Как сделать так, чтобы внешний долг Узбекистана не затормозил вступление в ЕАЭС - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.04.2025 |

Как сделать так, чтобы внешний долг Узбекистана не затормозил вступление в ЕАЭС

Министерство финансов Республики Узбекистан сообщило, что за прошедший год размер внешнего долга достиг 23,6 млрд долларов, или 34% от ВВП. При этом сумма всего госдолга страны (совокупность внешнего и внутреннего долга), составила 26,3 млрд долларов, или 38% от ВВП.

В 2021 году Узбекистан заключил 33 соглашения о привлечении кредитных средств на сумму в 4,9 млрд долларов. На текущий год запланированы новые кредитные заимствования, правительство установило лимит на внешние займы, они не должны превышать 4,5 млрд долларов. В отчете Минфина РУз сказано, что внешние займы были направлены в основном на финансирование госбюджета, значимых проектов в сферах здравоохранения, инфраструктуры, животноводства и др.

Эксперт из Ташкента Бахтиёр Эргашев в интервью «Ритму Евразии» рассказал о причинах роста внешней задолженности Узбекистана и о том, как это может сказаться на внешней политике страны.

- Бахтиёр Исмаилович, в чем причина постоянного роста внешнего долга Узбекистана? Может ли это сказаться на процессах сближения страны с ЕАЭС?

- Давайте исходить из того, что внешний долг Узбекистана формируется вследствие очень активной политики заимствования, которую мы проводим последние пять лет. Внешний долг за это время сильно вырос, и это сейчас действительно очень большая проблема. Потому что эти заимствования, к сожалению, идут не только на реализацию каких-либо новых промышленных производств, которые могут приносить прибыль. Значительная часть заемных средств идет на инфраструктурные и социальные проекты, которые по определению не могут приносить прибыли, поэтому очень серьезный вопрос в том, как эти долги будут отдавать.

Для узбекской экономики на нынешнем этапе её развития рост внешнего долга – это очень серьезная проблема наряду с не решенной до сих пор проблемой инфляции. Эти два финансовых фактора будут оказывать сильное влияние на экономическую политику.

Но проблема роста внешнего долга Узбекистана не связана напрямую с вопросом вступления в ЕАЭС или другие организации, здесь дело в другом. К сожалению, внешнеторговый баланс Узбекистана не сбалансирован. Острой проблемой является то, что импорт ощутимо выше экспорта, то есть мы завозим больше, чем вывозим. При этом в импорте почти 40% занимает ввоз машин и оборудования, и эта разница сохраняется в торговом балансе, все последние годы импорт преобладает над экспортом.

Также большое место занимает импорт продовольственных товаров, особенно в последние два года, это связанно с пандемией. Поэтому есть проблемы в реализации Узбекистаном стратегии экспортно ориентированного развития. В этом плане страна не достигла серьезного прорыва. У Узбекистана отрицательное сальдо внешней торговли с Россией и Казахстаном, эти две страны ЕАЭС занимают соответственно первое и третье место среди внешнеторговых партнеров Ташкента.

Поэтому, продвигаясь в сторону ЕАЭС, Узбекистан должен сделать так, чтобы он входил туда не только как страна, которая будет импортировать продукцию, производимую в других странах объединения, но и для расширения возможностей роста своего экспорта. Это основная цель.

- Возможен ли существенный рост экономического сотрудничества России и Узбекистана в ближайшие годы?

- Разумеется. Между нашими странами есть соглашение, над исполнением которого все работают, и есть понимание того, что уже в ближайшие 4-5 лет объем торговли между РУз и РФ с нынешних 5 с лишним млрд долларов должен достигнуть 10 млрд. Такова поставленная стратегическая цель, и она должна быть достигнута. В этих целях подготовлено несколько дорожных карт развития экономического сотрудничества между странами.

То же самое касается торговых отношений Узбекистана и Казахстана. Поставлена задача в ближайшие три, максимум четыре года достигнуть объема внешней торговли между ними в 5 млрд долларов. То есть увеличить практически в два раза по сравнению с нынешними показателями.

Таким образом, где-то к 2025-2026 гг. (максимум к 2027 г.) внешняя торговля Узбекистана с Россией и Казахстаном должна в целом достигнуть 15 млрд долларов. Это очень амбициозная цель. Если сейчас вся внешняя торговля Узбекистана равняется около 30 млрд долларов, то в принципе, если будут достигнуты названные мной показатели, внешняя торговля Узбекистана со странами ЕАЭС будет составлять значимую часть общего внешнеторгового оборота страны.

Резюмирую: вступит Узбекистан в ЕАЭС в качестве полноправного члена или останется в статусе наблюдателя – внешняя торговля, экономическое сотрудничество со странами Евразийского союза будет развиваться и расширяться, это однозначно.

Другое дело, что этот процесс может быть ускорен, если Узбекистан плавно и эволюционно в ближайшие годы сможет синхронизировать с ЕАЭС большую часть своих банковских процедур, технических регламентов, фитосанитарных норм – всего того, что определяет внешнюю торговлю и воздействует на неё. Только в этом случае можно будет говорить о готовности Узбекистана к полноценному членству в ЕАЭС.

- Как вы в целом видите перспективы расширения ЕАЭС за счет присоединения других стран?

- Сейчас мир вступил в эпоху глобальной трансформации, когда разрушаются старые и формируются новые блоки и альянсы, новые экономические региональные объединения и союзы. В этих условиях сложно прогнозировать, какие страны могут войти в те или иные интеграционные объединения, в частности в ЕАЭС.

Поскольку Узбекистан уже получил статуса наблюдателя, то, вероятнее всего, он будет стремиться получить статус полноценного участника ЕАЭС в будущем.

Что касается других стран, то мы все видим, что серьезный интерес к ЕАЭС проявляет Иран. Вполне возможно, что над каким-то более углубленном форматом взаимодействия с ЕАЭС задумается и Турция. Но всё это – перспективы в среднем и даже долгосрочном периоде.

В среднесрочной перспективе можно реально говорить, что если Узбекистан вступит в ЕАЭС, то после него захочет вступить и соседний Таджикистан, сейчас он тоже изучает этот вопрос.

Некоторые эксперты в последние дни стали говорить, что и новая Украина может вступить в ЕАЭС, но я не знаю, как этого можно достичь в обозримом будущем. Там идут сложные процессы, и будут ли они способствовать интеграционному взаимодействию, говорить пока, на мой взгляд, преждевременно.

Также я слышал мнение некоторых российских экспертов относительно возможного вступления в ЕАЭС Монголии. Хотя вряд ли она в ближайшее время может решиться на такой шаг, у Монголии свои особенности внутренней политики, расстановки политических и экономических элит, разнонаправленных интересов групп элит. Это позволяет сомневаться в том, что эта страна в ближайшей или среднесрочной перспективе могла бы присоединиться к Евразийскому союзу.

ЕАЭС сейчас не нужно думать об экстенсивном росте (присоединении новых членов), полезнее, на мой взгляд, взять тайм-аут и решить те проблемы, которые на самом деле существуют внутри объединения. Там очень много вопросов надо решать, а не делать приоритет на постоянное расширение как один из факторов успеха.

Правильно думать не столько о расширении, сколько о повышении качества взаимодействия внутри данного интеграционного объединения.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4819
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика