Стало известно о планах Азербайджана, Казахстана и Грузии создать совместное предприятие с целью развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТКТМ). Предполагается, что путь через Каспий позволит этим странам решить логистические проблемы, связанные с антироссийскими санкциями.
О создании тремя республиками бывшего СССР совместного предприятия для активизации транспортного маршрута через Каспийское море со ссылкой на правительство Казахстана 11 марта сообщило азербайджанское информагенство Trend. По его данным, это решение было принято после заседания оперативного штаба по антикризисным мерам, где были рассмотрены итоги проведенных переговоров по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута и вопросы перевозки казахстанских грузов. Участниками переговоров, состоявшихся 9-10 марта, стали представители Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, Министерства цифрового развития и транспорта Азербайджана и Министерства экономики и устойчивого развития Грузии. В итоге три страны приняли решение активизировать усилия по развитию Транскаспийского коридора.
Предполагается, что создаваемое с этой целью совместное предприятие будет заниматься формированием и согласованием тарифов на перевозки («сквозного тарифообразования»), а также тесно связанными с ним вопросами декларирования грузов, применения единых IT-решений и консолидации транзитных грузов. То есть в его задачи будет входить оптимизация транспортных перевозок, которая позволит сделать маршрут через Каспий более выгодным и привлекательным для грузоотправителей. В перспективе по нему можно будет перевозить до 10 миллионов тонн грузов в год, включая до 200 тысяч контейнеров.
Поскольку сами участники проекта в силу небольшого объема их экономик такие объемы перевозок обеспечить не в состоянии, главным грузоотправителем, по всей видимости, должен стать Китай. В качестве дополнительного стимула для развития проекта рассматривается и снижение тарифов на транзитные грузоперевозки через китайский порт Ляньюньган.
Активизация проекта Транскаспийского транспортного маршрута напрямую связана с введением США и ЕС антироссийских санкций после того, как Россия 24 февраля приступила к специальной военной операции на Украине. Помимо самой РФ, эти санкции ударили и по другим странам ЕАЭС, включая Казахстан, тесно связанный с ней транспортно-логистическими связями. Больше всего эти санкции нервируют бизнес, который пока не знает, как вести дела в условиях транспортной блокады. «…90% наших грузов шли через нашего соседа, – цитирует «Коммерсант» совладельца инвестиционной компании Kusto Group Каната Копбаева. – Мы занимаемся отгрузкой продукции через российские порты… Сегодня в течение дня все крупные судоходные компании отказались принимать грузы, в том числе и из Казахстана… В течение буквально пары часов перегрузочные транзитные порты Антверпен, Гамбург, Роттердам, Мугга отказались принимать грузы из РФ и РК. Ни одно судно не зайдет в порт и не возьмет груз, который невозможно застраховать, а от этого отказались все».
Проблемы возникли и с осуществлением международных расчетов. По данным «Коммерсанта», европейские банки начали блокировать все платежи в Россию и Казахстан, а индийские компании заявили, что платежи в эти страны через их корреспондентские счета не проходят.
При этом обойти Россию стороной Казахстану крайне сложно. Не имея выхода к Мировому океану, он экспортировал свои товары в основном через российскую территорию. Все иные варианты вели к возрастанию тарифов на транспортировку и стоимости самих товаров, которые становились неконкурентоспособными. В качестве этих вариантов можно рассматривать маршрут через Китай, который получается слишком длинным и дорогим, а также Транскаспийский коридор, который пока выглядит для Казахстана как едва ли не единственная, хотя и крайне сложная с логистической точки зрения альтернатива.
Транспортный маршрут в обход территории России через Черное море, Закавказье и Каспий – идея отнюдь не новая. Появилась она вскоре после распада СССР, когда США и ЕС поняли, что богатые нефтью и газом страны Средней (Центральной) Азии оказались тем не менее в сильной транспортной зависимости от России. Доставить свои товары на европейские рынки в обход ее территории они не могли, так как таких транспортных маршрутов просто не существовало. А поддержка независимости южных республик бывшего СССР со стороны Запада без выстраивания независимых от России логистических коридоров была крайне проблематичной. Как следствие, в 1993 г. появилась программа создания транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), который должен был обойти Россию вдоль ее южных границ. Причем развивалась она при активном содействии Европейского союза, который с начала 1990-х гг. взял курс на активное освоение постсоветского пространства.
Идея выстраивания нового транспортного коридора для многих стран, расположенных вдоль его маршрута, оказалась довольно привлекательной. На сегодняшний день участниками проекта ТРАСЕКА значатся 13 стран. В их числе – 9 республик бывшего СССР: Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Украина, две крупнейшие страны ближневосточного региона – Иран и Турция, а также Болгария и Румыния. Однако никаких заметных успехов в рамках этой программы достичь так и не удалось, причиной чему является как логистическая сложность самого маршрута, так и проблемы с формированием тарифов.
Большие надежды возлагались на Китай с его программой «Экономического пояса Шёлкового пути», в рамки которой можно было вписать и развитие маршрута через Каспий и Закавказье. Но конкуренции с «Транссибом», предлагавшим китайским компаниям более низкие тарифы и короткие сроки доставки грузовых контейнеров в страны ЕС, этот маршрут не выдержал.
Реинкарнацией ТРАСЕКА в более узком составе должен был стать проект Транскаспийского международного транспортного маршрута. Координационный совет по его развитию был создан в октябре 2013 г. После Евромайдана 2014 г. и введенных Россией ограничений на транзит украинских товаров в страны Средней Азии этот проект получил новый импульс. В ноябре 2014 г. Грузия, Турция, Азербайджан и Казахстан договорились о создании консорциума с участием китайской компании Mishgeng Logistics, «дочки» «Казахстанской железной дороги» «КТЖ экспресс», «Азербайджанского Каспийского морского пароходства», компании «Караван логистикс» и дочернего предприятия «Грузинской железной дороги» Trans Caucasus Terminals. В качестве ассоциированного члена участие в консорциуме планировала принять и Турция, отношения которой с Россией резко ухудшились после того, как ее ВВС в ноябре 2015 г. сбили в Сирии российский бомбардировщик СУ-24.
Объемы перевозок по Транскаспийскому маршруту постепенно росли. По данным казахстанского делового издания kapital.kz, в 2017 г. по нему было доставлено 0,3 тыс. стандартных 20-фунтовых контейнеров, в 2018 г. - 3,9 тыс., в 2019 г. - 7,4 тыс., а в 2020 г. - 8,1 тыс. Одним из главных грузоотправителей стал Казахстан, перевозящий по этому маршруту продукцию нефтехимии, черные и цветные металлы, уголь, угольный кокс, ферросплавы, зерновые, масличные, бобовые культурами и др.
Однако проект ТКТМ столкнулся с теми же самыми проблемами, что и ТРАСЕКА. Крайне сложная логистика маршрута, включающего двойную перегрузку с железнодорожного или автомобильного на морской транспорт и обратно при транспортировке через Каспий и Черное море, делала доставку грузов гораздо более долгой и дорогой, чем через Россию. Для сравнения: общий объём грузоперевозок по «Транссибу» за 2020 г. достиг 558 тыс., а за 9 месяцев 2021 г. – уже 568,7 тыс. контейнеров.
Перспективы Транскаспийского маршрута в условиях санкций пока до конца не ясны, поскольку не ясна сама конфигурация мировой торговли, включая номенклатуру товаров, объемы их поставок, маршруты и т. п. Ее очертания будут, по-видимому, определяться в течение ближайших нескольких месяцев. Очевидно, что какую-то часть грузов ТКТМ переключить на себя сможет, но полноценной альтернативой маршрута через Россию он в силу своей пропускной способности стать не способен.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram