современная политика не опирается на односложные решения. Она многосложна. Главное – соблюдать приверженность базовым принципам.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram