Распад СССР в начале 90-х годов привел к образованию Содружества независимых государств. И пусть СНГ не в точности соответствовало бывшему Советскому Союзу, с самого начала было очевидно, что подобное образование необходимо – слишком тесными продолжали оставаться связи между новообразованными государствами и взаимная зависимость новообразованных государств на самых разных уровнях, включая экономику.
За прошедшие 30 лет между целым рядом бывших союзных республик процессы взаимодействия и сближения развивались и прогрессировали, что привело к созданию экономического союза ЕАЭС с интеграцией «пятерки» в единое экономическое пространство. В то же время, несмотря на продолжающееся пребывание в рамках СНГ, некоторые союзные республики четко обозначили своим приоритетом прозападный путь развития и присоединение к Европейскому союзу. В частности, Молдова и Украина подписали Договор об ассоциации с ЕС и уже подали заявки на вступление в Евросоюз. Перспективы удовлетворения этих заявок в обозримом будущем, прямо говоря, сомнительны. Приближая их, кандидаты на вступления в ЕС будут неизбежно рвать связи с СНГ, и в этом смысле есть необходимость рассмотреть негативные последствия этого процесса.
Подписание Молдовой в 2013 году договора об ассоциации с ЕС фактически открыло её рынок для западных товаров, поскольку этот договор предусматривал поэтапное снятие таможенных пошлин на импорт из Евросоюза. Это вызвало ответное введение таможенных пошлин на продукцию молдавских производителей на самом обширном для молдавских товаров рынке - российском. Подобный шаг был предпринят Москвой, чтобы предотвратить реэкспорт с территории Молдовы товаров производства стран ЕС под видом молдавских и являлся абсолютно адекватной мерой предосторожности.
Таким образом, молдавские производители приобрели множество проблем на российском рынке, а взамен… Взамен от Европы не получили практически ничего! Требования, которые предъявлял договор об ассоциации с ЕС к качеству, стандартам и упаковке молдавских товаров, были выполнимы для местных производителей только при инвестициях, которые были им не по карману. Однако тот факт, что Молдова продолжала оставаться членом СНГ, а также личные усилия пятого президента Молдовы Игоря Додона помогли в определенной степени решить эту проблему – Российская Федерация неоднократно принимала решения по временному аннулированию таможенных пошлин на определенные группы молдавских товаров.
После того как в конце 2019 года президентом Молдовы была избрана Майя Санду, а на последовавших за этим досрочных парламентских выборах победила проевропейская партия PAS, прозападный вектор молдавской политики усилился, а отношения между Молдовой и Россией стремительно деградировали в силу того, что геополитические пристрастия нового руководства Молдовы зачастую превалировали не только над экономическими интересами страны, но и над здравым смыслом.
Начало специальной военной операции российской армии на территории Украины подтолкнуло сначала саму Украину, а затем и её партнеров по «Ассоциированному трио» Молдову и Грузию подать заявки на вступление в ЕС, несмотря на то что ранее Евросоюз уже заявлял, что не готов рассматривать эти государства даже в качестве кандидатов на вступление. Подобный шаг для Молдовы означает фактическую декларацию о намерении покинуть Содружество независимых государств. В свою очередь, это неминуемо вызовет целый ряд тяжелых последствий для экономики страны, которая и без того находится в ужасающем положении вследствие целого ряда как объективных – последствия пандемии коронавируса, так и субъективных причин, выражающихся в бездарном и некомпетентном руководстве страной представителями партии PAS.
Протокол, предполагающий выход стран «Ассоциированного трио» из торговых отношений с СНГ и переход к ЕС-центрической экономике, был подписан премьерами Украины и Молдовы Денисом Шмыгалем и Натальей Гаврилицей в Кишиневе еще в августе прошлого года. Президент Молдовы М. Санду после подачи заявки на вступление Молдовы в Евросоюз заявила, что это означает начало долгого пути, в течение которого придется приложить немало усилий. В то же время глава государства сказала, что власти выберут подходящий момент для выхода Молдовы из СНГ, «когда достигнем достаточного прогресса на европейском пути». Таким образом, тот период, в течение которого заявка Молдовы будет находиться на рассмотрении, а это может занять не один десяток лет, как показывает пример несравнимо более развитого государства - Турции, Молдова, по мнению Санду, будет продолжать пользоваться преимуществами членства в СНГ.
При этом представители PAS рассчитывают продолжать попытки «усидеть на двух стульях», невзирая на убытки собственных производителей в результате подобной политики. Так, Молдова заявила о намерении импортировать украинское сырье и, переработав его, поставлять конечный продукт в ЕС с молдавскими сертификатами. Между тем молдавские садоводы, традиционно экспортирующие свою продукцию в Россию, задумались о том, что будет с ними. Украине не нужны молдавские яблоки и виноград, а Российская Федерация может закрыть для них свой рынок после прекращения торговых отношений Молдовы с СНГ. Между тем 2021 год оказался самым провальным для фруктового экспорта Молдавии как минимум за последние пять лет. Об этом сообщила аналитическая платформа East-fruit, по ее данным, в рейтинге поставщиков фруктов в Россию, которая является основным рынком сбыта для молдавских садоводов, Молдова заняла восьмое место. Годом ранее она была четвертой. В денежном выражении спад составил 23% – свыше 95 млн долл.
Экс-президент Молдовы Игорь Додон, занимающий сейчас пост председателя Молдавско-Российского делового союза, подверг резкой критике планы нынешней власти Молдовы по выходу из СНГ. «Прежде всего речь идет о беспошлинном режиме для нашего экспорта, что отразится на деятельности тысяч молдавских предприятий, на которых работают сотни тысяч людей», – отметил он. Додон привел данные, свидетельствующие о том, что в последние годы доля стран СНГ в общем экспорте молдавских яблок составляла 99%, свежего винограда – около 50%, абрикосов, черешни, персиков, слив – около 60%, сушеных фруктов – около 40%, овощных консервов – 70%, кондитерских изделий и виноградного вина – около 30%, крепких алкогольных напитков – 50%.
Кроме перечисленных экономических факторов, существуют и другие, не менее важные: в Российской Федерации проживают и работают сотни тысяч молдавских граждан, суммы денежных переводов которых превосходят аналогичные суммы переводов из Европы. Эти денежные поступления в Молдову являются важным фактором для поддержания стабильности национальной валюты и обеспечивают существование значительной части населения страны, в которой экономика зачастую существует исключительно в отчетах правительства и прозападных НПО.
Очевидно, что ухудшение отношений с Россией и выход Молдовы из СНГ может привести не только к кардинальному пересмотру статуса молдавских гастарбайтеров, но и к их депортации из России. Ситуация с трудовыми мигрантами не раз оборачивалась возможностью подобного развития событий. При этом необходимо отметить, что в период, когда Игорь Додон занимал пост главы государства, он уделял этому вопросу повышенное внимание и неоднократно обращался к соответствующим органам российской власти для урегулирования проблем, возникавших в этой сфере. Учитывая поступательный характер развития сотрудничества между Молдовой и Россией в тот период, Российская Федерация шла навстречу просьбам со стороны Молдовы. Так, для трудовых мигрантов были проведены амнистии, в результате которых они смогли узаконить свое пребывание в России. Очевидно, что одним из ключевых факторов при решении подобных вопросов является и членство Молдовы в СНГ.
Именно в этом направлении И. Додон и работает в настоящий момент в качестве председателя Молдавско-Российского делового союза. По мнению политика, большие экономические потери, которая РМ уже регистрирует из-за подрыва традиционных логистических и финансовых потоков, можно существенно покрыть и преодолеть этот кризис с положительными экономическими результатами при следующих условиях:
- Молдова останется нейтральной страной и не присоединится ни к каким экономическим и политическим санкциям;
- власти внесут некоторые изменения в законодательство и нормативные акты, что позволит воспользоваться нынешней конъюнктурой резидентам и нерезидентам РМ;
- НБМ незамедлительно поможет коммерческим банкам и разработает новые процедуры во избежание серьёзных потерь, вызванных приостановлением некоторых прямых банковских расчётов и услуг между банками Молдовы и России (многие банки уже обращаются к банкам-посредникам из других стран);
- в срочном порядке будут устранены все внутренние бюрократические препятствия и достигнута договорённость с международными партнёрами для обеспечения новых безопасных транспортных маршрутов (на севере - через Румынию, Венгрию, Словакию, Польшу и Беларусь; на юге - по Дунаю и Чёрному морю).
Экс-президент призвал правительство принять меры в интересах народа и экономических агентов, искать возможности для активизации торговли со странами СНГ, а также использовать площадку Евразийского союза, в котором Молдова с 2018 года имеет статус наблюдателя.
Очевидно, что в складывающейся международной и региональной обстановке крайне важно для самой страны и народа Молдовы сохранить членство в СНГ, а также экономические связи с Россией и странами СНГ. Альтернативой этому является деградация Молдовы и утрата независимости.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram