В Ташкенте 3-4 марта прошла международная конференция на тему «Региональное сотрудничество между государствами Центральной Азии в рамках Совместного плана действий по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии ООН». По итогам мероприятия были приняты Ташкентская декларация и обновленная редакция Совместного плана действий, в которых страны Центральной Азии определяют конкретные задачи по противодействию терроризму.
Конференция была организована в гибридном формате с участием более 150 участников
Функцию лидера по борьбе с терроризмом в регионе
берет на себя Узбекистан
Политолог кандидат философских наук из Ташкента Равшан Назаров в интервью «Ритму Евразии» оценил предложения президента Узбекистана по усилению борьбы с терроризмом.
– Равшан Ринатович, какие из предложенных Шавкатом Мирзиёевым мер стоит реализовать в ближайшее время?
– На прошедшей Международной конференции Мирзиёев выдвинул пять предложений.
1. Открытие в Центральной Азии офиса Контртеррористического управления ООН.
Это актуальное предложение, т. к. есть необходимость постоянного мониторинга и критической оценки выполнения Совместного плана действий ООН. Было предложено усилить взаимодействие Узбекистана с ведущими международными и региональными организациями, вовлеченными в решение вопросов безопасности ЦА.
2. Создание Единой электронной сети по кибертерроризму в Центральной Азии для борьбы с терроризмом в цифровом пространстве.
Данное предложение особенно важно в связи с тем, что к сожалению, возрастает уровень технологической оснащенности современного международного экстремизма и терроризма.
3. Формирование регионального Экспертного совета из числа ведущих специалистов стран Центральной Азии.
Данный совет должен будет заняться вопросами социальной реабилитации и реинтеграции тех граждан государств ЦА, которые вернулись из «горячих точек» (зон военных конфликтов).
4. Созыв в 2023 году в Самарканде Молодежного совета стран Центральной и Южной Азии для обсуждения актуальных вопросов региональной безопасности.
Данное предложение связано с тем, что именно молодежь является главным объектом вербовки ос стороны сил международного терроризма.
5. Проведение в 2023 году Международной конференции высокого уровня «Просвещение и религиозная толерантность».
Данное мероприятие должно определить дальнейшие шаги в продвижении идей и практических мер по реализации Специальной резолюции ООН.
Поскольку 4-я и 5-я инициативы конкретно привязаны к определенному времени (2023 г.), то уже в 2022 году можно создать организационные комитеты по проведению данных мероприятий. Также в текущем году можно осуществить предварительные меры по реализации первых трех инициатив. Особенно актуальна вторая инициатива, поскольку киберпространство нуждается в постоянном контроле.
– Почему Антитеррористическая конференция стран ЦА и ООН прошла именно в Ташкенте? Узбекистан берет на себя функцию лидера по борьбе с терроризмом в регионе?
– Антитеррористическая конференция проходит в Узбекистане по ряду причин:
во-первых, в Ташкенте расположена РАТС (Региональная антитеррористическая структура) ШОС, которая уже в течение двух десятилетий активно работает в сфере региональной безопасности;
во-вторых, Узбекистан имеет значительный опыт по борьбе с терроризмом, профилактике экстремизма и реабилитации бывших участников экстремистско-террористических группировок;
в-третьих, в «Глобальном рейтинге терроризма» на начало 2021 года Узбекистан занял 134-е место как государство с очень незначительными рисками, обойдя по уровню безопасности даже такие страны, как Швейцария, Австрия, Финляндия;
в-четвертых, именно в Узбекистане состоялись такие важные Международные форумы, как «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» (2017 г.), «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие» (2018 г.), «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» (2021 г.), «Новый Узбекистан и региональное партнёрство в Центральной Азии» (2021 г.) и др.;
в-пятых, Узбекистан в последние годы принял целый ряд основополагающих документов в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом и приступил к их активной реализации. Среди них – закон РУз «О противодействии экстремизму» (2018 г.), «Оборонная доктрина» (2018 г.), «Концепция общественной безопасности РУз» (2021 г.), «Национальная стратегия по противодействию экстремизму и терроризму на 2021-2026 гг.» и другие документы;
в-шестых, в принятой в январе текущего года «Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 гг.» четко прописаны конкретные меры по профилактике экстремизма и борьбе с терроризмом, в т. ч. такие, как совершенствование международно-правовых основ противодействия экстремизму и терроризму; расширение договорно-правовых основ сотрудничества с зарубежными государствами, региональными и международными организациями в сфере противодействия экстремизму и терроризму; обмен информацией и опытом с зарубежными государствами и международными организациями в сфере противодействия экстремизму, терроризму и их финансированию; активное участие в международных и региональных организациях, деятельность которых направлена на противодействие экстремизму и терроризму; координация совместных усилий по реализации Глобальной антитеррористической стратегии ООН в ЦА в рамках совместного плана действий.
– Как изменилась угроза международного терроризма для Центральной Азии с тех пор, как «Талибан»* захватил Афганистан? Повысилась или, может быть, понизилась?
– Нельзя сказать, что смена политического режима в Афганистане в августе 2021 г. и приход к власти движения «Талибан» очень сильно изменили степень влияния афганского фактора на безопасность Центральной Азии. Общая нестабильность и высокая конфликтогенность афганского общества, межэтническая и межплеменная рознь, социально-экономическая ситуация на грани гуманитарной катастрофы, неконтролируемые миграционные потоки, вопросы наркотрафика, продолжающаяся (пусть и с меньшей интенсивностью, чем ранее) гражданская война – все эти факторы вряд ли способствуют ожиданиям быстрой стабилизации ситуации в Афганистане.
На этом фоне полагать, что степень угроз со стороны Афганистана резко снизилась, – это выдавать желаемое за действительное. Приходится констатировать, что пока Афганистан ещё реально может представлять угрозу для безопасности государств Центральной Азии. Это связано с высокой концентрацией в различных регионах Афганистана террористических групп различного направления (ИГИЛ*, «Аль-Каида»*, «Хизб-ут Тахрир»*, ИДУ* и др.).
Перспектива дестабилизации
Президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» из Кыргызстана Юрий Погиба в интервью «Ритму Евразии» рассказал о важности международного сотрудничества для борьбы с терроризмом и экстремизмом.
– Юрий Леонидович, как вы оцениваете угрозу экспансии террористических группировок на территорию Центральной Азии?
– В данный момент мы наблюдаем общее обострение ситуации в мире, включая наш регион. Ситуация в Центральной Азии становится потенциально опасной, некоторые угрозы из теоретической плоскости перешли в практическую. По тем данным, которыми обладают спецслужбы, в Афганистане сильно активизировались группы «Талибана», а также других террористических группировок, таких как ИГИЛ и «Исламское движение Восточного Туркестана»*.
Недавно, по оперативным данным, они обсуждали вопрос возможного вторжения в наш регион в направлении Таджикистана и Узбекистана. На севере Афганистана, по разным оценкам, сосредоточено от 10 до 20 тысяч боевиков. Поэтому переговоры о безопасности, которые прошли в Ташкенте, прежде всего, направлены на профилактику возможного вторжения, а также на формирование инструментов взаимодействия с теми странами, которые участвуют в контртеррористических операциях.
– Иначе говоря, конференция в Ташкенте весьма своевременна?
– Это так. Международная солидарность – важнейшее условие в борьбе с терроризмом. Развитие контактов по линии борьбы с терроризмом не зависит от текущих отношений и идеологии различных стран мира. В этом плане спецслужбы даже не совсем дружественных стран успешно проводят спецоперации по противодействию терроризму, наркотрафику и другим глобальным угрозам.
Угроза дестабилизации обстановки в Центральной Азии вполне реальна. Некоторые аналитики на Западе говорят, что боевики в Афганистане жаждут военного и политического поражения России в специальной военной операции на Украине как возможности для атаки на Центрально-Азиатский регион. В этом случае они рассчитывают на неспособность России к быстрой военной перегруппировке.
Такие планы экспансии террористических группировок существуют потому, что ни одна из армий ЦА неспособна самостоятельно потянуть длительные боевые действия с серьезным соперником. На данный момент это возможно только при поддержке России и ОДКБ в целом. Такая ситуация сложилась не из-за того, что военные стран региона слабо тактически подготовлены, а просто из-за недостатка у них собственных ресурсов для ведения активных боевых действий.
Поэтому конференция в Ташкенте является весьма знаковым событием. ООН и ранее своими программами оказывала довольно эффективную помощь, которую мы называем профилактической, позволяющей упреждать определенные угрозы. Существуют прекрасные проекты ООН по противодействию терроризму, по противодействию радикализации молодежи, направленные на борьбу с киберугрозами и многие другие. Они показывают свою эффективность, с ними поэтому работают соответствующие ведомства стран ЦА.
То есть все эти шаги, которые предпринимаются по линии международного сотрудничества и в которых активно участвует Кыргызстан, – абсолютно нормальная практика, и борьба с терроризмом не есть акт идеологизации или политизации каких-то наших позиций.
Терроризм является сильной угрозой для всего постсоветского пространства, особенно для Центральной Азии. Факты последних лет говорят о возросшей угрозе со стороны Афганистана, о концентрации там незаконных вооруженных группировок. Также не стоит забывать, что сегодня там идет жесткое укрепление вертикали власти со стороны талибов. Поэтому все не согласные с ними афганцы, а также часть террористического интернационала (который перебрасывался туда еще до вывода американских войск) постепенно будут выдавливаться на север в сторону стран ЦА с их нестабильными политическими режимами, относительно боеспособными армиями и слабой экономикой.
Сейчас это очень тревожная тенденция, которая хорошо видится. И пристальное внимание к борьбе с терроризмом более чем оправданно, потому что эти вопросы касаются каждого из нас, каждого гражданина Кыргызской Республики и других стран региона, вне зависимости от вероисповедания и национальности. Это – наш общий дом, а терроризм – общая для всех нас угроза.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
Фото: https://unrcca.unmissions.org/ru