Начиная с 24 февраля, страны Балтии яростно рубят экономические связи, прежде соединявшие их с Россией. Делается это по идеологическим соображениям, в качестве ответа на «агрессию, развязанную Россией против Украины» – иначе эти события в Прибалтике называть запрещается под страхом уголовного наказания. Регион ещё недавно был очень тесно связан с Россией экономически, и обрыв этих связей очень бьет по благосостоянию его жителей прямо сейчас. Растут цены буквально на все – начиная с продуктов питания и автомобильного горючего. А власти прямым текстом заявляют простым литовцам, латышам и эстонцам, что это надолго.
Не хватает самого необходимого
Сейчас в странах Балтии порою не хватает даже самого необходимого. Например, в магазинах внезапно пропала соль. Раньше она доставлялась в регион из России, Белоруссии и Украины, но теперь эти каналы поставок оказались перекрыты. Журналистка «Латвийского радио» Евгения Копылова обследовала ассортимент в большом продуктовом магазине одного из торговых центров Риги. «Здесь, как и во многих других местах, соли почти нет. Осталось лишь два варианта – всего полкилограмма розовой крупной гималайской соли за четыре евро. И за семь евро – мелкая соль. Пожалуй, брать не буду!» – сообщила Копылова. Опрошенные ею покупатели тоже не спешили разбирать последние сорта соли по столь высоким ценам.
В самой Латвии соль не производят, поэтому дистрибьюторы, снабжающие ею магазины, отчаянно ищут, как бы им пополнить запасы на складах. Член правления фирмы «Латвийская компания по торговле солью» Илмар Кривадс пояснил: «Спрос увеличился в несколько десятков раз! И, конечно, мы не можем столько сразу поставить, сколько все задумали закупать…» Конечно, рано или поздно дефицит соли будет восполнен. Но с магазинных полок магазинов пропали и другие нескоропортящиеся продукты, например крупы, мука и консервы.
Ещё в прошлом году Россия стала крупнейшим поставщиком зерна в Латвию, на этом сырье основывалась работа местной хлебобулочной промышленности. Сейчас же на здешнем рынке царит паника, и цена на пшеницу приближается к 400 евро за тонну. Это примерно вдвое выше «нормальной цены», существовавшей до пандемии Covid-19, и намного дороже, чем во время пандемии.
Одновременно столкнулись с проблемами и латвийские автомобилисты. Ещё месяц назад цены на топливо были следующие: бензин – 1,59 евро за литр, дизтопливо – 1,46. Теперь же бензин стоит от 1,71 до 1,85 евро за литр, а «дизель» – от 1,65 до 1,75 евро. «Мы тут с друзьями пообщались и решили: как будет, так будет – ну ездить придётся за любые деньги... Но если литр будет за пять евро, тогда уже никак не получится», – пояснил на автозаправке журналисту «Латвийского радио» шофер Янис. С ним согласился его коллега Мадарс, тоже называвший цену в пять евро за литр критической.
Председатель правления Латвийской ассоциации торговцев топливом Ояр Карчевскис признаёт, что проблема заключается не только в росте мировых цен на энергоносители, она ещё и в нарушении логистических цепочек. Например, многие страны ЕС получали топливо из России через Украину и Белоруссию. «Нет никаких признаков того, что цена на бирже будет останавливаться. Пока такое мы не можем определить», – отметил Карчевскис. В Латвии значительную часть цены на топливо составляют налоги. В министерстве финансов сообщили, что планов по снижению ставки акциза на горючее у латвийского правительства пока нет. Зато премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш предупредил жителей страны о грядущем росте цен.
Кариньш, по его словам, не сомневается, что к следующему отопительному сезону и тарифы вырастут, и инфляция повысится. Жителям он посоветовал «умерить аппетиты» и, например, не ездить каждый день на автомобиле. Но чего не сделаешь «идеи ради»: премьер призвал жителей готовиться к полному обрыву связей с Россией. В интервью гостелевидению страны он заявил, что Латвия довольно сильно зависит от импорта энергоносителей из России, но делается, мол, всё, чтобы как можно быстрее его сократить.
«Меня волнуют перспективы голодного года»
В сходном ключе высказался латвийский министр сообщений Талис Линкайтс. По его словам, пока нельзя сказать, каковы будут последствия санкций, так как есть определённая инерция – товары всё ещё отправляются поставщикам. «Грузоотправители стараются как можно быстрее вывозить грузы из России и Белоруссии по существующим каналам», – сказал министр, добавив, что в конце февраля был даже зафиксирован небольшой рост железнодорожных грузоперевозок. «Санкции вступают в силу постепенно, поэтому их влияние на железнодорожную отрасль будет видно примерно через месяц», – пояснил Линкайтс.
Министр рассказал, что в зависимости от того, какие грузы будут продолжать перемещаться через границу (например, через Россию в ЕС из других третьих стран – Казахстана, Узбекистана, Китая), будут разработаны несколько возможных сценариев развития «Латвийской железной дороги». Линкайтс пояснил: «В худшем случае мы рассчитываем на условный "занавес" на границе между Латвией и Россией. Что означает сокращение существующих железнодорожных перевозок примерно на 82-85 процентов».
Что же касается латвийских портов, то, по словам Линкайтса, там ситуация может оказаться немного лучше, чем на железной дороге, поскольку Латвия в любом случае будет нуждаться в сырье и, меняя получателей и поставщиков товаров, сможет ввозить их также и через морские гавани. Тем не менее, по его оценке, грузооборот порта Вентспилса уменьшится на две трети, в Риге – на 45%, в Лиепае – на 10−20%.
В Эстонии – свой «колорит». Там акцизы на автомобильное топливо даже ещё выше, чем в Латвии – и вот результат: 9 марта литр 95-го бензина продавался по 2,049 евро за литр. При этом цена 98-го бензина выросла до 2,099 евро за литр, а стоимость дизельного топлива повысилась до 2,059 евро. Выросли цены и на другие потребительские товары. «Меня уже волнует не цена на бензин и газ, а перспективы голодного года. Украина давала на рынок большой процент зерновых, растительного масла и других сельхозкультур, но в этом году никакой посевной компании нет и не будет. Поставки из России заблокировали, Белоруссию тоже. Удобрения на европоля тоже не идут, а сеять уже надо. Понимает ли руководство Европы (про Эстонию и не говорю), что оно творит? У нас продукты могут подорожать не пропорционально росту цен на энергоносители, а просто потому, что кушать нечего будет. И цена за хлеб дойдёт до 10 евро? Или до 50?» – пишет в соцсети деятель Русской общины Эстонии Андрей Заренков.
Несмотря на растущий дефицит продуктов, торговые сети в странах Балтии демонстративно изымают из продажи товары российского и белорусского производства. После этого предприниматели, ранее занимавшиеся ввозом продукции из этих стран, оказались в тупике – куда девать вернувшиеся к ним товары, и кто за это заплатит? Некоторые из пострадавших предпринимателей считают, что так наказывают не столько «путинский режим», сколько сам литовский бизнес. Об этом, в частности, рассказал порталу Delfi.lt Томас Микучёнис, представитель литовской компании Kosmolat Baltic, занимавшейся поставкой российских и белорусских товаров и сотрудничающей почти со всеми местными торговыми сетями и аптеками. По его словам, дела компании находятся в критическом положении – партнеры в одностороннем порядке возвращают продукцию. Фирма несёт убытки, на складах скапливаются товары, которые невозможно вернуть производителям.
Предприниматель просит предоставить возможность распродать остатки этих товаров. «Наши товары поступают не только в магазины, но и на рынки. Пока там не заметно, чтобы люди с враждебностью к ним относились», – отметил Микучёнис. Об этой же проблеме написал в соцсетях и эксперт по коммуникациям Андрюс Баранаускас. По его словам, на складах местных компаний скопились белорусские и российские товары на миллионы евро. Он предложил свои варианты того, как поступить с деньгами, вырученными от продажи товаров российского производства. «Можем за их счет финансировать украинскую армию. Продать то, что уже привезли. И прибыль, например, двадцать процентов – передать Украине», – предлагает Баранаускас.
«Надо терпеть!»
Вообще, в последнее время литовские производители все чаще говорят об Украине с надеждой – мол, эта страна может послужить для них «спасательным кругом». «С Россией у нас теперь практически нет торговых отношений, с Украиной мы начали работать, а сейчас мы можем только помогать им. Что касается сырья и цен на него, то подорожание пшеницы несомненно скажется на всей цепочке продуктов питания. Кроме того, несмотря на переизбыток мяса на рынке, в минувшую среду на бирже свинина подорожала на 10 процентов», – рассказал глава Литовской ассоциации переработчиков продуктов Эгидиюс Мацкявичюс. По его словам, украинский бизнес ввиду нынешней чрезвычайной ситуации не сможет работать в том же темпе, что и раньше, и этой стране потребуется продовольственная помощь извне, на чём можно будет подзаработать.
Мацкявичюс считает, что если власти Литвы не примут каких-либо быстрых решений, то свиноводство и выращивание крупного рогатого скота в стране могут рухнуть. «Мы видим огромный потенциал, если придется оказывать помощь Украине. Переработчики с имеющимися мощностями могут удвоить производство», – заверил он. И одновременно предупредил, что стоимость продуктов в Литве продолжит расти. «Повышение цен, связанное с подорожанием энергоресурсов (которое должно составить 20-30%), пока не успело попасть на прилавки, а сейчас мы видим, что цены поднимутся ещё больше», – предупредил Мацкявичюс.
Ничего хорошего не может пообещать своему народу и президент Литвы Гитанас Науседа. Он вообще «порадовал» литовцев, не исключив, что Россия способна отключить Литву от электричества. Основания для таких опасений есть – обе страны до сих пор состоят в едином энергокольце БРЭЛЛ, но антироссийские заявления Вильнюса уже давно перешли всякую грань умеренности: такими заявлениями обмениваются государства, находящиеся в состоянии войны. Науседа обещает, что сидеть «при лучине» литовцам не придется – есть энергомост NordBalt, соединяющий Литву со Швецией. Впрочем, президент тут же оговаривается, что там «кабель ограниченной мощности», поэтому какое-то время в любом случае пришлось бы жить «в режиме экономии».
Ещё один предмет беспокойства Науседы – рост инфляции, который, по его словам, обесценит деньги в два с половиной раза. «Я зарегистрировал законопроекты против инфляции, их передадут в парламент. Что решат, не могу сказать… Мы видим, что всё только усугубляется. На ситуацию влияют и санкции, и то, что и Россия, и Украина – поставщики продуктов. Экспорт удобрений будет ограничен, в отношении Беларуси действуют санкции… Всё это повлияет не на карандаши и канцтовары, а на продукты питания – и они будут дорожать. Я не хочу пугать, но так будет», – стращает Г. Науседа. Он признаёт, что этот удар будет очень жёстким для простых литовцев, ещё не опомнившихся от астрономических счетов на отопление, обрушившихся на них минувшей зимой.
«Надо терпеть!» – требуют сейчас от своего населения власти Литвы, Латвии и Эстонии. Забывая упомянуть, что госчиновнику высокого ранга с соответствующей зарплатой выдержать кризисный период будет куда легче, чем простому жителю, озабоченному проблемами ежедневного выживания…
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram