Цены на газ в Европе 8 марта упали сразу на тысячу долларов. Эта новость могла бы быть радостной для потребителя, если не знать, о каких величинах идет речь. Дело в том, что падение произошло после скачка до 3300 долларов.
На открытии торгов стоимость апрельских фьючерсов по индексу наиболее ликвидного хаба TTF чуть превысила 2870 долларов и уже через несколько минут достигла ценового максимума в 3309,6 доллара. К закрытию торговой сессии цена снизилась в итоге до 2330 долларов. Но надо понимать, что этот рекорд – не последний.
«Ну что ж. Добро пожаловать в новый мир, в котором уже скоро европейцы будут платить 2000 евро за тысячу кубов газа» – так в начале марта на приостановку сертификации немцами «Северного потока-2» отреагировал зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев.
Заявление получилось гротескным и пугающим своим реализмом. Когда прошлой осенью цена впервые в истории подобралась к отметке 2000, это казалось невообразимым абсурдом, страшным сном. Сегодня это грозит стать постоянной реальностью. И возможно, через некоторое время цена в 2000 покажется весьма божеской.
А ведь год назад, в начале 2021-го, цена на газ в Европе колебалась в районе отметки $230 и казалась стабильной и долговременной. Однако уже к концу отопительного сезона выяснилось, что из-за слишком холодной зимы европейские ПХГ заполнены всего на треть и требуют пополнения. Кроме того, свою уязвимость продемонстрировала «зеленая энергетика»: из-за погоды ветряки и солнечные установки дали куда меньше электроэнергии, чем обычно, что также увеличило потребность в традиционных источниках.
К началу нового отопительного сезона ПХГ в Европе оказались заполнены всего на 72%, что стало минимальным уровнем за 10 лет. В итоге в последние дни сентября цена впервые перевалила уже за $1000. А уже 6 октября она пробила отметку в $1969. Помогла установлению новых ценовых рекордов и неопределенная ситуация с «Северным потоком-2», который был окончательно достроен уже 10 сентября, однако его сертификация застопорилась якобы из-за необходимости смены юрисдикции компании-оператора. Сначала стало известно, что процесс затянется как минимум до конца года, а потом эти сроки и вовсе сдвинулись на лето 2022-го.
А ведь позитивные сдвиги с «СП-2» могли бы успокоить цены, получилось же наоборот. Еще одним негативным фоном стали распространяемые США слухи о якобы неизбежном «российском вторжении» на Украину.
Самое забавное в этой ситуации, что, несмотря на слабую заполненность хранилищ, европейские компании все время, что шла подготовка к новому сезону, не спешили их заполнять в ожидании снижения цен, которое осенью казалось неизбежным. Все ждали, когда цена вернется к комфортным 200 долларам за тысячу кубов.
Наивные. Если бы кто-нибудь из них мог заглянуть в будущее.
Напомню, сразу после начала российской спецоперации на Украине власти ФРГ объявили об остановке сертификации «СП-2». Ударом номер два стали разговоры о возможности отказа от российских углеводородов. Сначала это анонсировали США и в итоге реализовали свое решение вечером 8 марта. Европе же пойти на подобный шаг не просто непросто, но и невозможно.
Как утверждает РИА «Новости» со ссылкой на высокопоставленный европейский источник, в ЕС возникли разногласия по поводу поставок газа из России, разные страны ЕС выступают за разные темпы снижения «зависимости от энергоресурсов России». Очевидно, что за более высокие темпы выступают те страны, которые практически не зависят от российских газа и нефти, те же, кто не может без них, против.
В начале недели верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, выступая перед депутатами Европарламента в Страсбурге, заявил о том, что после 2014 года зависимость Европы от российских поставок только выросла. По его словам, теперь необходимо «систематически» ее снижать, но для этого нужно иметь политическую волю.
Интересно как?
Можно часто услышать упреки, что, мол, Россия имела 8 лет санкций, что должно было стимулировать импортозамещение, а задача все еще не решена. Так оно и простимулировано. Просто невозможно за такой срок провернуть столь колоссальный объем работы, чтобы полностью отказаться от товаров с Запада. Вот и Европа никак не могла в такие сроки избавиться от зависимости от России. И, пожалуй, даже в большей степени, ибо «заместить» газ за счет импорта просто неоткуда.
Возможно ли это вообще? Ответ, кажется, напрашивается сам собой: да, если перейти на «зеленую энергетику». Но, во-первых, полный переход на нее – это вопрос вовсе не 2030 года, как бы европейцам ни хотелось этого в идеале, и даже не 2050-го. И едва ли он вообще возможен, т. к. природа регулярно демонстрирует, что невозобновляемые источники энергии остаются самым надежным средством, в то время, как ветряки иногда тупо замерзают или стоят без движения в безветренную погоду. Так что «зеленая энергетика» не панацея, да и в любом случае это не вопрос обозримого будущего.
Частично отказаться от российского газа Европа может или расконсервировав угольные шахты, что полностью противоречит «зеленому курсу», или запустив новые АЭС – что дорого, долго и тоже является предметом споров с экологами. Иными словами, дешевой и быстрой замены российскому газу в природе пока просто не существует.
Тем более замены российскому газу, который, будучи поставляемым по трубам, намного дешевле сжиженного. Впрочем, европейцы, возможно, и не отказались бы переплачивать за СПГ, лишь бы уйти от России, да вот проблема – необходимых его объемов нет физически.
В прошлом году Россия поставила в Европу почти 200 млрд куб. м газа. Найти такой объем где-то в другом месте невозможно. Никакие американцы или катарцы физически столько просто не найдут. К тому же у них также есть действующие контракты, которые надо исполнять. Рынок СПГ заточен главным образом на Азию, которая интенсивнее других восстанавливается после коронавирусного спада экономики и требует все больше и больше газа. Излишки просто неоткуда взять.
Кто-то, конечно, вспомнит, как прошлой осенью из-за резкого роста цен на европейских спотах в сторону ЕС развернулось несколько танкеров, которые везли СПГ в Азию. Проблема в том, что это и есть те самые «излишки», и эти несколько танкеров едва ли способны спасти «отцов европейской демократии». Речь идет о деятельности перекупщиков, которые заработали на продаже некоторых имевшихся в наличии объемов, вот и все. Большего у них просто нет.
Кроме того, те же катарцы ясно дали понять европейцам, что их не интересуют разовые акты спасения европейской экономики, что они готовы разговаривать только о долгосрочных контрактах. А это один из тех пунктов, от которого ЕС давно пытается отказаться в торговых взаимоотношениях с Россией. Шах и мат! Лучше уж брать на тех же условиях у России. К тому же дешевле. Наконец, у Евросоюза просто нет необходимых для приема и разжижения такого объема мощностей. Их надо строить, а это снова миллиарды и миллиарды. На фоне гиперинфляции, которую неизбежно вызовет растущая цена, тем более когда в море лежит готовый к эксплуатации «СП-2», расходы на строительство новых СПГ-терминалов будут выглядеть натуральным издевательством для граждан стран ЕС.
Кстати, обратим внимание: вопреки утверждениям заместителя госсекретаря США по политическим делам Виктории Нуланд о том, что «Северный поток-2» в настоящий момент «мертв» и вряд ли будет «реанимирован» когда-либо, это вовсе не так. Он не был заморожен решением ЕС, на него не были наложены санкции. Просто немецкое правительство отозвало документы у регулятора, который занимается сертификацией. Т.е. для реанимации процесса не нужно будет принимать отдельных законов, не нужно будет снимать ограничения через европейские суды. Достаточно будет просто вернуть бумажку. Таким образом, мы видим, что немцы еще не окончательно сошли с ума и не готовы лишать себя путей к отступлению.
«Федеральное правительство уже несколько месяцев работает с партнерами в Европейском союзе и за его пределами над разработкой альтернатив для российской энергии. Но это не происходит в одночасье. Поэтому с нашей стороны было сознательным решением продолжить деятельность коммерческих предприятий в области энергоснабжения с Россией», – заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц, комментируя отказ Европы вводить санкции против российских углеводородов.
Между тем в Москве уверяют, что поставки газа в Европу продолжатся в любом случае и в полном объеме, что бы ни случилось. На этом фоне даже произошло наращивание поставок через украинскую ГТС. И это, несмотря на продолжающуюся военную спецоперацию на территории Украины. Почему-то Киеву, который считает себя подвергшимся агрессии, не приходит в голову остановить транзит.
Может, пану Зеленскому просто в Европе популярно объяснили, что за транзит он отвечает головой? Ведь его остановка для Европы может оказаться смертельным ударом. В том, что сама Европа от российского газа не откажется, можно не сомневаться. Зато в ЕС сегодня популярна страшилка, что отказаться от поставок может сама Россия.
Этим слухам отчасти способствовало заявление российского вице-премьера Александра Новака о том, что санкции могут быть взаимными, и Россия в ответ на остановку «СП-2» могла бы остановить «СП-1». Едва ли это можно воспринимать как серьезную угрозу, скорее, это предостережение европейцам, напоминание о том, что энергетика – это святое и попытки влезть в нее с санкциями могут привести к непоправимым последствиям.
А еще А. Новак предупредил о возможности провокаций в отношении украинской ГТС, в частности газоперекачивающих станций. Силы, которые могут пойти на провокацию, он не назвал, но это очевидно – укро-националисты. «Хочу заранее об этом предупредить – это крайне опасно», – заявил он, подчеркнув, что Россия в этом, естественно, не заинтересована и сделает все, чтобы не допустить подобного.
Судя по всему, речь идет о возможности подрыва ГТС украинскими диверсантами. Причем не трубы (труб много, все разом не взорвешь при желании), а компрессорных станций, что может привести к резкому снижению объемов транзита. Причем сделано это может быть так, чтобы потом саму же Россию и обвинить в том, что она намеренно повредила газопровод, чтобы заставить европейцев вернуться к запуску «СП-2».
Конечно, те, кто принимает решение о диверсиях, должны понимать, что в этом случае пострадает и Украина, которая, лишившись транзита, сама останется без газа. Но кого сегодня волнуют ее проблемы? Тем более если решение принимают не в Киеве, а за океаном.
Там прекрасно понимают, что это может еще больше взвинтить цены в Европе, подняв их до небес: три, четыре, пять тысяч долларов и это не предел. И кое-кто там может на этом неплохо заработать, как уже зарабатывает с осени, когда начались скачки цен.
Иногда кажется, что весь нынешний украинский кризис был искусственно спровоцирован, чтобы дать этим силам заработать. Если даже это и не так, то все равно газовые спекулянты очень много выиграли и молятся о том, чтобы кризис вокруг Украины, а с ними и заоблачные цены на газ, продлились как можно дольше.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram