Спустя полтора года после «второй карабахской войны», окончившейся 9 ноября 2020 года подписанием инициированного президентом России трехстороннего заявления в Москве, представители армянских властей заговорили о необходимости нормализации отношений с некогда считавшимися «врагами» Азербайджаном и Турцией.
Так, министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян еще 15 марта заявил о готовности Еревана открыть границы и установить дипломатические отношения с Турцией, и со ссылкой на итоги опросов общественного мнения подчеркнул, что этого желает народ Армении. Глава МИД также отметил, что, несмотря на общие позитивные настроения, в армянском обществе есть группы людей, которые скептически относятся к процессу сближения с Турцией, поэтому руководство обеих стран должно «взять на себя политическое лидерство в решении накопившихся проблем».
Почти одновременно пресс-секретарь МИД Армении Ваан Унанян заявил журналистам, что подписание мирного соглашения с Азербайджаном является одним из приоритетов повестки армянского правительства. Формулировку «Зангезурский коридор», о необходимости открытия которого говорят представители Анкары и Баку, он назвал «непонятным выражением», однако подчеркнул, что армянское руководство принимает конкретные шаги в направлении открытия региональных коммуникаций.
Ранее заявление на эту же тему сделал премьер-министр Армении Никол Пашинян, предложив переименовать автомагистраль Север-Юг в проект «Север-Юг-Восток-Запад» и назвать этот проект «Армянским перекрестком», который соединит Армению, Иран, Азербайджан, Нахичевань и Турцию.
В самой Армении и армянском экспертном обществе к подобной перспективе относятся по-разному. Сторонники нынешней власти поддерживают стремление правительства разблокировать все коммуникации и вернуть страну в режим нормальной жизни и развития, который был прекращен с началом конфликта между Арменией и Азербайджаном в 90-е годы прошлого века. Оппозиция и ее сторонники однозначно выступают против какого-либо смягчения отношений с «врагами». Нейтральная же часть общества и аналитиков, понимая важность улучшения положения страны в регионе, одновременно выражает опасения, что уступки с армянской стороны могут привести к очередным потерям и ущемлению интересов Армении на международной арене.
Как заявил «Ритму Евразии» армянский аналитик Норайр Дунамалян, экспертное сообщество страны в этом вопросе в целом поделено на несколько лагерей. «Один из лагерей против постановки такого вопроса, как заключение мирного соглашения с Азербайджаном, налаживание отношений с Турцией. При этом он исходит из тех условий, которые сложились на сегодняшний день. Разделяющие этот взгляд считают, что сторона конфликта, которая потерпела поражение, будет и дальше все время идти на уступки, а те страны, которые так или иначе вовлечены в этот процесс, будут оказывать давление на Армению. Поэтому в интересах Армении найти наиболее оптимальный формат отношений, но на данный момент сделать это довольно сложно», - отметил Н. Дунамалян.
В другом экспертном лагере, который пытается объективно взглянуть на вопрос восстановления отношений с Азербайджаном и Турцией, по оценке нашего собеседника, также не могут прийти к общему знаменателю. «С одной стороны, если мы говорим об армяно-турецких отношениях, в общем есть согласие, что отношения должны быть нормализованы, но без привязки к другим проблемам, например к проблеме карабахского урегулирования или подписания мирного договора с Азербайджаном. Но в Турции и Азербайджане на это не идут. Турция все же увязывает вопрос открытия границ с другими проблемами. Это разблокировка коммуникаций и мирный договор с Азербайджаном», - пояснил эксперт.
По его словам, в связи с мирным договором с азербайджанской стороны были выдвинуты некоторые условия, по которым стороны могли бы договориться, но в этих условиях ничего не было сказано о праве народов на самоопределение или о статусе Арцаха (Нагорного Карабаха), на определении которого настаивает армянская сторона.
Н. Дунамалян заострил внимание на проблемах, которые возникли у населения Нагорного Карабаха в послевоенный период и за которыми в армянском обществе видят попытки давления со стороны Азербайджана с целью выживания армян из региона.
«Параллельно выдвижению Азербайджаном условий мирного соглашения возникла проблема газоснабжения Нагорного Карабаха. Вначале газопровод каким-то образом оказался поврежден, потом на нем установили вентиль, с помощью которого регулируют подачу газа местному населению. При этом правительство Армении боится либо не имеет возможности четко расставить приоритеты по ряду вопросов. Здесь очень сложно маневрировать. И армянская сторона, в общем-то, сама виновата в том, что эта возможность маневра постепенно была ограничена», - заявил Н. Дунамалян.
Позитивным моментом в действиях правительства Армении эксперт считает то, что, когда азербайджанская сторона выдвинула свои условия, армянские власти предложили перенести переговоры с Азербайджаном на площадку Минской группы ОБСЕ. «Минская группа связана с карабахским урегулированием, и это будет означать возвращение повестки. То есть этот момент можно оценивать позитивно, но остается множество проблем, связанных с отсутствием информации о том, о чем вообще ведутся эти переговоры и каковы позиции армянской и азербайджанской сторон», - заметил Н. Дунамалян.
Единственным путем и выходом для нормализации отношений аналитик считает достижение того баланса, который был нарушен после поражения Армении во второй карабахской войне. «Если не будет восстановлен прежний баланс, то для региона это будет чревато постоянными конфликтами, потому что заявление от 9 ноября 2020 года, которое уместилось на 4 страницах, в общем, ведет к будущей войне, мира не устанавливает. И в этом вся угроза», - подчеркнул эксперт.
По его же мнению, даже если Армения и дальше будет идти на уступки, признает территориальную целостность Азербайджана и откажется от Нагорного Карабаха, останутся проблемы с Зангезурским коридором, коммуникациями, гуманитарными вопросами, положением населения Карабаха. И если сейчас Азербайджан, по определению эксперта, пока применяет «мягкие методы этнической чистки армянского населения», то изменение баланса в худшую для армян сторону приведет к постоянным конфликтам в регионе.
О наличии раскола в армянском обществе относительно урегулирования отношений с Азербайджаном и Турцией говорит еще один армянский эксперт Грант Микаелян. По его словам, граждане, которые поддерживают позицию правительства, никаких проблем в этом вопросе не видят. В то же время значительная часть общества, в том числе сторонники оппозиции, относятся к этому процессу скептически либо категорически негативно.
«Если же говорить о так называемой нейтральной группе, к которой я отношу и себя, то мы видим, что существуют серьезные опасения в том смысле, что процесс протекает под явным силовым давлением со стороны Азербайджана. И это первая проблема. Причем азербайджанское руководство не устает заявлять, что оно имеет в виду использовать силовой аргумент на этих переговорах», - отметил Г. Микаелян.
По его же оценке, сам ход переговоров означает, что Армения пошла на дополнительные уступки. По мнению аналитика, армянская сторона в данном формате объективно не имеет достаточной переговорной силы, чтобы обеспечить себе хороший результат.
«Тревожит и то, что многие партнеры и союзники Армении предпочли отдельно, сепаратно договориться с Турцией и Азербайджаном и подталкивали Армению сделать то же самое любой ценой. Это касается и России, и Ирана, и Евросоюза и многих других игроков. Те условия, которые выдвинул Азербайджан для заключения мирного соглашения, на бумаге для непосвященных людей смотрятся очень хорошо, а в действительности предполагают переход оставшейся части Нагорного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана, признание результатов азербайджанской агрессии 2020 года и так далее. А правительство Армении ничего плохого в этом не видит», - подчеркнул эксперт.
По его мнению, процесс протекает в условиях военного шантажа и отсутствия у армянской стороны адекватного представительства и достаточных инструментов.
Г. Микаелян не исключает, что мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном все же будет заключено, потому что, по его словам, процесс переговоров долгое время проходил в «секретном режиме». «Этот процесс был инициирован еще до второй карабахской войны, и тому есть много свидетельств, а сейчас он просто вошел в заключительную фазу и именно поэтому стал публично известным, и то не полностью», - отметил Г. Микаелян.
* * *
Между тем в непризнанной Нагорно-Карабахской республике в последние дни ситуация обострилась. Помимо проблем с газоснабжением, стали поступать сообщения об обстреле находящихся в зоне ответственности российской миротворческой миссии территорий со стороны Азербайджана. Нанесено четыре удара беспилотным летательным аппаратом типа «Байрактар» по подразделениям вооруженных формирований Нагорного Карабаха.
МИД Армении сообщил о захвате азербайджанскими войсками села Парух (Фурух) в Аскеранском районе НКР. В ответ на эти действия президент непризнанной республики Араик Арутюнян 26 марта подписал указ о временном введении на территории Нагорного Карабаха военного положения.
Командованием российского миротворческого контингента во взаимодействии с обеими сторонами были приняты меры для деэскалации обстановки в регионе. По результатам проведенных переговоров азербайджанская сторона осуществила отвод своих подразделений из района населенного пункта Фурух», - сообщило Минобороны России.
Тем не менее, как видим, хрупкий мир, достигнутый в регионе в результате подписания трехстороннего заявления 9 ноября 2020 года, вновь оказался под угрозой...
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram