Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните 23 марта сообщила, что страны Балтии обратятся в Еврокомиссию по вопросу выработки единого решения Евросоюза о закрытии морских портов для судов под российским флагом. Пока что единого решения на этот счёт нет, хотя уже сейчас западное сообщество обкладывает российское судоходство различными санкциями – такими, например, как отключение судов под флагом РФ от электронных систем навигации. Не исключен и тот вариант развития событий, что прибалты продавят желательный им вариант – и гавани ЕС станут для российских судов запретными. А если Прибалтика этого не добьётся, она готова пока обойтись «региональным решением».
«Российские суда в наших портах – это неприемлемо»
Сейчас из всех стран Балтии наибольшую активность на антироссийском фронте проявляет Литва. Ещё несколько недель назад литовские власти заявили, что намерены запретить судам под флагом РФ посещать порт в Клайпеде. Однако глава литовского правительства И. Шимоните заявила, что этого мало – дескать, желательно было бы закрыть для россиян и гавани других стран. «Было бы хорошо, чтобы это было региональное решение, а лучше всего принять его на уровне Евросоюза. Тогда устранятся возможности обращения в арбитраж», – заявила Шимоните. Она пояснила, что если ЕС откажется от такого шага, то государства Балтии согласуют данную меру между собой. И её абсолютно не смущает, что литовские власти продолжают своими же руками губить одно из самых успешных в стране предприятий – порт в Клайпеде.
Ещё в прошлом году он являлся крупным работодателем и налогоплательщиком. Однако дела этого предприятия сильно подкосило недавнее решение Вильнюса разорвать контракт с белорусским предприятием «Беларуськалий» о транзите его продукции через литовскую территорию. А в начале марта правительство Литвы объявило, что запрет на посещение Клайпеды и на пользование услугами тамошнего порта, его инфраструктурой будет применяться в отношении судов, которые ходят под российским флагом или иным образом связаны с РФ, её гражданами и компаниями. В письме, отправленном правительством руководству порта и связанным с ним организациям, говорится, что их настоятельно призывают «ответственно оценивать возможные риски» и расторгнуть все связи с российскими операторами судоходного бизнеса и экспедиторами.
Аналогичные шаги предприняли и власти Латвии. 21 марта министр сообщения Талис Линкайтс сообщил, что, несмотря на санкции, введенные в отношении российских и белорусских компаний, движение грузов между государствами всё ещё происходит. «Суда под российским флагом продолжают заходить в латвийские порты, что, на мой взгляд, неприемлемо. Поэтому мы готовим соответствующие решения в правительстве. Мы надеялись, что будет совместное решение Евросоюза. Мы видим, что есть страны, которые решительно выступают против этого. Поэтому очевидно, что решение будет региональным», – повторил Линкайтс мысль Шимоните.
Данная оговорка насчёт «регионального решения», как отмечает калининградский политолог Александр Носович, носит знаковый характер. «Страны Балтии верны себе. Они всегда выступают с самыми радикальными антироссийскими инициативами и подают своим большим, влиятельным и осторожным "старшим товарищам" по НАТО и Евросоюзу пример бескомпромиссности и решительности, первыми принимая соответствующие меры. Так было с 2014 года с поставками оружия Киеву – так и сейчас с блокадой российских судов. Поскольку Евросоюз, как признаётся латвийский министр, блокировать корабли из России не готов, речь идёт о запрете на использование портов Литвы, Латвии и Эстонии», – подчёркивает Носович, добавляя, что налицо очередной «самострел» прибалтов – символическое действие в ущерб в первую очередь себе же самим.
Действительно, Талис Линкайтс и сам ничуть не скрывает, что экономика его страны в результате предлагаемых им действий сильно пострадает. Если у Латвии вообще не останется грузооборота с Россией и Белоруссией, то местная железная дорога потеряет как минимум 85% грузов. В портах, как уверяет Линкайтс, всё не так страшно – они могут обрабатывать импорт, поступающий из западных стран. Впрочем, потери всё равно будут, и колоссальные. Так, грузооборот порта Вентспилса может сократиться на две трети, Рига потеряет 45% грузов, а Лиепая – 20-30%. Правда, если останется транзит из Казахстана, Узбекистана и Китая, то ситуация окажется чуть получше. «Можно приспособить мощности порта Вентспилса для хранения нефтепродуктов. Вентспилс может работать как хранилище. И нужно смотреть на другие возможности внутреннего рынка, которые могут появиться в связи с переквалификацией. Но это небольшие возможности. Заменить импорт и транзит через Латвию российских грузов будет невозможно», – откровенно признаёт Линкайтс. И продолжает ратовать за разрыв связей с россиянами.
Не считаясь с потерями
Официальный представитель российского МИД Мария Захарова поясняет, что для экономики нашей страны закрытие прибалтийских гаваней фатальным отнюдь не станет. «Что касается портов Прибалтики, то та самая динамика, которую мы сейчас видим, я имею в виду нисходящую динамику в загрузке, она всем известна. Если политики этих стран решили ещё больше снизить грузооборот в собственных портах, это их дело... В случае принятия очередного антироссийского решения Латвией и Литвой наши грузопотоки будут необходимым образом переориентированы. Российские порты в балтийском и черноморском бассейнах будут продолжать функционировать и ускоренно развиваться, а вот экономические интересы европейских стран неизбежно пострадают», – пояснила М. Захарова.
В свою очередь, генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло напоминает, что все последние годы российский грузопоток через балтийские порты и так последовательно снижался. Сегодня большая часть товаров и сырья направляется из РФ в Евросоюз через гавани в Ленинградской области (Высоцк, Усть-Луга и т. п). Решение прибалтийских политиков лишь ставит окончательную точку в данном процессе. «Всё это ведет к потере денег покупателей товаров, идущих через балтийские страны, к потере прибыли компаний, зарабатывающих на транзите (говоря о Литве и Латвии, речь идёт о 10-17% доходов от ВВП), к переделу и нарушению логистических цепочек во всей Европе. Более того, если судам РФ запретят вход, то руководство России, вполне вероятно, отреагирует зеркально, и убытки для всех сторон будут колоссальными», – объясняет Г. Властопуло.
Разумеется, первыми пострадавшими окажутся портовики и железнодорожники Прибалтики. Но нужно чётко понимать, что в странах Балтии, больше, чем где-либо в Евросоюзе, доводы экономического плана бесполезны. Тезис о том, что «нам нужно платить за нашу свободу, независимость и безопасность», там разделяют не только чиновники, но и значительная часть населения, лишённая доступа к альтернативным источникам информации. Там искренне полагали, что Россия может напасть на государства Прибалтики в любой момент, и с началом спецоперации РФ на Украине эта убеждённость лишь усилилась. А раз так, то любые связи с Россией считаются опасными.
К заявлениям балтийских государств нужно внимательно прислушиваться, поскольку, как показывает опыт, они потом получают широкий резонанс. Упомянутый выше А. Носович отмечает, что Прибалтика в течение последних пятнадцати лет используется для «обкатки» и внедрения наиболее радикальных антироссийских решений, которые на Западе изначально воспринимаются как немыслимые, но уже спустя несколько лет становятся нормой и там. «В этой связи примечательно недавнее допущение представителями США полной торговой блокады России, которая будет проявляться в том числе в блокировании выхода в нейтральные воды российских судов, их недопуске в иностранные порты и захвате на международных морских маршрутах. Предложение Прибалтики запретить российским судам заходить в порты ЕС вполне может быть "пробным шаром" для осваивания этого нового способа давления – на грани между экономикой и применением силы», – не исключает А. Носович.
Действительно, ещё в начале марта в США говорили о возможном закрытии портов для российских судов. Кроме того, у предложения стран Балтии есть поддержка и внутри ЕС. 28 февраля министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Альбарес в интервью радиостанции Radio Nacional de España предложил закрыть для российских судов все порты Евросоюза. «Вчера я сам от имени Испании предложил – и было много стран, которые меня поддержали. И я надеюсь, что эта мера будет принята в ближайшие дни, чтобы помимо закрытия неба Европы закрыть и порты Европы для российских рейсов», – пояснил министр. Позже испанский министр транспорта Ракель Санчес в интервью телекомпании Televisión Española подтвердила, что изучается вопрос того, чтобы запретить заход в порты судам, идущим под флагом РФ. Российский посол в Мадриде Юрий Корчагин не отрицает, что такая инициатива «прорабатывается». По его словам, решение ещё не принято.
Пострадают все
Директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Анатолий Данильцев отмечает, что, если запрет российским судам на посещение портов ЕС всё же «продавят», это принесет отечественным грузоперевозчикам многочисленные трудности. «Проблемы могут возникнуть из-за необходимости переформатирования логистических схем поставки товаров. Также может не хватить тоннажа судов, которые способны обеспечить альтернативные маршруты», – объясняет эксперт. Впрочем, по его мнению, перевозчики, вероятнее всего, смогут найти альтернативные способы доставки грузов. Однако стоимость доставки в результате переформатирования транспортных цепочек может заметно возрасти. Российские компании встанут перед перспективой финансовых потерь, связанных с нарушением сроков по контрактам и возрастающими рисками задержания и ареста грузов. В первую очередь, по словам А. Данильцева, это коснется отраслей, которые используют большой объем компонентов, ввозимых из стран Азии – например, электронных или электротехнических.
С другой стороны, распространенная ныне практика использования «свободных флагов» (при которой владельцы судов могут выбирать, под флагом какого государства будут ходить их суда, исходя из предложенных разными странами условий) делает национальную принадлежность судна весьма условной. Так, учредитель компании VIG Транс Игорь Ребельский не исключает, что все может кончится тем, что суда продолжат ходить в порты Евросоюза, но не под российским флагом. «Если же морской транспорт действительно не будут пускать в порты, тогда в первую очередь в ЕС пострадают пищевой и сельскохозяйственный сектора, в некоторой степени химическая промышленность. А также металлургия и, возможно, некоторые подотрасли, использующие металлы российского происхождения (не только черные)», – предупреждает И. Ребельский.
Понятно, что на закрытии портов ЕС для российских судов рьяно настаивает Киев. В частности, об этом говорил президент Украины Владимир Зеленский, выступая 30 марта по видеосвязи перед норвежским парламентом. По его словам, «Евросоюзу и Норвегии необходимо ввести запрет на использование российскими судами европейских портов на время, пока они блокируют наши порты». Этого Киеву мало – украинский посол в Варшаве Андрей Дещица 31 марта сообщил: «Мы проводим переговоры с польским Министерством инфраструктуры, с правительством Польши с целью полностью закрыть границы, даже если решение не будет принято на уровне Евросоюза. Границы между Польшей и Белоруссией», – уточнил украинский дипломат. По его словам, поляки по просьбе Киева уже начали переговоры с Литвой, Латвией и Эстонией, чтобы и эти страны одновременно закрыли свои границы для Белоруссии и России. «Я думаю, что такое решение будет принято. Тогда не нужно будет ждать этого решения от ЕС», – сказал Дещица.
Российская сторона уже предупредила, что в ответ на закрытие гаваней для кораблей под флагом РФ последуют зеркальные меры. Соответствующее постановление правительства подписано 21 марта. Основой для такого решения будет служить информация министерства иностранных дел о введении санкций против российских судов. Отмечается, что запрет на заход в порты РФ может быть снят после отмены дискриминационных решений недружественного государства, которое ранее запретило посещение своих гаваней судам под российским флагом.
Руководству ЕС впору задуматься о грозящем уроне, ведь по данным Eurostat, Россия – это до сих пор крупнейший партнер Евросоюза по морским перевозкам.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram