Специальная военная операция Вооружённых сил РФ на Украине попутно закрыла самую острую проблему жизнеобеспечения Крыма – дефицита водных ресурсов. Теперь Северо-Крымский канал (СКК), на протяжении восьми лет перекрытый украинскими властями, снова утолит жажду полуострова водами Днепра.
«Большая вода»: от Новой Каховки до Джанкоя
24 февраля российские военные из Крыма вошли в Херсонскую область и взяли под контроль весь украинский участок Северо-Крымского канала. Вечером того же дня глава Республики Крым Сергей Аксёнов заявил, что подразделения России контролируют главный гидроузел в Новой Каховке (Украина) и «водная блокада» полуострова фактически закончилась.
26 февраля инженерные войска РФ аккуратно и без ущерба инфраструктуре СКК подорвали бетонную дамбу, преграждавшую днепровской воде путь в Крым. С этого момента живительная влага стала понемногу заполнять русло канала. 3 марта вода самотёком, без использования насосных механизмов достигла самого северного города Крыма – Армянска, а через неделю добралась до Джанкоя, преодолев расстояние в 70 км. Сейчас крымская часть водоносной магистрали наполняется со скоростью более 2 млн кубометров в сутки и к середине марта должна дойти до нужного уровня.
В кратчайшие сроки военнослужащие железнодорожных войск провели расчистку русла канала от деревьев и кустарников, а специалисты судоремонтного завода Черноморского флота отремонтировали шлюзы и затворные механизмы, взорванные отступавшими формированиями украинских неонацистов. Важной частью первоочередных восстановительных работ стала регулировка напора воды в канале, что должно предохранить примыкающие к СКК населённые пункты Крыма и Херсонской области от затопления внезапно хлынувшим мощным водным потоком.
В отличие от Украины, на территории Крымского полуострова инфраструктура Северо-Крымского канала в целом поддерживалась в надлежащем состоянии, поэтому для приёма воды из Днепра понадобятся минимальные подготовительные мероприятия. Вместе с тем, по мнению учёных, для полноценного восстановления всей инфраструктуры СКК «потребуются несколько лет и колоссальные средства».
Вода по Северо-Крымскому каналу дошла до Джанкоя
Перестройка сельского хозяйства
До 2014 года Северо-Крымский канал покрывал около 85% всех водных потребностей Крыма, причём большая часть поступавших гидроресурсов использовалась для сельского хозяйства. Неудивительно, что наибольший ущерб от украинской «водной блокады» понесли крымские аграрии: площадь орошаемых земель уменьшилась со 140 тыс. га до 14 тыс., гибли урожаи зерновых, полностью прекратилось выращивание риса, сильно сократились посевы кукурузы и плантации фруктовых деревьев, закрылись многие плодоовощные предприятия и рыбоводческие хозяйства. Сельхозпроизводители Крыма пытались подстроиться под новые условия, переходя на выращивание засухоустойчивых культур и внедряя дорогостоящие технологии капельного орошения.
Словом, попытки Украины заморить Крым жаждой провалились. А теперь возвращение днепровской воды на полуостров и вовсе в корне меняет дело. Аграрную отрасль ожидает переориентация на орошаемое земледелие. Это вдохнёт жизнь в обширные степные районы северного Крыма и даст мощный толчок для восстановления и развития сельскохозяйственного потенциала региона, обеспечив в дальнейшем крупные поступления в местный бюджет. По словам крымского учёного директора научно-производственной компании «Водные технологии» Анатолия Копачевского, возобновление водоподачи по СКК увеличит урожайность сельхозкультур и повысит плодородность почв.
Первый пункт в планах аграриев – возобновить выращивание крымского риса, доля которого на рынке Украины до 2014 года составляла 30%. На севере полуострова находилось порядка 14 тысяч чеков – стоячих водоёмов, в которых выращивали до 80 тыс. тонн риса в год. «Урожайность риса как таковая в два, а в некоторых случаях в 2,5 раза выше, чем урожайность пшеницы, если их сопоставлять по срокам выращивания на тех же самых площадях. То есть объемы производства зерновой продукции как таковой, если действительно восстановится отрасль рисоводства, существенно увеличатся», – уверен доцент кафедры плодоводства и виноградарства Крымского федерального университета Дмитрий Потанин.
Кроме того, в северных и центральных районах полуострова прогнозируется многократное увеличение посевных площадей и урожайности зерновых, сои, кукурузы. Предстоит закладка новых садов и возрождение выращивания овощей в открытом грунте в больших объёмах. При этом важная задача – наладить производство собственного семенного и посадочного материала.
Открывается возможность для реанимации крымского рыбоводства, которое практически перестало существовать в степной части полуострова после перекрытия Киевом Северо-Крымского канала. В животноводческой отрасли обилие пресной воды обогатит кормовую базу, что в итоге положительно скажется на производстве мяса и молочной продукции.
В долгосрочной перспективе Крым получает шанс составить конкуренцию Краснодарскому краю на российском рынке сельхозпродукции и внести вклад в поддержание продовольственной самостоятельности России.
Сохранить экологию и сэкономить
Блокирование Северо-Крымского канала со стороны Украины нанесло существенный вред экосистемам Чёрного и Азовского морей, животному и растительному миру Крыма, поэтому возобновление работы водного путепровода будет постепенно выправлять ситуацию.
В более узком отношении рестарт водоносной артерии обеспечит потребности химических заводов-гигантов северного Крыма в воде, что напрямую связано с поддержанием экологической безопасности в регионе. Остроту проблемы отчётливо продемонстрировала ситуация с испарениями сернистого газа в Армянске в 2018 году, причиной которого стало отсутствие воды для заполнения отстойника-кислотонакопителя завода Ukrainian Chemical Products (прежнее название – «Крымский титан»), который ранее снабжался из канала. Отныне воду из СКК снова можно использовать для заполнения кислотонакопителя предприятия.
Наконец, с введением в строй Северо-Крымского канала отпадает необходимость в реализации многих дорогостоящих, долговременных и неоднозначных по воздействию на природу проектов преодоления вододефицита Крыма. Не нужно будет строить новые водохранилища и установки по опреснению морской воды, пропадёт потребность в интенсивной выкачке воды из подземных скважин, их можно будет законсервировать, исчезнет смысл искать воду под Азовским морем. Прекращение этих проектов освободит в федеральном бюджете десятки миллиардов рублей и позволит России перенаправить их на решение более насущных задач в условиях беспрецедентных санкций Запада.
Подводные камни днепровской воды
В то же время восстановление водотока в Крым по Северо-Крымскому каналу требует решения ряда проблем. Главная из них – плохая гидроизоляция дна водоносного тракта, причём эта проблема усугубилась за последние восемь лет, поскольку в Киеве не уделяли никакого внимания поддержанию состояния гидротехнического сооружения на подконтрольной территории. По имеющимся оценкам, потери воды в канале могут доходить до 30-40%. Также высказываются опасения, что дренаж вод из-за ненадёжной гидроизоляции Северо-Крымского канала создаёт риск подтопления сёл и сельскохозяйственных земель в низинах.
Остаются вопросы и к качеству воды из Днепра в случае её поступления в крымские водохранилища. По результатам украинских проб в ней обнаруживали примеси тяжёлых металлов и пестицидов, тогда как в крымских водоёмах, напротив, вода относительно хорошего качества. Нельзя исключать и попытки украинских неонацистов отравить воду в канале. В связи с этим требуется постоянный контроль качества этой воды. Со своей стороны, сотрудники крымских лабораторий Центра гигиены и эпидемиологии уже взяли пробы для её проверки.
В не меньшей степени вся инфраструктура канала нуждается в усиленной охране, учитывая её критическое значение для жизнеобеспечения полуострова. Мосты, дамбы и шлюзы являются потенциальными мишенями для атак украинских диверсионных групп. Например, в случае прорыва на Каховской ГЭС последствия для Херсонской области и Крыма были бы весьма печальными, поэтому российские вооружённые силы оперативно взяли под контроль весь украинский отрезок канала.
* * *
С 2014 года Украина всё время строила всевозможные козни Крыму, шантажировала и запугивала его население. Она устроила транспортную блокаду полуострова, но это стало бессмысленным после строительства моста через Керченский пролив. Киев варварски лишил крымчан электроэнергии, но Россия быстро проложила спасительный подводный энергомост из Кубани и построила на полуострове две мощные электростанции. Украинские власти хотели превратить Крым в пустыню и перекрыли Северо-Крымский канал, но сегодня все его гидроузлы находятся в руках России. Собственный горький опыт так ничему не научил правителей агонизирующей страны.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram