Несколько дней назад на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) под Новороссийском сильный шторм повредил два выносных причальных устройства из трех. В результате погрузка нефти на морском терминале была полностью остановлена. Из-за неблагоприятной погоды какое-то время было невозможно даже обследовать выносные устройства.
Как заявил вице-премьер РФ Александр Новак, ремонт вышедших из строя в результате шторма ВПУ может занять не менее 1,5 месяца, и на это время экспорт нефти по КТК на мировые рынки может быть приостановлен.
Такая ситуация, разумеется, сильно встревожила казахстанских нефтяников, которые посредством КТК поставляют нефть зарубежным потребителям – Италии, Нидерландам, Франции и другим.
Министр энергетики РК Болат Акчулаков заявил, что месторождения страны в течение нескольких дней смогут работать на резервуарный парк, но, если ситуация с ремонтом ВПУ в Новороссийске затянется, это может привести к сокращениям добычи нефти на всех трех крупных месторождениях – Кашагане, Тенгизе и Карачаганаке.
Отвечая на вопросы журналистов о том, какие потери понесет Казахстан в месяц, в случае если ремонт затянется, Б. Акчулаков отметил, что, если в течение указанного срока – три недели один из поврежденных ВПУ удастся ввести в строй, то КТК будет работать в штатном режиме. Сна этот период часть нефти будет временно направлена на альтернативные маршруты, поэтому потерь не ожидается.
Самый пессимистичный сценарий по КТК – это ремонт на два месяца. «Если бы первый причал не работал и все три причала стояли, то 4,4 млн тонн в месяц составили бы потери, из которых по альтернативным маршрутам мы смогли бы распределить 1,3 млн тонн и 3 млн тонн выпадало бы, – отметил министр. – Но в связи с тем, что в начале года прибыль в бюджете закладывалась на уровне $60 за баррель, сегодня цена в пределах $120, что с точки зрения денежных поступлений выше в два раза, поэтому больших проблем по поступлению денег в такой ситуации я не вижу».
При этом один причал даст возможность перекачки определенного объема через Новороссийск, а вот альтернативные маршруты, по словам главы ведомства, сегодня не могут перекрыть весь объем. Эти вопросы в настоящий момент активно прорабатываются.
Наш корр.